Открытый урок окружающего мира в 4 классе по теме Искусство России XIX века Золотой ве


Открытый урок окружающего мира в 4 классе.

Тема: Искусство России 19 века. «Золотой век» русской культуры.

Поэты и писатели XIX века. А.С.Пушкин, В.И.Даль, Н.А.Некрасов.

Цель:

— расширять знания учащихся о поэтах и писателях 19 века;

— развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать;

— формировать устойчивый художественный интерес к литературному

творчеству отечественных поэтов и писателей;

— воспитывать художественно-эстетический вкус.

Оборудование: проектор, ноутбук, демонстрационная доска.

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин)

— Ребята, на протяжении нескольких уроков мы с вами знакомились с культурой нашей

страны. Мы начали знакомство с искусством Древней Руси, продолжили изучать

культуру России 18 века. А сегодня мы познакомимся с поэтами и писателями XIX

века.

II. Знакомство с новым материалом. (26 мин)

1. Вступительная беседа ( слайд 1 )

19век называют «золотым веком» русской культуры.

— Как вы думаете, почему ?

19 век дал России столько великих людей, что даже перечислить их всех невозможно. А чтобы рассказать о каждом, понадобится очень много уроков. Культура России этого времени преуспела во многом: в литературе и музыке, архитектуре и живописи. Многие имена поэтов, писателей появились и стали известными именно в 19 веке. С некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.

— Отгадайте, о ком пойдет речь?

— Его называют «солнцем русской поэзии».

2. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина.

(сообщение ученика) , слайд 2, 3, 4.

Стихотворение « Няне» (рассказывает ученик).

3. Рассказ учителя. Сказки А.С.Пушкина.

А.С.Пушкин одним из первых русских поэтов обратился к жанру сказки. А.С.Пушкин в Михайловском с благоговением слушал и записывал сказки, которые рассказывала ему няня Арина Родионовна. О впечатлении, какое они произвели на поэта, можно судить по его письму к брату Льву: «Знаешь мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки … Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А.С.Пушкин создает пять стихотворных сказок. Назовите их.

(Слайд 5)

В каждой сказке проявляется народность, торжество добра над злом.

Кроме сказок А.С.Пушкин пишет свою первую поэму «Руслан и Людмила».

(Слайд 6)

— Вспомните, какими строками она начинается?

4. Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

— Отгадайте, из каких произведений эти строки?

*У лукоморья дуб зеленый…..(поэма «Руслан и Людмила»)

*Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…..( «Сказка о царе Салтане.»)

*Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч…( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»)

*Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом….( «Сказка о царе Салтане.»)

*Вот пошел он к синему морю;

Видит, море слегка разыгралось…( «Сказка о рыбаке и рыбке.»)

*Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару,

Посмотреть кой-какого товару….( «Сказка о попе и работнике его Балде.»)

*Кири-ку-ку-

Царствуй лежа на боку….( «Сказка о золотом петушке.»)

*И останутся на бреге

33 богатыря,

В чешуе златой горя….( «Сказка о царе Салтане.»)

*Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат.

Как увидел старик-испугался!

В ноги он старухе поклонился…( «Сказка о рыбаке и рыбке.»)

*Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы….( «Сказка о золотом петушке.»)

*Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…..( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.»)

*Звучит отрывок из сказки на CD («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

5. Проверь себя: (слайд 7)

— Что вы узнали о детстве , творчестве, жизни А.С.Пушкина?

— Какие произведения вам нравятся больше всего?

— Почему А.С.Пушкина называют «солнцем русской поэзии» ?

6. Знакомство с творчеством В.И.Даля.

— Мы продолжаем знакомство с писателями 19 века.

Отгадайте загадки:

1)Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

2)Она приходит с ласкою

И со своею сказкою

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

3)Пришла без красок и без кисти,

Разукрасила все листья. (Осень)

4) 12 братьев друг за другом бродят,

Друг друга не обходят. (Месяцы)

5)Гляжу в окошко-

Бродит черная кошка. (Ночь)

6)Протянулся мост на семь верст,

А в конце моста золотая верста. (Неделя)

— Как вы думаете, кто сочинил эти загадки?

Этого писателя называют «знаток русского народного творчества». Догадались, о ком пойдет речь?

В.И.Даль был удивительный человек — морской офицер, военный врач, ученый, собиратель произведений народного творчества. Современники считали его одним из самых образованных людей.

7. Сообщение ученика о В.И.Дале. (Слайд 8, 9, 10)

8. Сказки В.И.Даля. (Слайд 11)

— Какие сказки В.И.Даля вы знаете?

9. Пословицы русского народа.

Объясните смысл пословиц:

Всякому мила своя сторона.

Родина-мать, чужая сторона-мачеха.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Доскажи пословицу: (слайд 13-26)

10. Проверь себя:

— Какие три известные книги написал В.И.Даль?

— Где черпал материал для своих произведений?

— Кому адресованы произведения В.И.Даля?

— Какое значение сейчас имеют для нас книги В.И.Даля?

Физкультминутка. (3 мин)

11. Знакомство с творчеством Н.А.Некрасова.

— Мы знакомимся еще с одним поэтом 19 века.

— Про него говорили так: «Он чувствовал чужие страдания»

(Слайд 28)

1) Сообщение ученика о Н.А.Некрасове. (Слайд 29)

Стихотворение «Мужичок с ноготок» (читает наизусть ученик).

2) Рассказ учителя.

Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой.

« Благословенная река, кормилица народа!»- говорил он о ней. Но именно здесь, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе.

Он бродил по берегу в жаркую погоду и, вдруг, услышал какие-то стоны, а вслед за тем увидел бурлаков, которые брели вдоль реки.

(Слайд 31 картина Репина «Бурлаки на Волге»)

Отрывок из стихотворения «На Волге» Н.А.Некрасова читает наизусть ученик.

12. Проверь себя:

— Где родился и провел свое детство Н.А.Некрасов?

— Какие темы волновали Н.А.Некрасова в стихах?

III. Проверочная работа (7 мин)

(Слайд 35-36)

IV. Итог урока. (2 мин)

— О чем мы сегодня говорили на уроке?

— С какими писателями познакомились?

— Что вы узнали о каждом из них?

— Почему 19 век называют «золотым веком» русской культуры?

V. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин)

1 уровень — Подготовить наизусть стихотворение поэтов XIXвека.

2 уровень — Подготовить по учебнику и рассказать о поэтах и писателях XIXвека.






See also:
Яндекс.Метрика