ОРКСЭ Модуль Светская этика Урок 2 Знакомство с учебником Основы светской этики


Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 класс.

Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

Урок: 2

Тема: Знакомство с учебником « Основы светской этики». Что такое светская этика.

Цель урока:

формирование у учащихся представления о том, что такое этика, что изучает светская этика.

Задачи:

Познакомить обучающихся с понятиями «этика» и «светская этика».

Развивать умения аргументировать свой ответ.

Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.

Активизировать познавательную деятельность в КТД.

Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

беседа,

чтение и анализ учебного текста,

лексическая работа,

работа с иллюстративным материалом,

творческая работа с текстом в парах,

работа с карточками в группах,

самостоятельная работа с источником информации.

Основные термины и понятия: этика, светская этика, мораль, нравственность.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

— Давайте пожелаем удачи на сегодняшнем уроке. Что пригодится для успешной работы?

— Прочитайте эпиграф нашего урока.

« С малой удачи начинается большой успех».

-Как вы его понимаете?

Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах.

Высказывания учащихся.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Поделились ли вы с родителями тем, что узнали на нашем первом уроке? О ком из известных людей вы рассказали дома?

— Каких героев России знают ваши близкие, о ком они советовали вам рассказать?

— Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?

— Люди, о которых вы рассказали, достойны нашего уважения. Они сделали нашу жизнь лучше. Их жизнь может быть для нас образцом для подражания.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Рассказывают о своих родственниках, их заслугах, показывают копии документов, фотографии, награды.

Беседа

3.Актуализация знаний, целеполагание.

Знакомство с учебником

«Основы светской этики».

1. Оформление обложки. 2.Содержание.

3.Оформление страниц.

— У вас в руках новый учебник.

Рассмотрите обложку.

— Прочитайте название.

-Встречались, ли вам книги с таким названием?

— Прочитайте серию.

(« Основы духовно – нравственной культуры».)

— В синем кружке – эмблема. Что на ней изображено?

-Что обозначает эта эмблема?

— Рассмотрите фотографии на обложке. Кого мы на них видим?

— Как вы думаете, о чём могли думать составители, оформители учебника, поместив именно эти снимки на обложку?

— Верхний знак — знак ФГОСА — нового стандарта образования для современной школы.

— Как быстрее узнать, чему мы будем учиться с помощью нового учебника?

Откройте содержание учебника (с.3),

прочитайте названия тем уроков.

— Какие темы вас заинтересовали?

— Какие новые слова встретились?

— Какие слова вам уже известны?

Есть ли у нас некоторые знания из других предметов по данным темам?

— Вспомните содержание тем из глав « Человек и его внутренний мир», «Человек и многоликое человечество» по учебнику

«Окружающий мир».

— Чему мы учились на этих уроках? Что интересного для себя открыли?

— Вспомните содержание произведений из литературного чтения « В океане света».

Какие писатели вложили в свои произведения всё лучшее, что было в них самих: добро, любовь, мудрость, своё представление о красоте мира?

Можно ли предположить, что курс « Основы светской этики» является продолжением, углублением тех знаний о взаимоотношениях людей, о правилах их поведения в обществе, которые у нас уже есть?

Как вы думаете, чему же мы будем учиться с помощью нового учебника? Ваши предположения?

— Расскажите, как оформлены страницы учебника.

— Итак, мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением, мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет этика.

Ответы учащихся.

Предполагаемый ответ:

— Древо жизни.

Предполагаемый ответ:

— Детей разных национальностей, детей в семье, в школе, символ столицы нашей Родины – Кремль.

Предполагаемый ответ:

— Наверное, они могли думать о том, что ученик должен учиться любить свою семью, школу, своих друзей, свою школу, одноклассников, быть в дружбе с ребятами разных национальностей; а значит – любить свою Родину.

Предполагаемый ответ:

— Открыть содержание.

Высказывания учащихся.

Учащиеся работают с содержанием учебника « Окружающий мир».

(Глава « Человек и его внутренний мир»:

что даёт человеку общество;

как стать личностью;

как понять, что творится у друга на душе;

кто ты, оптимист и пессимист.

Глава «Человек и мир людей»: что такое общество;

как жить в мире людей;

что такое мораль;

наш внутренний советчик – совесть.

Глава «Человек и многоликое человечество»: права человека в обществе.)

Учащиеся работают с содержанием учебника по литературному чтению « В океане света».

Ответы учащихся.

Делятся своими предположениями.

Предполагаемый ответ:

-На страницах учебника мы видим номера уроков, названия тем, цели уроков, вопросы, задания, красочные иллюстрации, высказывания философов.

Слайд 2

Слайд 3

Беседа

3.Определение темы и целей урока.

4. Изучение нового материала.

1.Беседа о понятии «этика».

2. Беседа о понятиях

«нравственность», «мораль»?

3. Беседа о понятии «светская этика», о важности изучения светской этики.

5.Физкультминутка.

6.Применение нового знания.

Чтение и анализ отрывка из «Поучения Владимира Мономаха»

2.Работа с пословицей.

Предположите тему сегодняшнего урока.

— Поставьте перед собой цель урока. Что вы сегодня должны узнать?

— Запишите тему и цель урока в рабочий лист.

— Итак, на сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, что такое светская этика. Кроме этого, вам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.

— Прочитайте первый абзац учебной статьи « Что такое светская этика. Что изучает светская этика». ( Чтение вслух)

— Что такое этика? Как вы определите значение этого слова? — Запишите определение в рабочий лист.

— Посмотрите на слайде определение понятия «этика» из философского словаря.

— Кого можно назвать основателем этики?

— Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль? Что обозначают эти понятия?

— Выпишите определения этих понятий в рабочий лист. Сверьтесь со слайдом.

— Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный»? Почему?

— Второй, третий, четвёртый абзацы статьи прочитайте самостоятельно.

— Подумайте, в чём помогает разобраться светская этика, на какие вопросы она даёт ответы.

— Прочитайте пятый, шестой абзацы статьи. (Чтение вслух)

— Какие ассоциации возникают у вас со словом « светский»? гражданский).

— Что определяет понятие «светская»? Запишите в рабочий лист, сверьтесь со слайдом.

— Сформулируйте вывод о том, что вы узнали из учебной статьи, выполнив второе задание в рабочем листе. Закончите предложения:

— Светская этика изучает …

— Слова мораль и нравственность — это синонимы, которые обозначают …

— Светская этика помогает разобраться …

— Светская этика помогает ответить на вопросы …

— Сверьте ответы со слайдом.

Сделайте вывод: что помогает понять светская этика?

Прочитайте отрывок из «Поучения Владимира Мономаха».

-Что вы знаете о Владимире Мономахе?

— Чему мог поучать великий князь детей в конце 11 в.? Интересно ли будет читать « Поучение», спустя почти 900 лет?

-Прочтите «Поучение» на слайде.

— Почему трудно читать этот текст?

— Чтобы советы князя стали понятны современному человеку, попробуйте их перевести с древнерусского языка на современный.

— Сделайте вывод, почему не стареют наказы Владимира Мономаха?

Прочитайте пословицу в рабочем листе.

— Дайте толкование её смысла, подберите пример. Поясните пословицу примерами из жизни.

Предполагаемый ответ:

Тема урока:

Что такое светская этика?

— Цель урока:

Узнать, что такое этика?

Что значит светская этика и что она предполагает?

Учащиеся работают по учебнику, выполняют задания в рабочем листе.

Предполагаемый ответ:

— Философа Аристотеля, 4 в. до н. э.

Высказывания учащихся.

Предполагаемый ответ:

На свету, на виду, на людях, в миру, а значит публичный, общественный, мирской, гражданский.

Предполагаемый ответ:

Светская этика помогает понять, как самостоятельно совершать правильные поступки и строить отношения с людьми, а значит стать лучше.

Предполагаемый ответ:

Владимир Мономах – русский князь, внук Ярослава Мудрого; был грамотным, образованным человеком своего времени, составил потомкам, завещание – поучение.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика