Программа Юный эколог


Пояснительная записка.

Актуальность. Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации ХХI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологической грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и любой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гумманой личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации эколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Задачи:

Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве живой и неживой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.

Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.

Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

Развитие: альтернативного мышления, выборов способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

Развитие потребностей в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы, положенные в основу программы:

Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность в школе должна основываться на понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, как ее неотъемлемой части.

Принцип культуросообразности требует приобщения человека к различным ценностям культуры этноса, общества, цивилизации в целом к культуре бытовой, физической, производственной, духовной, религиозной, интеллектуальной, политической, материальной, экологической, нравственной. Данный принцип требует постоянного равновесия с окружающим социумом (т. е учет динамики изменений в обществе).

Принцип гуманизации подразумевает реализацию личностно-ориентированного подхода в процессе деятельности. Актуализация и удовлетворение индивидуальных интересов ребенка необходимы в комплексе с актуализацией всего общекультурного потенциала детей, а личностно-ориентированный подход дает возможность развития личности ребенка и способствует становлению духовно-нравственных ценностей.

Принцип демократизации предполагает равноправное и добровольное участие всех членов в совместной деятельности в соответствии с собственными интересами, участие в органах ее самоуправления.

Принцип дифференциации предполагает создание условий для развития личности оптимальным для каждого ребенка способом, темпом и объемом, отбором содержания, форм и методов деятельности, учет специфических позиций детей и взрослых (прежде всего родителей и учителей) в процессе краеведческой деятельности.

Принцип интеграции рассматривается не только как основа краеведческой деятельности, но и предполагает взаимопроникновение ее в жизнь ближайшего социума, школы, общеобразовательный процесс, обогащающими личность научными знаниями , вооружающими способами деятельности, предоставляющими возможность художественного восприятия мира, формирующие целостные представления об окружающей действительности и предполагает создание между ними целостных взаимосвязей.

Принцип системности требует рассматривать краеведческую деятельность не только как самостоятельную систему, все элементы которой взаимосвязаны и находятся во взаимозависимости, но и как часть воспитательно-развивающей системы во многом влияющей на ее функционирование. Этот принцип утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы – взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.

Принцип совместной деятельности означает, что в процессе совместной деятельности ее участники получают возможность лучше узнать друг друга, сблизиться, приобретают опыт общения в коллективе, социуме. Принцип основан на реализации деятельностного подхода в развитии личности, который состоит в понимании того, что ребенок не готовится к будущей жизни, он уже живет реальной сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и способностям деятельность: игровая, трудовая, досуговая, творческая и т.д. принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

принцип систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Связь содержания программы с учебными предметами:

Программа «Юный эколог» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа может быть применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на уроках

Реализация программы достигается различными средствами и формами: беседа, экскурсия, практические работы, проекты, внеклассные мероприятия, занятия в группе продленного дня, кружковая деятельность.

Участниками программы являются: учащиеся начальных классов, классный руководитель, учитель биологии, учитель географии, психолог, администрация школы, родители.

План реализации программы:

Воспитание и развитие таких качеств личности, как: патриотизм, гражданственность, уважение друг к другу, к прошлому и настоящему родного края.

Изучение литературы по данной тематике.

Подготовка программы «Юный эколог».

Разработка тематических занятий по данной программе с учетом возрастных особенностей детей.

Реализация программы.

Обобщение и оценка результатов реализации программы.

Теоретические основы программы – исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин), идеи экологической этики (В.Е.Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В.В.Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трех частей, органически связанных друг с другом.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики.

1-ый год обучения – «Экология моего дома»

2-ый год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов»

3-ий год обучения – «Экология животных»

4-ый год обучения – «Экология человека»

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля – единая экосистема.

Человек – существо биосоциальное, часть экологической системы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.

Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки по городу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участия в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течении учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:

— интерес к познанию мира природы;

— потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

— осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

— преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

— планета Земля – наш большой дом;

— Солнце – источник жизни на Земле;

— неживое и живое в природе;

— основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

— влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

— самоценность любого организма;

— значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

— значение растений и животных в жизни человека, условия из выращивания и правила ухода;

— многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

— основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т.д.);

— организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

— человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

— условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

— различия съедобных и несъедобных грибов;

— позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

— способы сохранения окружающей природы;

— что такое наблюдение и опыт;

— экология – наука об общем доме;

— экологически сообразные правила поведения в природе.

— строение организма человека;

— функции органов и систем человеческого организма;

— факторы риска для здоровья и жизни;

— что такое психоактивные вещества;

— как табакокурение, алкоголь и наркотики влияют на организм человека, его поведение и развитие личности;

— признаки зависимости от психоактивных веществ;

— пути противостояния вредным привычкам;

— правила здорового образа жизни.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

— применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

— ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

— составлять экологические модели, трофические цепи;

— доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта;

— заботиться о здоровом образе жизни;

— заботиться об оздоровление окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

— предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

— улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

— осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

— наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

— оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

— ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

— работать с гномоном (астрономический инструмент, для определения момента полдня и направления полуденной линии в данном месте), гербаризировать растения;

— оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости;

— проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

— выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и т.п.

— различать полезные и вредные привычки;

— бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;

— регулировать своё поведение в различных ситуациях, в том числе при искушении попробовать сигарету, алкоголь, наркотик;

— соблюдать правила здорового образа жизни.

Универсальные учебные действия, формируемые в результате реализации программы «Юный эколог»

Личностные действия:

Ориентирование в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивание их возможное влияние на будущее;

приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

ориентирование в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

Регулятивные действия:

планирования своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

выполнения учебных действий в материализованной, речевой и мыслительной форме;

самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

использование внешней и внутренней речи для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные действия:

использование дополнительных источников информации, нахождение фактов, относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

на основе имеющих знаний умение отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавание символики своей области, города;

описывания достопримечательностей столицы родного края;

использование различных справочных изданий (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о своём крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации.

использование знаково‐символическиех средств, в том числе модели и схемы при работе с контурной картой и атласом.

работа с атласом, глобусом и картой.

Коммуникативные действия:

_ понимание различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентирование на позицию партнера в общении;

_ учитывание разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Методы работы:

объяснительно-иллюстративный – предполагает получение знаний из рассказа учителя, из литературы, с использованием наглядных пособий;

метод проблемного изучения состоит в том, что педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, очерчивает область поиска, затем показывает систему доказательств (сравнивает точки зрения, различные подходы) и в итоге способ решения поставленной задачи;

частично-поисковый – проявляется в активном поиске решения поставленной задачи. Исследование проходит под контролем педагога. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения — эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Формы работы.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, в специфику курса «Юный эколог» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть необходимо расширение образовательного пространства. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Программа «Юный эколог» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков:

в течение обучения дети собирают портфель достижений, куда входят разноуровневые тестовые контрольные работы, отчеты по экскурсиям, практическим работам, защита проектов.

По результатам накопления портфеля достижения, учителем делаются выводы о мере освоения ребенком программы, составляются рекомендации для родителей.

Содержание программы 1-й год обучения

П/П

Перечень разделов и тем

Кол-во часов

Краткое содержание

Формы и методы

Формы подведения итогов

1

2

3

4

5

6

Введение

1

Теория 1 час

1

Что такое экология?

Приложение 1

1

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров

Беседа

Рассказ

Диалог

Игра «Живое — неживое»

Рисунок «Дуб и все вокруг него»

1

Мой дом за окном

Теория – 3 ч., практика – 1ч

2

Мой дом

1

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и городе

Рассказ

Диалог

Игра

Рисунок «Мой дом». Рассказ «Я живу в городе», «Я живу в селе»

3

Дом где мы живем

1

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Беседа

Рассказ

Плакат «Какие бывают дома»

4

Откуда берется и куда девается мусор? Уборка школьного двора

1

Выясняем, откуда берется и куда девается мусор. Техника безопасности. Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания. Наблюдение

Беседа

Эксперимент «Что будет, если каждый из учащихся бросит бумажку»

Мини – сочинение «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наш город были чистыми»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика