Открытый урок по математике в 3 классе Письменная нумерация в пределах 1000


Открытый урок по математике в 3 классе по теме: Письменная нумерация в пределах 1000

Тип урока: урок-закрепление

Цели: — закрепить умение читать, записывать числа в пределах 1000, знание десятичного состава чисел, умение представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых, умение сравнивать трехзначные числа, умение решать примеры и задачи;

— совершенствовать вычислительные навыки;

— развивать умение рассуждать, мыслить, анализировать;

— воспитывать

Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал различного характера.

Ход урока

1.Организационный момент.

Звенит, звенит, звенит звонок,

Мы начинаем наш урок.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый узнает что-то новое, познавательное.– Чему учимся на уроках математики?– Где это пригодиться нам в жизни? (дети читают стихи) Математика повсюду. А иначе рамы будут с перекосом,

Глазом только поведёшь, Потолок провалится.

И примеров сразу уйму, А кому, друзья, скажите,

Ты вокруг себя найдёшь. Это может нравится?

Каждый день, вставая бодро, Ох, скажу я вам, ребята,

Начинаешь уж решать: Все примеры не назвать.

Идти тихо или быстро, Но должно быть всем понятно,

Чтобы в класс не опаздать. Что математику вам надо знать на пять.

Вот строительство большое.

Прежде чем его начать

Нужно всё ещё подробно

Начертить и рассчитать.

А ещё “математика ум в порядок приводит”. Чтобы привести ум в порядок, отгадать мою загадку и сформулировать тему нашего урока, мы должны провести разминку или гимнастику для ума. Готовы?

— назовите 4 арифметических действия в математике;

— найдите сумму чисел 42 и 35;

— уменьшите 63 на 8;

— на сколько 52 больше 9;

— первый множитель 5, второй множитель 8, произведение…;

— делимое 63, делитель 9, частное …;

— во сколько раз 24 больше 3?

— я задумала число, увеличила его на 5, а потом в 5 раз и получила 40. Какое это число?

Молодцы! Ум в порядок привели, а теперь загадка.

Звучит цирковая музыка.

Загадка:         Все глядят на середину.В середине – волшебство:

Там чудак зайчишку вынулИз кармана своего.

Там под купол танцовщицаУлетела, как синица.Там собачки танцевали…Вы, конечно, там бывали. (цирк)

Да, ребята, это цирк – вид театрального искусства, смешное зрелище. Мы сегодня не только будем закреплять письменную нумерацию в пределах 1000, но и поговорим об истории цирка и самой увлекательной профессии. А вот о какой вы узнаете позже, если будете правильно давать математические ответы, будете без ошибок считать и цифры правильно писать, потому что без точного счёта не сдвинется с места любая работа. Откройте тетради и запишите число и классная работа (ученик диктует).

А я предлагаю провести устный счёт.

2.Устный счёт

Я хлопаю в ладоши. Отгадайте, какое число я задумала, посчитав хлопки: пять – запишите одну цифру (я пишу на доске). А теперь я топаю. Сколько раз? Семь – запишите рядом эту цифру один раз. А теперь посмотрите, как я красиво и правильно сижу и поднимаю руку. Сколько раз? Восемь раз – запишите красиво один раз. Молодцы! Через одну клеточку в сторону повторите написание до конца строчки.

А теперь посмотрите на первое число 578. Я закрываю всё до цифры 8. Что обозначает это число, охарактеризуйте его? (однозначное, пишется в одной клетке, единица первого разряда). Закрываю рукой цифру 5, назовите число. Что обозначает число?(двузначное, две клетки для написания, восемь единиц 1 разряда, семь единиц 2 разряда, 7д. и 8ед. Открываю всё число, назовите. Дети дают характеристику: трехзначное, пишется в трёх клетках, 8ед. 1 разряда, 7ед. 2 разряда, 5ед. 3 разряда, 57 десятков, 8 единиц или 5 сотен 7 десятков 8 единиц. К какому классу относится это число?(к первому классу, классу тысяч)

А теперь используя эти цифры 5, 7, 8 составьте и запишите все возможные трёхзначные числа, не повторяя одну и ту же цифру в записи числа. Записываем в столбик и начинаем записывать в порядке возрастания. Что значит в порядке возрастания? (начинаем с маленького числа, заканчиваем большим) На доске карточки с числами (дети называют число и бегут к доске вешают карточку).

578 587 758 785 857 875

ша пито

У детей в тетради: 578

587

758

785

857

875

А теперь давайте перевернём карточки и прочитаем слово, которое у нас получилось. (шапито) Что обозначает это слово? Может этот предмет вы видели или слышали об этом предмете. Это вид циркового передвижного помещения, а почему так? Сейчас вы узнаете, если дадите правильный ответ.

Слайд. 1. Найдите число, в котором 7 единиц второго разряда.

709 607 372

2. Какое число при счёте следует за числом 459?

669 460 579

3. Какое число при счёте предшествует числу 500?

400 555 499

4. Назовите число, в котором 1ед. 1разряда, 8ед. 3разряда.

810 81 801

5. Какое число состоит из 3 сотен?

30 333 300

6. Найдите число, которое можно записать в виде суммы разр.сл. так: 400+80+6

684 486 864

Что значит представить число в виде суммы разрядных слагаемых? (сказать сколько в числе сотен, десятков и единиц) Молодцы!

Давайте вернёмся к нашему столбику чисел и представим эти числа в виде суммы разрядных слагаемых (проговаривают и записывают по цепочке) Правильно. Молодцы! А вот теперь послушайте.

Цирк — в переводе с латинского означает  «круг».  Первые цирки появились в Древнем Риме и представляли собой арену или манеж огромного размера с трибунами. Диаметр арены составлял 13м. Ещё цирком называли длинную дорожку для состязаний в скорости. Представление с наездниками, дрессированными зверями, акробатами и клоунами, которое мы называем цирком, появилось много позже. Оно возникло в 1768 году, когда отставной английский кавалерист Филипп Астлей оградил канатом круглую площадку под открытым небом и стал брать плату у желающих посмотреть на его мастерство в верховой езде. А вот передвижные цирки-шапито появились около 1830 года и постепенно превратились в грандиозные зрелища.

А вот какие мы узнаем позже, а пока, кто был очень внимательным и услышал в моём рассказе о единицах измерения.

Какие единицы вы услышали? (единицы измерения длины, метр)

Какой длины была арена? (13м) Молодцы!

А давайте попробуем начертить вот такую арену или манеж.

Какая фигура лежит в основе арены? (круг)

Как по другому называется круг? (окружность)

Как правильно начертить окружность, при помощи какого инструмента? (циркуля)

С чего начинаем чертить? ( с центра), а радиус окружности будет равен 2 см.

А что такое радиус? (это линия, соединяющая ценр окружности с любой точкой на окружности ) Радиус это ½ диаметра.

А что такое диаметр? ( это отрезок, который соединяет две точки и проходит через центр, диаметр делит круг на две части) Если радиус равен 2 см, то чему равен диаметр.

Как узнать? (2 умн. 2=4см)

Начертите. Обозначьте центр, проведите радиус красным карандашом, а теперь синим – диаметр.

А теперь сравним: диаметр нашей окружности и диаметр арены самого первого цирка ( дети говорят Д=4см и Д=13м, диаметр нашей окружности меньше диаметра арены цирка, или больше) Конечно, а давайте вспомним начиная с самой маленькой, какие ещё единицы измерения длины вы знаете? (мм, см, дм, м, км) Давайте запишем в тетрадь.

1мм — 1см — 1дм — 1м — 1км

10 10 10 1000

Доказали, молодцы! А теперь, кто справится с этим заданием, тот приглашается на отдых, пока подумайте, как называется перерыв в цирке.

Слайд. 1м это …дм 4м 16см = …см

1дм это …см 420см = …м …дм

1м это …см 300см = …дм

Молодцы! И с этим заданием справились. Так как называется перерыв в цирке (антракт).

Физминутка.

Вот у нас физкультминутка Вот у нас физкультминутка,Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись,А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи,Чтоб сидеть нам было легче,Чтоб писать, читать, считатьИ совсем не уставать.Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка,Отдохнули мы слегка.

3.Работа по теме.

А теперь я продолжаю свой рассказ. На Руси в 18 веке при Петре 1 появились ярмарочные балаганы на народных гуляниях, где выступали акробаты, жонглёры, гимнасты. Это было в Москве и в Санкт-Петербурге, а у нас же есть ещё и другие города, где люди хотели бы встретиться с выступлениями цирковых артистов, поэтому и появился передвижной цирк Шапито.  И у нас в наше время тоже приезжает цирк-шапито, куда вы с удовольствием ходите. Шапито представляет собой колпак, систему высоких стоек и центральных мачт, на которых натягивается брезентовый шатёр. На манеже мы можем видеть выступления различных цирковых трупп, каждый артист в труппе имеет свой жанр выступления.

