РАБОЧАЯ ПРОГРАММА планирование по окружающему миру УМК Школа 2100 2 класс


УТВЕРЖДАЮ:                           СОГЛАСОВАНО:                РАССМОТРЕН

Директор ГОУ СОШ № 687 Зам. директора по УВР          на заседании МО

___________________ ___________________ Протокол №__ от

______________

Акимова  Н.Д.                   Бодрова Т.В. руководитель МО

Боровик Л.П.

«___»сентября 2012г.           «__» сентября 2012г.        «__» сентября 2012г. 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Яшковой Инги Вячеславовны

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

 

 

ПРЕДМЕТ: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

 

 

 

 

 

 

 

2 КЛАСС

2012- 2013  учебный год

ГОУ СОШ №687

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин.

Программа «Окружающий мир», 2 класс, с.238. // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. — Изд. 2-е, испр. — М. : Баласс, 2011. — 416 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебнометодического комплекса):

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С

Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 1. -3-е изд.перераб.М. : Баласс, Школьный дом, 2010. — 144с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс; Школьный дом, 2010. — 80с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А

Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 2 класс («Наша планета Земля»). — М. : Баласс, Школьный дом, 2010. – 48с., ил. (Образовательная система «Школа 2100» )

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

— проверочных работ – 13

— контрольных работ – 5

— самостоятельных работ – 8

— экскурсий – 2

— итоговая комплексная работа — 1

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме контрольных работ и итоговой комплексной работы

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на баз-умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению : остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» — это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе — осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Знакомство с началами наук даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации, и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика, и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Осмысление личного опыта важно ещё и потому, что вводит в мир ученика ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Предмет «Окружающий мир» также помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования — «вложить знания в голову детей». Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочения своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач лавный способ осмысления мира.

В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить, и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, который ученики могут и должны усвоить.

Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить в рамках школы вообще и тем более в 3-4-м классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса — поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний. Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался нал проблемными вопросами и по мере становления его личности постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Содержание программы

«Наша планета Земля» (68 ч)

Авторы: Вахрушев АА„ Раутиан А.С.

Введение (4 ч) Общие слова — понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух — смесь газов. Вода — жидкость. Лёд — твёрдое тело. Смена состояний веществ.

Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток — направление на восход Солнца, запад — направление на закат Солнца, север — направление на Полярную звезду, юг — направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны (Изготовление солнечных часов.)

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, (лунное затмение, полёт в космос.)

Практическая работа с глобусом. Глобус — модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.

Вселенная, или космос. Планеты и звёзды — небесные тела. Звёзды — самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля — планета. Солнце — звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна — спутник Земли. (Солнечное затмение. Цвет воздуха.)

Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее — закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. (Невесомость.)

Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле — Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. (Практическая работа с глобусом.)

Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца -причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу тс своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). (Земля сохраняет тепло солнечных лучей.)

Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс — долгая зима и короткое лето, умеренный пояс — чередование зимы и лета, жаркий пояс — «вечное лето».

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат — закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта — изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Глобус — уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.

Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.

Материк — большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида — материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктида — части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Формы земной поверхности (7 ч) Реки — постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра — природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро — Байкал. Каспийское море — самое большое озеро.

Равнины — ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы — поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает.(Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения — результат смещения пластов Земли.)

Полуострова — участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова — небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря — большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира И ИХ местонахождение на карте. (Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.)

Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).

Земля — наш общий дом (11ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема — совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения — «кормильцы». Животные — «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви -«мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность.(Круговорот веществ.)

Природные зоны — территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.

Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. (Красная книга.)

Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. (Как леса сменяют друг друга.)

Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.

(Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркогс пояса — саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозеленых лесов на земном шаре.)

Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения И животные. Природные катастрофы в горах.

Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных — наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие — занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство — занятие жителей пустынь и гор. Города — место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов — политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.

Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.

Части света (10ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания. Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы — горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.

Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия — родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.

(Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.

Америка. Индейцы — коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка — вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка — родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.

Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия — родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида — самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.)

Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди — главное богатство нашей страны. Древние мастера — гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.

Наша маленькая планета Земля (3 ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Повторение пройденного материала -4 ч.

Часы по усмотрению учителя -5 ч.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

Проверочные работы

Вид контроля

Введение

4

— практическая работа по определению свойств веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии;

1

Земля и Солнце

16

— определение времени по Солнцу;

— определение сторон горизонта по компасу;

Практическая работа с глобусом

— опыт с исчезновением за «линию горизонта» удаляющихся предметов;

— прочитать текст и дописать недостающие фразы;

— опыт, показывающий закон всемирного тяготения;

— раскрашивание рисунков, определение времени года по длине тени;

— по рисунку определить время суток;

— практическая работа, показывающая разрушительную деятельность воды;

-деление слов на группы;

-нахождение правила среди предложений;

-составление режима дня;

-составление рассказа по рисункам;

-практическая работа с теллурием;

-найди и подчеркни правильный ответ;

-реши кроссворд;

-раскрашивание рисунка;

-сделай подписи под рисунком;

— определение температуры с помощью термометра;

-закончить схем аттическое изображение глобуса;

— составь прогноз погоды на завтра;

-заполни таблицу;

Проверочная работа № 1

Проверочная работа № 2

Контрольная работа № 1

Проверочная работа № 3

Проверочная работа № 4

Контрольная работа № 2

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

Тематический

2

Глобус и карта

8

-соедини линией предметы с их изображением на столе;

-составь план своего стола;

-практическая работа с картой;

-реши кроссворд;

— соедини стрелками отдельные участки географической карты с их местом на карте; определи из какого они полушария;

— сравни рисунки и подпиши их условные обозначения на карте;

-раскрась схематическую контурную карту;

-вылепи из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером, составь его карту;

Проверочная работа № 5

Проверочная работа № 6

Проверочная работа № 7

Проверочная работа № 8

Контрольная работа № 3

Тематический

Тематический

Тематический

3

Формы земной поверхности

7

— подпиши рисунки;

-раскрась схематическую контурную карту;

-выбери и подчеркни правильный ответ;

— вставь в текст нужные слова;

-подпиши времена года;

-вырежи детали из картона и склей макет местности;

-покажи на карте полушарий названия важнейших рек мира;

-раскрась рисунок, покажи с помощью стрелок круговорот воды в природе;

— рассмотри схему, подпиши названия озер (проточное, бессточное);

— опыт, показывающий испарение воды;

-реши кроссворд;

— выбери слова, необходимые для рассказа;

-впиши в таблицу названия крупных рек разных частей света, используя карту полушарий;

-подчеркни предметы и явления, которые можно встретить на равнинах;

-допиши фразы в текст;

На схематической контурной карте покажи, где построишь город, где распашешь поле, расположишь пляж. Условные обозначения придумай сам;

-покажи стрелкой действие подземных сил, сил выветривания;

-с помощью карты полушарий соедини названия рек с названиями гор, в которых расположены их истоки;

-выбери одну из частей света, найди ее в атласе, на карте найди и перечисли все острова и полуострова, напиши, где они расположены;

-раскрась схематическую карту, придумай названия всех островов и полуостровов;

-обозначь на схеме передвижение воды синей стрелкой, а солей — черной, раскрась рисунок;

-распутай схему и подчеркни те вещи и продукты питания, которые человек получает из морей и океанов;

Тематический



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика