Программа дополнительного образования Юный эколог


ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОГРАММА КРУЖКА

ЮНЫЙ ЭКОЛОГ

Учитель Просандеева Е.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Воспитание экологической культуры -актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.

В процессе работы по экопрограмме дети проявили любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера стала значительно выше, большинство из воспитанников проявили желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде стало более осознанным и адекватным. Миссией образовательного учреждения является создание социальной ситуации развития ребенка, обеспечивающей формирование полноценного экологического сознания и поведения, воспитание гуманной личности, для которой характерна осознанная жизненная необходимость гармонизации своего образа жизни с окружающим социальным и природным миром. Необходимым средством эффективной реализации зколого-ориентированной педагогической деятельности коллектива является образовательная программа «Юный эколог».

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у младших школьников.

Программа «Юный эколог» ставит перед собой следующие задачи:

Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязяхприродных явлений, единстве неживой и живой природы,о взаимодействии и взаимозависимости природы, обществаи человека.

Формирование осознанных представлений о нормахи правилах поведения в природе и привычек их соблюденияв своей жизнедеятельности,

Формирование экологически ценностных ориентациив деятельности детей.

Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

Становление осознания уникальности, неповторимости и невосполнимости любого природного объекта, признанию самоценности Природы.

Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

Развитие: альтернативного мышления в выборе способоврешения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведенияи поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

9. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Основные принципы содержания программы:

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий;

принцип практической направленности.

Программа «Юный эколог» — авторская, имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

Теоретические основы программы — исследования возрастной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из трех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 380 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения- «Экология моего дома» (80 часов: теория — 52 ч; практика — 28 ч);

2-й год обучения- «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (140 часов: теория — 62 ч; практика 78 ч);

3-й год обучения- «Экология животных» (160 часов: теория — 104 ч; практика — 56 ч).

Занятия проводятся 5 раз в неделю по одному академическому часу.

Новизна. Содержание программы «Юный эколог» отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью («Экология для младших школьников» — авт. А. Плешаков, «Открывая мир» — авт. В. Самкова, «Экология» — авт. А. Зверев) развернутостью (реализуется в течение трех лет), личностной ориентацией и эксцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, утвержденным Министерством образования в 1998 г., соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников (программа Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Курс включает и раскрывает основные содержательные линии:

Земля — единая экосистема.

Человек — существо биосоциальное, часть экологическойсистемы.

Уникальная ценность природных существ вне зависимостиот формы проявления.

Спецификой курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведения занятий с детьми, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребенка:- интерес к познанию мира природы;

потребность к осуществлению экологически сообразныхпоступков;

осознание места и роли человека в биосфере как существабиосоциального;

-преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Учащиеся должны знать:

планета Земля — наш большой дом;

Солнце — источник жизни на Земле;

неживое и живое в природе;

основные группы растительных и животных организмови их приспособленность к условиям существования (примеры);

влияние деятельности человека на условия жизни живыхорганизмов (примеры);

самоценность любого организма;

значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ,связи между ними (примеры);

значение растений и животных в жизни человека, условияих выращивания и правила ухода;

многообразие растений, животных, грибов, экологическиесвязи между ними;

основные виды растений и животных различных экосистем(леса, луга и т. д.);

организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;

человек — существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;

условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;

различия съедобных и несъедобных грибов;

позитивное и негативное влияние деятельности человекав природе;

способы сохранения окружающей природы;

что такое наблюдение и опыт;

экология — наука об общем доме;

экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

-выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

-применять теоретические знания при общении с живымиорганизмами и в практической деятельности по сохранениюприродного окружения и своего здоровья;

-ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

-составлять экологические модели, трофические цепи;-доказывать уникальность и красоту каждого природного

объекта;

-заботиться о здоровом образе жизни;

-заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;

-предвидеть последствия деятельности людей в природе(конкретные примеры);

-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);

осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;

-оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

ставить простейшие опыты с объектами живой и неживойприроды;

работать с гномоном (астрономический инструмент для определения момента полдня и направления полуденной линии в данном месте), гербаризировать растения;

оценивать поведение и деятельность людей с точки зренияих экологической допустимости;

проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;

выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования., изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т. п.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

Номер раздела

Номер

занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

1

2

3

4

5

Введение

2

1—2

Что такое экология?

2

2

1

Мой дом за окном

8

4

3-4

Мой дом

2

5

Дом, где мы живем

1

6

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

7

Откуда берется и куда девается

мусор?

1

8

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

1

9

Деревья твоего двора

1

10

Экскурсия по территории школы

1

11-12

Птицы нашего двора

2

13

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

14

Дорога из дома в школу

1

12

1

2

3

4

5

6

2

Я и мое окружение

12

8

15

Моя квартира

1

16

Моя семья

1

17

Соседи-жильцы

1

18

Мой класс

1

19

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

20

Дом моей мечты

1

21

Рассказы, стихи о семье

1

22-23

Комнатные растения в квартире, в классе

2

24-25

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

2

26-27

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

2

28

Экскурсия в парк

1

29-31

Животные в доме

3



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика