Публичное выступление по теме Профессия учитель


«Учитель-лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель», — читаем мы определение в Толковом словаре. Сухая лаконичная формулировка, но ведь всего в Толковом словаре не напишешь. Чтобы постигнуть глубину слова учитель, иногда нужно прожить целую жизнь. Меня часто спрашивают, почему я стала учителем. Попробую объяснить.

Прошло 25 лет, как для меня прозвенел последний школьный звонок. Проблемы выбора профессии пере мной не стояло. Я твердо знала, что буду учителем. Из 41 человека, выпускников моего родного 10 класса – 11 человек поступили в педагогический институт, а 5 человек вернулись учителями в родную 464 школу.

Уже в 1987 году моя родная школа открыла для меня двери, но только теперь уже в новом качестве. Сначала я была старшей пионерской вожатой, а через 6 лет стала учителем начальных классов. И те же самые учителя, которые учили меня, теперь стали моими первыми наставниками в овладении профессией.

В педагогическом училище нам много и часто говорили о значимости учительской профессии, но мы еще не осознавали этого в полной мере. В нашем представлении эта работа была легкой и простой: пришел в класс, провел уроки, проверил тетради. Отчетливо помню свой первый урок. В руках дрожит конспект, и двадцать пар пытливых детских глаз с интересом и участием рассматривают новенькую.

Первые слова давались с трудом, голос звучал напряженно и неестественно, и вдруг волнение улеглось, пришла уверенность, я почувствовала себя актрисой, правда, пока еще никому не известной, но к которой обязательно придут признание и любовь зрителей.

Это они, мои маленькие «зрители», помогли мне в тот день почувствовать себя уверенной и сильной. Не добросовестно написанный конспект, а эти детские пытливые, требовательные, но одновременно все понимающие, добрые глаза стали для меня на том первом уроке спасительной «соломкой для утопающего».

Первые годы учительства для меня были самыми трудными, в это время ошибок было больше, чем побед. Самое главное — предотвратить промахи или вовремя их исправить. Профессионализм нужен в любом деле, а в педагогике особенно.

Учителю следует повышать свой профессиональный уровень, использовать в своей педагогической деятельности достижения науки и передовой опыт коллег. Педагогика-это не застывшая наука, а вечное движение вперед, решение каких-то очередных проблем и рождение новых.

Изучая специальную литературу, новые технологии, методы, я определила для себя позицию педагогической деятельности — личностно-ориентированный подход к детям, который строится на учебном диалоге ученика и педагога.

Исследовательская, творческая работа учащихся, умение анализировать, сопоставлять, совместная деятельность ученика и учителя помогают более полно изучать и развивать личность каждого ученика.

За это время мне пришлось работать по разным программам (традиционная, «школа – 2100»), по разным учебникам. Новые времена вносили новые подходы, новые методы. Одна реформа образования сменялась другой. И неизменным ,на мой взгляд, оставалось только одно – это дети к которым ты каждое утро входишь в класс.Если очень хочешь быть учителем, то оттачивай свое мастерство, будь настоящим профессионалом, для этого надо много знать, иметь чуткое сердце, добрую душу, любить детей и посвятить им ни много ни мало, а целую жизнь.

Сделав свой первый выпуск, я поняла следующее: если я стремлюсь понимать детей, то и им тоже хочется понять меня и следовать за мной. Я постоянно ловлю себя на мысли, что всегда называю своих учеников «мои дети». Правда, один из преподавателей в институте говорил, что невозможно любить чужих детей.

Может, и нельзя, но а как же назвать те чувства, с которыми ты идешь в класс: желание увидеть своих воспитанников, обнять и успокоить их, дать частицу тепла, — не это ли любовь! И можно ли их назвать чужими, если мы с детьми проводим порой больше времени, чем их родители?

Я стараюсь, как можно чаще говорить детям: «Вы — лучшие». Люблю их разных: шалуна Ваню, внимательную Свету, непоседу Павлика, трудолюбивую Ксюшу. Недавно я задумалась, а в чем суть моей профессии? Ученики, не владеющие чтением, счетом, не умеющие правильно и складно говорить, точно высказываться, общаться, различать добро и зло, с помощью учителя постепенно обогащаются знаниями, умениями, приобретают уверенность в себе. Наблюдая за своими школьными коллегами, я поняла, что настоящий учитель должен «гореть» своей профессией. На мой взгляд, одних знаний для этого мало, надо и внутри, всем своим существом, каждой клеточкой своего организма прочувствовать это состояние — учитель.

Работая учителем, стараешься часто ощутить, осмыслить, может быть, до сих пор не раскрытую для себя истину: «Кто же ты, педагог? В чем смысл твоего труда?» Пекарь через несколько часов радуется испеченному хлебу, парикмахер уже через час видит результат своей работы, агроном видит всходы, которые он вырастил.

И только учителю надо трудиться и трудиться, ждать годы, чтобы увидеть результат своего творения и почувствовать себя счастливым. Учитель больше и чаще других недоволен собой и своей работой; а ошибки, допущенные в учительском труде, куда страшнее других ошибок: ведь они ранят детские души. Педагог не имеет права переносить в класс свои личные переживания. Учителю всегда надо входить в класс со светлой душой, улыбкой, что бы ни случилось, какие бы ни встретились трудности в жизни. Очень точно и метко об учителе написал известный писатель С.Л. Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он — скульптор, но его труда никто не видит. Он -врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Мне важно каждое утро входить в класс в хорошем настроении, видеть радостные лица ребят, довольных и спокойных родителей. В такие моменты я чувствую себя абсолютно счастливым человеком. А с проблемами, которые неизбежны, справиться значительно проще, ощущая себя в кругу единомышленников.

«Многому я научился у своих наставников, еще больше – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников, и продолжаю учиться…» Талмуд

Вступая в педагогический мир, я почувствовала себя ребенком, входящим в жизнь, которому надо еще многому научиться. Я стараюсь быть для своих учеников надеждой и опорой, проявлять доброе отношение к ним, творчески подходить к своей работе, но этого недостаточно. Необходимо проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, оставаться оптимистом даже в самых сложных обстоятельствах и не растерять за педагогическую жизнь человеческие качества. Я надеюсь, что впереди у меня интересная педагогическая жизнь, что не будет разочарований и я никогда не пожалею о выбранном пути.

Миссия любого Педагога, близка по своему содержанию клятве Гиппократа. «Не навреди!» — произносят врачи, приступая впервые к своим обязанностям. И если работники здравоохранения отвечают за физическое здоровье пациентов, то Миссия Воспитателя и Учителя, куда более сложная: педагоги ответственны за здоровье НРАВСТВЕННОЕ и ДУХОВНОЕ. Поэтому в повседневной деятельности, исходя из своих возможностей, я стараюсь принести максимум пользы для воспитанников.

Миссия учителя

         Я бы хотела начать с притчи, которая так и называется – «Главная задача учителя».

Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:

— Завтра вы об этом узнаете.

На следующий день ученики отправились на прогулку в горы.

К обеду, уставшие и проголодавшиеся,  они сделали привал и решили пообедать. Овощи и рис, которые захватил с собой учитель, были весьма щедро посолены, а потому  ученикам захотелось пить. Они стали искать источник воды,  только учитель не участвовал в поисках. Так и не найдя воды, они вернулись обратно.

Но тут учитель сказал: «Источник, который вы ищете, вон за тем холмом».

Ученики утолили жажду, вернулись к учителю, принеся воды и для учителя. Но он отказался, показав на полный сосуд, стоявший у его ног.

— Учитель, почему же ты сразу не дал нам воды, если она у тебя была? – спросили ученики.

— Я выполнял свою задачу: сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам источник, чтобы поддержать вас. А,  взяв с собой воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заранее.

— Значит главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать учеников и подавать им правильный пример? – спросили ученики.

— Нет, — ответил учитель, главная задача учителя – воспитать в ученике человечность и доброту, и принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю».

Сколько человечности и доброты, любви, мудрости и сил заложим мы сейчас в воспитание детей, такой и будет наша страна, потому что пройдет совсем немного времени, и они, теперешние дети, будут творить и создавать жизнь.

 В последнее время в образовании происходят коренные изменения, суть которых заключается не в передаче  знаний ученикам, а в их развитии и воспитании.

Эти изменения нашли отражение в основных стратегических документах: ФГОСах (федеральные государственные общеобразовательные стандарты), Стратегии развития образовательной системы Петербурга до 2020 года…

Эти документы сегодня должны быть не просто прочитанными, они должны лежать на столе каждого учителя и быть руководством к деятельности.

Каким же должен быть учитель, чтобы выполнить поставленные задачи?

Во мне постоянно присутствует ощущение, что сложнейшая работа учителя имеет в своей основе нечто волшебное: арифметически строгая система, которой надо придерживаться, с одной стороны, и безграничное поле для творчества, с другой стороны.

1) Наши ученики – жители современного мира, большого мегаполиса с его сумасшедшим ритмом. Хотелось бы видеть наших детей уверенными в завтрашнем дне, защищенными и успешными. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем. Но не может быть успеха и уверенности без психического и физического здоровья детей. Выработка навыков адаптации к изменяющейся социальной среде, правильная социализация, поиски способов бесконфликтного общения в школьном коллективе, в окружающей среде ребенка  должны занимать не последнее место в деятельности любого педагога.

2) Настоящий учитель не только учит, он учится со своими учениками.   Обучать – значит вдвойне учиться. Уча детей, я учусь сама – ежедневно. Немного найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться. Я пытаюсь донести до своих учеников мысль: «Учиться нужно всегда, учитесь думать и понимать главное: важно не получение готового ответа, а сам путь к познанию». «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить» — сказал А. Дистервег. Главное для педагога – увлечь детей, «разбудить мысль», показать значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

3) Не хочется много рассуждать о безграничной любви к педагогической профессии. Но одно я знаю точно: чтобы нести свою миссию достойно, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Дать интересный урок – прекрасно, блестяще знать свой предмет – прекрасно. И все же главное – умение обратиться к душе и сердцу маленького человека! Миссия учителя — заботиться не столько о передаче знаний, сколько о внутреннем развитии ребенка. Стремлюсь к тому, чтобы  рассуждения о жизненных ценностях, ребята не просто понимали, а прочувствовали, пропускали через свою душу.

Я глубоко уверена, что ученик не проникнется любовью к учебе, если видит, что  учитель безразличен к своей профессии. Педагог должен быть источником любви, излучать только свет и тепло, так как никакая сумма знаний без доброты и порядочности не принесет пользы. Только настоящий профессионал может зажечь в сердце ребенка искорку знаний.

4) Калейдоскоп событий нашей жизни стирает многие воспоминания, но, как правило, первый учитель запоминается. Первый учитель открывает для  ребят новый мир – мир Знаний. Очень важно на этом этапе не растерять, не утратить врожденную потребность человека к познанию всего нового. В душе маленького человека не должна затухать радость познания, пусть маленького, но своего открытия. Радость познания несет высокий эмоциональный подъем. Учащиеся начальной школы живут эмоциями, и пусть положительных эмоций будет у них, как можно больше, так как все  это ведет к атмосфере увлеченности детей учением. А увлеченность, в свою очередь, позволяет каждому школьнику реализовать себя в учебной деятельности. Ученики начальных классов очень много ждут от своего учителя. Моя задача не разочаровать их. Учитель идет по верному  пути, а вместе с ним идут и его ученики.

5) Миссия учителя начальных классов, состоит в том, чтобы найти тропинку к ученику, которая будет в дальнейшем помогать учитывать важнейший факт: каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Учитель начальных классов – не просто учитель, а учитель – мама, которая всегда одинаково внимательна к каждому ученику, которая способна даже самого безразличного ученика убедить в том, что он,  и только он, уникален, талантлив.  Нужно только отыскать, ухватить ту струнку души ребенка, которая отзовется, ответит моим исканиям, которая зазвучит.

6) Но и у учителя в душе  не должно погаснуть чувство детского счастья. «Чувство детского счастья» – это, когда открытие мира доставляет чувство неописуемого восторга, когда в каждом явлении природы видишь необыкновенную историю. Стараюсь помочь ребятам,  в хорошо известном и уже изученном  встретить то, чего не замечали ранее, оценивая это с новых высот познания.

7) Как узнать выполняет ли учитель свою миссию? Если учитель владеет «секретом чувства детского счастья», умеет дарить его детям, то можно утверждать, что миссия учителя выполняется.  Ощущение комфорта и высокий уровень интереса к организуемой педагогом деятельности – вот основные показатели мастерства учителя.

8) Я не даю ребятам «рецепты» воспитанности,  так как уверена, что воспитанность зарождается, развивается и проявляется, прежде всего, в семье, в отношениях с близкими людьми. Но одно правило пытаюсь «донести» до них – будьте уважительны по отношению к другим, ищите в людях, прежде всего лучшие качества. И тогда вокруг нас будет атмосфера доброты, красоты, человечности. «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими это в нашей власти», — сказал Плутарх. «Помните – в школе первично не образование, а воспитание» — Д. С. Лихачев. Учитель своим поведением, примером, своей энергетикой, мыслями формирует урок, а значит, и учеников. «Чтобы воспитывать хорошо, надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь» — Л. Н. Толстой.

9) Миссия учителя трудна и многогранна, но как приятно слышать слова своих учеников: «Учителя – это волшебники, ведь за годы учебы в школе они превращают нас в умных, добрых и честных людей», «Учить других – особый дар. Им наделены благородные люди с богатым внутренним миром».

10) Я считаю, важность и уникальность миссии учителя — в нескончаемости этой миссии. Учитель – связующее звено между поколениями. Весь путь учителя полон радости, неожиданности, побед и поражений. А самое главное — желания продолжать начатое. И своим маленьким ученикам я раз за разом повторяю, что во всех жизненных ситуациях надо идти вперед, добиваясь поставленной цели. Я говорю им: «Не бойтесь пробовать, экспериментировать. У вас все  получится. Конечно, и ошибки, и трудности будут, но всё получится.  Начинайте с возможного и продвигайтесь к  невозможному!»

Учитель – это не профессия, это особая миссия, особый склад души и ума. Учитель – это ответственность, самоотдача, терпение, приумноженное знаниями, мастерством и творческим потенциалом. Тем, кто выбрал для себя профессию учителя, приходится невероятно трудно в течение всего пути, потому что стремиться сделать счастливым других и быть способным хотя бы на время забыть о своих интересах  — очень сложно. Но что-то внутри каждого настоящего  учителя настойчиво подсказывает, что всё же это – моё! Это  моя миссия!

Роберт Рождественский написал такие строки:

«Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жизнь на Земле,

Высшим достоинством человечества

Станут когда-нибудь учителя».                      

Как высоко оценил учительскую миссию поэт — «Высшее достоинство человечества». Вот только хочется, чтобы это было ни «когда-нибудь», а именно в наши дни!

Важный и необходимый человек в жизни каждого ребенка, учитель, чей благородный труд на благо подрастающего поколения подобен героизму, почитаем во все времена. И если его качества действительно высоки, а душа открыта, он закладывает в растущем человеке самые ценные знания и моральные устои. Значение этой профессии трудно переоценить, и уважение к ней в любые времена безмерно.

Не секрет, что тысячи школьников, искренне любя своего учителя, мечтают и сами стать представителями этой замечательной и нужной профессии, но до реализации своей цели доходят лишь единицы. 

А происходит это потому, что с годами взросления приходит и объективный анализ собственных способностей. Ведь нельзя не согласиться с тем, что далеко не каждому свойственно то небывалое терпение, которое ежедневно проявляет в своей работе учитель. Не каждому под силу и сдержанное, внимательное общение, индивидуальный подход к ученикам, мягкость, но, в то же время, настойчивость, справедливая требовательность и необычайная работоспособность.

Настоящий учитель не просто отбывает положенный период урока, он действительно живет проблемами и бедами каждого ученика, вместе со своим классом радуясь успехам и огорчаясь потерям. Хороший учитель никогда не подавляет школьника авторитетом, он всегда готов к диалогу, и об учительской коммуникабельности, деликатности и дипломатических способностях можно слагать легенды.

Чтобы стать учителем, необходимо, в первую очередь, быть разносторонне развитой и высокоморальной личностью, иначе все попытки достичь высот, увы, потерпят поражение.

        

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ

НА ТЕМУ:

«Миссия учителя»

2010 год в Российской Федерации объявлен Годом учителя. Педагогическая общественность с интересом и напряжением ожидает, что же этот год нам всем принесет. СМИ как будто и не знают, что год-то – Учителя, и продолжают с упоением рассказывать страшилки о том, как очередной учитель довел очередного ученика. Складывается впечатление, что в общественном сознании намеренно насаждается образ беспринципного, злого, жестокого, корыстного педагога, главная цель которого – сделать жизнь ученика совершенно невыносимой. А где же материалы о тех учителях (я знаю, их большинство!), которые в свою работу вкладывают всю душу, стараются воспитать в учениках лучшие качества, не только обучают их на уроках, но и помогают не оступиться, сориентироваться в жизни, сделать правильный выбор, в том числе нравственный? Где рассказы о тех, кто сердце отдает детям? Где размышления о том, в чем, собственно, состоит миссия учителя? Вместо этого нам предлагают сериал «Школа», снятый режиссером, весьма далеким от школьной жизни, но претендующим на истину, да ролики из Интернета, дискредитирующие как учителей, так и учеников.

  Но школа продолжает жить, несмотря ни на что. И каждый день приходят туда дети – самые разные дети!- чтобы учиться, общаться, взрослеть и вместе с тем подольше не расставаться с детством. И есть учителя, выполняющие свою миссию, как бы пафосно это не звучало. Разумеется, каждый по-своему понимает это словосочетание — «миссия учителя». Лично мне это сочетание слов нравится: оно звучит гордо, достойно, красиво. Оно вдохновляет. Эти слова напоминают о том, что ты не училка, не химичка или русичка, а УЧИТЕЛЬ, и это заставляет тебя говорить, ходить и давать уроки по-другому, неординарно. Да и ученики в этом случае перестают быть «балбесами» и «обормотами», а становятся теми, кому ты передаешь нечто ценное и важное.

  Конечно, как филолог я заглянула в словарь: что значит слово «миссия»? Все просто: миссия – это ответственное задание, роль, поручение. Из трех вариантов мне ближе всего слово «роль». Ведь учитель – немного актер, это во-первых. А во-вторых, учителю в обществе отведена определенная роль – наставника, воспитателя, руководителя, проводника знаний. Это, в свою очередь, привело меня к размышлениям о том, какую задачу решает учитель, выбирая для себя эту роль, играя ее, живя и дыша ею. На мой взгляд, лучшим ответом на этот вопрос будет притча, которая так и называется – «Главная задача учителя».

  Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача. Учитель, улыбнувшись, сказал:

-Завтра вы об этом узнаете.

  На следующий день ученики собирались на прогулку в горы. Ранним утром они взяли вещи, которые могли им пригодиться в дороге, и вместе отправились в путь.

  К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солеными овощами, которые захватил с собой учитель. Следует отметить, что овощи он посолил весьма щедро, а потому, спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.

  Только учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя воды, ученики отчаялись и решили вернуться обратно. Но тут учитель сказал:

-Источник, который вы ищите, вон за тем холмом.

  Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к учителю, принеся воды и для него. Но учитель отказался, показав на сосуд, стоявший у его ног, — он был почти полон.

-Учитель, почему же ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода?- изумились ученики.

-Я выполнял свою задачу,- ответил мудрец,- сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым поддержав вас. А взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заранее, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…

-Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду знаний, поддерживать учеников и подавать им правильный пример?- спросили ученики.

-Нет,- ответил учитель,- главная задача учителя – воспитать в ученике человечность и доброту,- он улыбнулся и продолжил,- и принесенная вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно.

  Мне кажется, что в наш довольно циничный и меркантильный век, когда многое строится на принципе «ты – мне, я – тебе», когда материальные блага ставятся превыше нравственности, миссия учителя как раз и заключается в том, чтобы не дикарей вырастить, а взрастить в детских душах и сердцах ростки человечности и доброты, ибо, как сказано в притчах царя Соломона, «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». И источники этой жизни должны быть чистыми, незамутненными.

  Выполнима ли наша миссия? Надеюсь, нам не придется констатировать: «Миссия невыполнима». Ведь в одноименном американском фильме герой Тома Круза, несмотря ни на что, миссию свою выполнил и в очередной раз спас мир от катастрофы, расправившись со всеми злодеями. Думаю, что наша миссия – «сеять разумное, доброе, вечное» — поважнее и посложнее будет, чем у киношного героя. И все же, я уверена, мы с ней справимся.

Электронный журнал

Выпуск №13 Школьная инфраструктура: проблемы и перспективы (февраль, 2012г.)

Главная

Анонс

Архив

Авторы

Авторам

Партнеры

Контакты

Выпуск №13

Выпуск №12

Выпуск №11

Выпуск №10

Выпуск №9

Выпуск №8

Выпуск №7

Выпуск №6

Выпуск №5

Выпуск №4

Выпуск №3

Выпуск №2

Выпуск №1

Ресурсы

Галерея учителей

Обзоры

Новости

Ссылки для Вас

О журнале

Поиск по сайту

Начало формы

Конец формы

Главная

 > 

Статьи

 > 

Выпуск 7 (июнь 2010)

 > 

Тема номера — «Развитие творческого потенциала учителя: от поиска к результату»

Миссия учителя.

Автор: Малышева О.А.

  Учитель. Творец человеческих душ и одна из самых массовых профессий. Вряд ли, вспоминая какого-то другого профессионала, мы испытываем такую радугу эмоций.

  Мы часто в своей жизни употребляем слова, не задумываясь над их точными значениями. Поэтому давайте сейчас договоримся об определениях, чтобы у нас была общая точка отсчета.

Учитель. Попробуем рассмотреть это понятие с помощью теории множеств. Помогут нам в этом круги Эйлера (см. рис. 1).

Рисунок 1 – Круги Эйлера

  Итак, учитель! Первое, что возникает в нашем сознании – это человек, который учит, т. е. преподаватель. Среди нас и сейчас есть такие учителя.

  Но, есть учителя, которые не только дают знания, но и указывают путь к ним. Их мы называем педагогами. Это определение пришло к нам из Древней Греции, так называли раба, в обязанности которого входило водить ребенка на занятия.

А, если педагог еще и тот, с кого берут пример, кто является носителем и транслятором культуры, то он становится Учителем с большой буквы.

Миссия (англ. Mission)

  Слово Миссия не имеет общепризнанного определения. Существует достаточно много толкований этого понятия: генеральная цель, смысл существования, предназначение, роль, философия.

  Сегодня для меня миссия – это предназначение. Сделаем попытку построить ее модель в трехмерной системе координат с осями: надо, могу, хочу.

Итак, по осям (см. рис. 2).

Рисунок 2 – Модель миссии учителя в трехмерной системе координат

Надо. Согласно соц. опросу, проведенному Институтом инновационной деятельности в образовании РАО, у большинства слова миссия учителя ассоциируется с передачей знания. А, на вопрос: « Как Вам кажется, сегодня российские учителя в целом оказывают или не оказывают влияние на взгляды школьников?» лишь 27% процентов ответили, что значительное, при этом 86% считают, что должны. Необходимо время, чтобы развернуть вектор общественного мнения в сторону современных приоритетов в области образования, сформулированных в концепции: «Новая школа».

Могу.Учитель — не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия утверждения человека в человеке.

Еще Конфуций говорил: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером.

На мой взгляд, просто глупо пытаться отменить целый мир, который уже существует. Учитель может, научиться жить с детьми в этом мире, несмотря на то, что каждый из нас — дитя именно своей эпохи.

Хочу. Учитель хочет передавать знания по своему предмету ученикам. Основополагающий вопрос здесь — как донести до учащихся тот культурный пласт, который заключен в преподаваемом предмете? Учитель – носитель культуры, защитник культуры. А истинная культура несёт в основе своей добро, знания и красоту. Я не открою секрет, если скажу, что для того, чтобы дети хорошо учились, нужно, чтобы им было интересно учиться. При этом не надо каждый урок придумывать что – то необыкновенное. Секрет интереса в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения трудного.

Вчера не понимал – сегодня понял. Вот где радость! Вчера не умел – сегодня научился. Вот в чем счастье!

Выходит, чтобы дети хорошо учились, надо, чтобы они… хорошо учились?

Этот парадокс, иногда, называют «парадоксом Сухомлинского».

Но никакого парадокса здесь, конечно, нет. Ларчик открывается, хотя и не просто: чтобы дети хорошо учились, надо научить их учиться.

Учитель не должен смотреть на ученика так, как мастер смотрит на станок: есть станок – он должен давать определенную продукцию. Есть ученик – он должен «выдавать знания».

Но, ведь ученик – не станок! Ученик вечно в развитии, иногда он опережает своего учителя. Хороший учитель гордится самостоятельными успехами ученика, и радуется, когда тот превосходит его.

Миссия учителя — увидеть талант ребенка и постараться создать условия для раскрытия этого таланта. Учитель не является ученикам чем – то высшим, и со стороны кажется, что не он их учит, а сам с ними учится.

Учитель не открывает истины, он проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Учитель совершает восхождение к вершине со своим учеником до определенной точки, потом, ученик уходит в самостоятельную жизнь, а учитель начинает подъем заново с новым учеником. При этом каждое такое восхождение поднимает учителя на новый уровень.

В Конфуцианской притче однажды Ученик обратился к Учителю: «Мне нужно решить очень важную проблему, и я хочу спросить, каким способом — вот таким, таким, а может быть, вообще попробовать какой-то другой?» В ответ Учитель взял свой толстый деревянный посох и слегка ударил Ученика по лбу. «За что?!» — вскричал тот. «Глупец, сколько раз тебе повторять: один добытый опыт важнее семи правил мудрости», — изрек Учитель. Вряд ли стоит прибегать к антипедагогическим методам Конфуция, но каждому учителю необходимо помнить, что любой самостоятельный опыт учащегося важнее 1000 готовых истин.

Подводя итог, миссию Учителя я бы задала тремя координатами М(m1, m2, m3), где М – миссия Учителя, m1 – могу учиться и учить, m2 – хочу раскрыть талант и развить способности каждого ученика, m3 – надо развернуть вектор общественного мнения в сторону современных приоритетов в области образования.






See also:
Яндекс.Метрика