Рабочая программа дополнительного образования Юный натуралист


Рабочая программа кружка «Юный натуралист»

Учитель: Воличенко Светлана Юрьевна

Пояснительная записка.

В системе начального обучения трудовая деятельность является одним из важнейших факторов развития ребенка: нравственного, умственного эстетического. Именно в начальных классах закладываются основы социально активной личности, проявляющей интерес к трудовой деятельности, самостоятельности, уважения к людям труда и другие ценные качества, способствующие усвоению требований к жизни утверждению в ней.

Главным направлением деятельности кружка «Юный натуралист» является работа, имеющая общественно — полезную значимость. Работа кружка организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Занятия кружка должны решать общеобразовательные задачи, способствовать трудовому и нравственному воспитанию.

Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней и желание охранять и преумножать ее красоту. Учащиеся должны осознать необходимость и целесообразность своего труда. Следует обращать внимание на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности и самостоятельности. Труд детей должен быть разнообразен как по характеру, так и по объему, посильным для данной возрастной группы.

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и тесно связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства окружающего мира. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, праздники и экологические акции).

Контакт с родителями осуществляется в совместных мероприятиях: походах, экскурсиях, участие в экологических акциях.

Программа разработана для детей 3 класса. Программа рассчитана на 34 часа с проведением занятий 1 раз в неделю .

Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей.

Основные задачи курса:

-формирование представлений о необходимости труда в жизни людей и потребности трудиться, т.е. подвести детей к пониманию того, что все необходимое для жизни, деятельности и отдыха человека создается трудом самого же человека — «один для всех и большинство работают для одного»;

-расширение и обогащение практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;

-воспитание уважительного отношения к людям труда и результату их трудовой деятельности;

-формирование практических умений в процессе обучения и воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры;

-воспитание трудолюбия; выработка терпения, усидчивости, сосредоточенности; формирование потребности трудиться в одиночку, в паре, группе, умение распределять трудовые задания между собой;

-развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти — как образной, эмоциональной, двигательной, так и словесно логической; развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления, конструкторских способностей; развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений. В программе усилено внимание к опытнической работе учащихся: дети знакомятся с влиянием влаги, тепла и света на рост растений; влиянием различных способов подготовки семян на их прорастания, сроков посева. В программе содержание направлено на более раннее знакомство детей с элементами агротехники, сельскохозяйственной техники, профессиями сельского хозяйства; значительное время отводится занятиям сельскохозяйственного труда, где школьники знакомятся с правилами выращивания цветочно-декоративных растений.

Цель: Создать условия для формирования и развития у обучающихся:

Естественного интереса к природе;

Лучшему усвоению программного материала;

Творческих способностей;

Умения работать в группе.

Виды деятельности учащихся.

Работа с научно-популярной литературой;

Выращивание и уход за растениями;

Содержание животных;

Наблюдение и постановка опытов;

Охрана зеленых насаждений, птиц;

Участие в работе «зеленый патруль»;

Помощь животным, попавшим в беду;

Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

Формы итогового отчета.

Сообщения о результатах своих наблюдений;

Выставка рисунков;

Викторины;

Конкурсы;

Вечера;

Оформление наглядных пособий;

Проведение массовых мероприятий.

Прогнозируемые результаты.

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира;

об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Раскроет перед юннатами деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.

Критерии эффективности курса.

Теоретическая часть.

Знание основных понятий материала курса;

Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты;

Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем.

Практическая часть.

Умение ухаживать за комнатными растениями, животными;

Умение изготовить наглядные пособия;

Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе.

Содержание программы

Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Отдельные темы занятий первого и второго года сходны по названию и содержанию и рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков юннатов второго года занятий.

Учебно-тематический план кружка «Юный натуралист»

Тема

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1.Экскурсии.

7

7

2.Работа на учебно-

опытном участке.

10

2

8

3. Гигиена труда.

3

1

2

4.Жизнь

замечательных людей.

1

1

5.Мир профессий.

2

1

1

6.Комнатные растения

и уход за ними.

5

1

4

7.Цветочно-

декоративные

растения.

6

2

4

Итого

34

8

26

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Вводное занятие.

Экскурсия в конный клуб.

Экскурсия: «Осень в природе.»

Выставка « Дары природы»

Почва и ее роль в жизни растений.

Практика: «Уход за растениями».

Полезные ископаемые.

Страницы Красной Книги

Экскурсия» Подготовка птиц к зиме»

Практика: Изготовление кормушек.

Охрана и привлечение птиц.

Домашние животные. Фотовыставка.

13.Тайны морей и океанов.

14.Составление эскизов цветочных клумб. Знакомство с оранжеровкой цветов

15 Экскурсия : « Природа зимой.»

16.Все профессии важны, все профессии нужны. Кем быть? Знакомство с профессиями «Человек-природа».

17 Ядовитые комнатные растения. Меры предосторожности.

18. Мир комнатных растений.

19. По страницам журнала «Юный натуралист».

20 Флора и фауна Тульской области.

21Экология Тульской области.

22.Проектная деятельность : « Целебные свойства растений»

23. Защита проектов

24. Экскурсия : «Весна в природе»

25. Экскурсия : «Птицы весной»

26. Очевидное и невероятное в природе.

27. Экология Тульской области

28.Охрана природы

29.Уголок живой природы летом.

30.Выставка рисунков «Как прекрасен этот мир».

31..Экскурсия. «Лес — наше богатство, его надо беречь».

Значение воздуха, воды для растений, животных, человека.

32.Игровая программа «Что? Где? Когда?».

33.Путешествие по родному краю.

34. Итоговое занятие.

Практические работы.

1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях.

2.Наблюдения за поспеванием овощных культур. Образованием плодов, их созреванием.

3.Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений.

4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно.

5.Ознакомление с внешним видом и названиями наиболее простых по выращиванию и уходу комнатных растений, имеющихся дома .

6.Определение толщины снегового покрова на открытых пространствах и в местах, защищенных деревьями и кустарниками.

7.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек ( пакетов из-под молока).

8. Наблюдение за погодными изменениями в природе весной.

9.Наблюдение за прилетом и поведением птиц, заселением ими гнездовий.

10. Наблюдение за появлением всходов культурных растений, их подкормка, проведение опытов.

11.Рыхление почвы, полив цветочных и овощных растений, их подкормка, проведение опытов.

12.Определение погоды по метеорологическим приборам, предсказание погоды по облакам, ветру, растениям, по поведению животных.

13.Наблюдение за деятельностью воды и других природных факторов в местных условиях

( разлив, образование оврагов).

14.Сбор образцов местных пород. Определение состава почв.

15.Сбор семян многолетних растений. Их сушка, очистка, хранение.

16. Изготовление определителя плодово-ягодных растений по листьям, гербарию, муляжам плодов.

17. Изготовление коллекций насекомых-вредителей.

18. Оформление альбомов с фотографиями и рисунками птиц, посещающих кормушки, зимующих птиц своего города.

19. Оформление альбомов с иллюстрациями домашних животных, коллекций кормов.

10. Наблюдение за подснежным развитием травянистых растений, распознавание следов животных на снегу, зарисовка их.

11. Определение птиц по внешнему виду.

12. Составление календаря прилета птиц по своим наблюдениям.

13. Наблюдение над растворимостью минеральных удобрений в воде.

Экскурсии

1.В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, летом, весной.

2.На поля в колхоз или совхоз (по возможности).

3.По возможности в конную школу.

Поддержкой курса является литература по данной теме:

Балдыш Г.М.Посев и всходы. – М.: Знание,2009.

Беме Р.Л., Кузнецова А.А. Птицы разных материков. – М.: Просвещение, 2010.

Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс,2011.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона. – Л.: Детская литература, 2008.

Жизнь животных:Т.1-4. – М.: Просвещение, 2010.

Жизнь растений:Т.1-4.-М,: Просвещение, 2011.

Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е.Аспиз.-М.: Педагогика,2011.

Молодова Д.П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 1996г. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. Москва, Просв. 1998.

Петров В.П. Растительный мир нашей Родины. Москва, Просвещение, 1996г.

Танасийчук В. Экология в картинках. Москва «Детская литература» 1989.год. Алексин. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика — Пресс, 1992.год. Елкина Н. В., Тараборина Т. Н. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997. Смирнов А. Мир растений.- М.:Молодая гвардия, 1988. Чудакова Н. В. Я познаю мир: Детская энциклопедия. Культура. – Издательство ACT -ЛТД, 1997.






See also:
Яндекс.Метрика