Рабочая программа по Информатике и ИКТ 8 класс базовый уровень к учебнику Семакина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

для 8 класса

(базовый уровень)

на 2013 – 2014 учебный год

Составитель: Алексеева Оксана Юрьевна

2013 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ. В основе планирования авторская программа Семакина И.Г. 8 класс по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

Количество учебных часов: 1 урок в неделю (34 часа в год), в том числе практических работ – 22, практикумов – 4, контрольных работ – 5.

Форма промежуточной аттестации:

Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания устно/письменных опросов, практических работ, практикумов, в виде контрольных работ по теоретическому материалу в конце каждого раздела курса.

Общая характеристика учебного предмета:

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющаяся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

систематизировать подходы к изучению предмета;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:

1. В примерной программе на изучение курса отводится 35 учебных часов. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.

2. Изучение раздела « Компьютер как универсальное средство для обработки информации» расширено темой «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», так как для данного класса, где 100% учащихся имеют дома компьютер, эта тема представляет практический интерес.

В тему «Начальные сведения об архитектуре компьютера» включен дополнительный материал «Основные характеристики ПК (тактовая частота, разрядность, объем внутренней памяти). Компьютерная память».

В тему «Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение» включен дополнительный материал «Системное программное обеспечение. Системы программирования (обзор)».

В тему «Текстовый редактор» включен дополнительный материал «Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов».

В тему «Работа с текстовым редактором» включен дополнительный материал «Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа режимов правой кнопки. Горячие клавиши для форматирования».

В тему «Дополнительные возможности текстового редактора» включен дополнительный материал «Вставка в документ графического объекта. Работа с графическими режимами графических объектов».

В тему «Компьютерная графика: растровая и векторная» включен дополнительный материал «Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.). Технические средства компьютерной графики».

В тему «Форматы графических файлов» включен дополнительный материал «Редакторы работы с фотографиями (обзор)».

В раздел «Мультимедийные технологии» добавляется тема «Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа (обзор)» для развития у учащихся целостного представления о мультимедийных технологиях.

В тему «Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа» включен дополнительный материал «Программы создания анимационных роликов (обзор)».

В тему «Компьютерные презентации» включен дополнительный материал «Использование эффектов анимации в слайдах. Использование эффектов анимации при настройке показа презентации».

В тему «Технические приемы записи звуковой и видеоинформации» включен дополнительный материал «Композиция и монтаж. Программы обработки видео и аудио информации (обзор)».

3. Практические работы № 1,2,3,4,5,6,7,8,11,12,13,14,15,18,19,22 проводятся на уроке в ходе изучения теоретического материала, а практические работы №9 и №10, №16 и №17, №20 и №21 интегрируются и проводятся как лабораторно-практические занятия.

Тематическое планирование

8 класс

Общее число часов – 34 час.

Информация и информационные процессы (4 часа).

Введение в предмет.

Информация. Информационные объекты различных видов. Восприятие и представление информации.

Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

2.Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа).

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память).

Гигиенические эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. Основные характеристики ПК (тактовая частота, разрядность, объём внутренней памяти). Компьютерная память.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера. Системное программное обеспечение. Системы программирования (обзор).

Данные и программы. Файлы и файловая система. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

3. Обработка текстовой информации (14 часов).

Понятие текстового редактора. Среда текстового редактора. Тексты в компьютерной памяти. Автоматическая расстановка переносов.

Работа с текстовым редактором. Горячие клавиши для передвижения по документу. Работа режимов правой кнопки. Горячие клавиши для форматирования.

Создание и простейшее редактирование текстового документа (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей.

Дополнительные возможности текстового редактора. Вставка в документ графического объекта. Работа с графическими режимами графических объектов.

Колонтитулы.

Проверка правописания в текстовом документе.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

4. Обработка графической информации (4 часа).

Растровая и векторная графика. Виды компьютерной графики (деловая, конструкторская и т.д.). Технические средства компьютерной графики.

Интерфейс графических редакторов.

Рисунки и фотографии.

Форматы графических файлов. Редакторы работы с фотографиями (обзор).

5. Мультимедийные технологии (8 часов).

Понятие и области применения мультимедиа. Технические средства мультимедиа (обзор). Программы создания анимационных роликов (обзор).

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Виды компьютерных презентаций. Использование эффектов анимации в слайдах. Использование эффектов анимации при настройке показа презентации.

Звуки и видеоизображения.

Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж. Программы обработки видео и аудио информации (обзор).

Календарно-тематический план

№ урока

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество

часов

Тип урока

(форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее

задание

Срок проведения

планируемый

скорректированный

1. Информация и информационные процессы.

4 часа

1/1

Введение в предмет. Информация в природе, обществе и технике.

1

Урок ознакомления с новым

материалом.

Предмет информатики. Роль информатики в жизни людей. Содержание базового курса информатики. Информация. Информационные объекты различных видов. Восприятие и представление информации.

Иметь представление об области применения информатики; об информации.

Знать виды информации и формы её представления, способы восприятия информации.

Уметь различать декларативные и процедурные знания; приводить примеры информативных и неинформативных сообщений; различных видов информации из области человеческой деятельности, живой природы, техники.

Экспресс-опрос

(тестирование).

введение,

§1, вопросы 1-4, §2, вопросы 1-9

02.09-07.09

2/2

Информационные процессы.

Практическая работа №1

Освоение клавиатуры, работа с тренажёром, основные приёмы редактирования.

1

Урок ознакомления с новым

материалом.

Основные информационные процессы: хранение, передача, обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Знать сущностные характеристики информационных процессов (хранения, передачи и обработки информации); способы восприятия информации живыми организмами с помощью органов чувств.

Уметь перечислить свойства информации, представленной в форме сообщений (естественные языки), знаний (от папируса до диска) и распространяемой средствами массовой информации; приводить примеры информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы, техники.

Владеть приемами фиксации аудио и видеоинформации с использованием цифровой камеры и устройств звукозаписи.

Тестирование.

§3, вопросы 1-5

09.09-14.09

3/3

Измерение информации.

2

Урок ознакомления с новым

материалом.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Знать подходы к изучению понятия количества информации (как мера уменьшения, алфавитный подход). Знать единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт).

Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую (например: из байт в биты, из Мбайт в байты, из Гбайт в Мбайт, из Кбайт в Мбайт), иметь представление об измеримости объема количества информации.

Уплотненный фронтальный

опрос.

§4, вопросы 1-7

16.09-21.09

4/4

Информация и информационные процессы.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Информационные объекты различных видов. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Понятие количества информации. Единицы измерения информации.

Знать подходы к изучению понятия количества информации (как мера уменьшения неопределённости знаний, алфавитный подход). Знать единицы измерения информации (бит, байт, Кбайт, Мбайт, Гбайт). Уметь переводить из одной единицы измерения количества информации в другую, иметь представление об измеримости объема количества информации.

Различать декларативные и процедурные знания, информативные и неинформативные сообщения.

— Знать сущностные характеристики информационных процессов.

— Уметь измерять информационный объем текста с алфавитной точки зрения, переводить из одной единицы количества информации в другую (из Мбайт в Кбайт, из байт в Мбайт, из Гбайт в Кбайт).

Контрольная работа по теории 1.

§4, вопросы 1-7,

Материал для углублённого изучения курса: §1.1

23.09-28.09

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

4 часа

5/1

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Практическая работа №2

Знакомство с комплектацией устройств ПК, со способами их подключения.

1

Урок ознакомления с новым

материалом.

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройство ввода-вывода, оперативная и долговременная память). Гигиенические эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Знать правила ТБ при работе на компьютере; основные устройства компьютера их функции

Уметь включать и выключать компьютер, получать информацию о характеристиках ПК: процессора и оперативной памяти, информационной емкости дисков, их сходство и различие; вставлять сменные диски в накопители.

Экспресс-контроль.

Основные характеристики ПК (тактовая частота, разрядность, объем внутренней памяти). Компьютерная память.

§§5,7,

дополнительно §§6,8, вопросы к §§5,7

30.09-05.10

6/2

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение.

Практическая работа №3

Знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы.

1

Комбинированный урок.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера.

Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы.

Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки).

Тестирование.

Системное программное обеспечение. Системы программирования (обзор).

§§9, 10,

вопросы 1-4

07.10-12.10



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика