Рабочая программа и КТП внеурочной деятельности Юный краевед


Программа

внеурочной деятельности

«Юный краевед»

для 1 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Краеведение» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.Данная программа разработана на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.Известно, что этому нельзя научить, ограничиваясь рассказом или показом. Для этого нужна соответствующая деятельность учащихся. В начальной школе изучение краеведческого материала может осуществляться как через компонент учебного плана, так и через внеурочную деятельность при сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Цели программы: 

способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся;

пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Воронежского края;

воспитание любви к природе родного края;

формирование гражданского я, чувства гордости за достижения своих земляков;

Задачи программы:образовательные 1формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; 2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; 3. закрепление этих знаний на практике. Воспитательные1. формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе; 2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких;3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.Развивающие1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д.)2развитие кругозора учащихся. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

системность и последовательность занятий:; обеспечение преемственности обучения;

научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний; 

доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Во внеурочной деятельности спектр занятий по изучению краеведения обширен. Формы учебной работы весьма разнообразны: викториныэкскурсии, праздники, походы, презентации, коллективные и индивидуальные проекты.Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения, как поиск, исследование, проекты, эксперименты и т. д. В программах для каждого класса прослеживается:

преемственность: происходит повторение тем основных разделов, где в каждый последующий год обучения осуществляется более глубокое изучение предмета с выполнением творческих заданий на более высоком уровне.

теоретические сведения связаны с практической деятельностью, что помогает детям творчески подходить к выполнению разного рода занятий. 

умение школьника из ненужных вещей и отходов растительного сырья, из природного материаласоздавать художественные изделия, панно, картины. 

Всё это помогает правильному восприятию окружающего мира, бережному отношению к природе, к людям. Это способствует обогащению внутреннего мира ребёнка, позволяет детям с пользой провести своё свободное время. 

Содержание программыПервый год обучения.Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с городом. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу.  Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи.Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.Также дети учатся дружить, правильно вести себя в обществе, взаимопомощи и соучастию, применять эти знания на практике.

Календарно- тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

1

Что изучает краеведение? Мой дом

2

Мир твоего дома

3

Жизнь каждого члена семьи Отношения в семье

4

Новый год Моя родословная ..

5

Рождественские колядки

6

Я и моё имя

7

Я-ученик, я- школьник

8

Родная школа. Трудовая жизнь школы

9

Школьные, семейные традиции и праздники

10

Моё родное село

11

Труд людей в городе и на селе

12

Профессии в моей семье

13

Экскурсия на предприятие

14

Мой город

15

Моя улица

16

Наш современный город

17

Правила безопасного поведения

18

Экскурсия по городу

19

Отечество. Наша родина- Россия. Моя малая родина.

20

О гербе, флаге и гимне

21

Москва- столица нашей Родины

22

Русский народный костюм. Сто народов- одна страна.

23

Я- надежда Отечества

24

Земля- общий дом для всех людей






See also:
Яндекс.Метрика