А вот какие есть жанры циркового искусства вы сейчас узнаете, если правильно решите из учебника на стр.45 №5 (дети решают у доски по одному примеру) На каждый пример слайд со словом-жанром и картинкой ( дрессура, акробатика, жонглирование, гимнастика, иллюзия, клоунада).

Эти жанры в своих выступлениях представляют артисты. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, гибкость, контактируют с животными, глотают огонь, дрессируют змей, умеют рассмешить зрителей.

А вот ещё одни артисты, давайте решим задачу, возьмите в руки листочки и прочитайте задачу. ( у детях на листочках, которые лежат на столе, записана задача)

Задача. На арене цирка выступало 15 собачек и 3 медведя. На сколько собачек на арене было больше, чем медведей? Во сколько раз медведей было меньше, чем собачек?

(ученик у доски, дети записывают задачу в тетрадь)

Ну что же, чтобы эти артисты в цирке хорошо выступали им нужно давать лакомства. Как вы думаете, что вкусненькое мы можем дать артистам, этим дрессированным животным? (дети перечисляют)Молодцы! Тогда ещё одна задача.

Задача. Из 10кг свёклы получают 2кг сахара. Сколько сахара можно получить из 40кг свёклы? из 80кг? из 100кг? (на первый вопрос ученик отвечает, а на два других дети отвечают самостоятельно, за это получают призы – шарики)

Физминутка.

Мы решали, мы решали.Что-то очень мы устали.Мы сейчас потопаем,Ручками похлопаем.Раз присядем,Быстро встанем,Улыбнемся,Тихо сядем.

А вот теперь самое главное. Кто же вызвать смех, восторг, удивление, развлечь публику и подшутить над зрителями? Конечно, это клоуны. Клоун — это современное слово, а раньше их называли предворные шуты, странствующие комедианты, скоморохи, а потом только клоуны. Самый основной и сложный жанр циркового искусства – это клоунада. Клоун должен рассмешить, уметь петь и танцевать, жонглировать, выступать с животными, ходить по канату, выполнять различные трюки, при этом не бояться львов. А как узнать клоуна? (ответы) А узнаешь его по ярким парикам, накладным носам, по гриму. (слайд)

А теперь давайте вернёмся к окружности, которую вы нарисовали, и вы дома нарисуете, прямо в тетрадочке своего клоуна. А клоуны бывают разные! Переверните листочки и давайте прочитаем, какие же бывают клоуны? (дети переворачивают листочки и по цепочке читаем).

На листочках. Специализацию клоунов можно подразделить на:

– клоунов-буфф, исполняющих разговорные или мимические сценки;

– коверных клоунов, заполняющих шуточными сценками паузы в представлении, когда униформисты готовят манеж к следующему номеру;

– музыкальных клоунов, играющих на различных, как правило, эксцентрических музыкальных инструментах и исполняющих куплеты под собственный аккомпанемент;

– клоунов-дрессировщиков;

– клоунов-акробатов.

Дети, а каких клоунов известных знаете вы? Правильно, молодцы! ( Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин, Леонид Енгибаров)

А теперь посмотрите, какого клоуна нарисовала я. Как думаете, какой это клоун? Для вас

клоун приготовил фокус Вы любите фокусы? Откройте учебник на стр.51 и посмотрите на поля, на занимательные рамочки, давайте превратим их в уравнения. Первое подскажу я. Есть целое число 100 и два слагаемых, а третье неизвестно, обозначим его латинской буквой «Х», получим уравнение: 34 + Х + 56 = 100. Записываем и решаем. Составьте свои уравнения и проговорите мне их. Молодцы!

4. Итог.

Итак! Мы с вами побывали в цирке, узнали историю цирка, познакомились с артистами, решали задачи, выполняли математические вычислительные приёмы. Вы сегодня все хорошо работали, были активными, а настроение каково? (дети отвечают «во») Покажите, какое у вас настроение, прикрепите к моему клоуну свои шарики.

Но, конец, домой пора,

выходим, дождь, как из ведра,

насквозь промокнем,

но зато мы побывали в цирке — шапито.

Физминутка: 1. Гимнастика для глаз.

Нумерация действий в математике

Заполняем кроссворд.

— этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым (сапоги)

— этот человек выступает в цирке, снимается в кино (артист)

— по её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …. (улица)

— с этим предметом ходят в лес (корзина)

— ребёнок, который учится в школе (ученик)

— она может быть трудной или легкой, классной или домашней (работа)

— он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым (стакан)

— этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый (лимон)






See also:
Яндекс.Метрика