ОРКСЭ Модуль Светская этика Урок 14 Дружба


Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 класс.

Учитель начальных классов – Старикова Л.П.

Урок 14.

Тема: «Дружба»

Цель урока:

создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.)

Задачи:

Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;

Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;

Активизировать познавательную деятельность в КТД;

Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Уроки дружбы»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

Беседа;

Самостоятельная работа со словарем;

Творческая работа в группах;

Работа в парах;

Мозговой штурм;

Визуальное восприятие;

Устные высказывания на тему;

Подготовка к творческим заданиям

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

— Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза.

— Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим друг другу частичку своего тепла, пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

— Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

— Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах, умение слушать и слышать…

Слайд 1 (солнышко)

2. Актуализация знаний.

— Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. — А о чём мы будем говорить, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд.

Вопросы кроссворда:

Слово, обозначающее отзывчивость, благожелательность, стремление помогать людям. (Доброта)

Так называют человека высоконравственного, самоотверженного, честного и открытого. (Благородный)

Как называют умение разумно решать разные сложные вопросы, давать нужные советы. (Мудрость)

Это свойство души можно увидеть во взгляде любящего человека, услышать в его голосе. (Нежность)

Так называют экономного человека. (Бережливый)

Этим словом называют человека исполнительного, соблюдающего порядок, выполняющего всё старательно точно. (Аккуратный)

По горизонтали – слово «дружба»

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы, отгадывая слова. Когда все слова отгаданы, читается ключевое слово ДРУЖБА.

Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.

Предположения детей

Слайд 2 (кроссворд)

3. Определение темы и целей урока.

— Определите тему нашего сегодняшнего урока . Запишите тему в рабочий лист.

— Как вы понимаете слово

«дружба»?

— О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.

— Великий древнегреческий философ Платон писал:

«Дружба» – это размышление о стремлении людей к счастью, к братству, к красоте тихой, таинственной, сказочной. Дружба необходима нам как солнце, как воздух, как радость. Ею мы объединяемся, молимся, побеждаем. Дружба делает нас чище, светлее, добрее: «От красивых образов мы идем к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни».

— Как вы понимаете это высказывание великого философа?

— Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?

— Запишите цели в рабочий лист.

«Дружба».

Все версии фиксируются на доске в виде дерева предсказаний

Высказывания детей

Какие отношения существуют между людьми,

что такое дружба,

чем дружеские отношения отличаются от других отношений

кто такой друг

Рабочий лист.

Дерево предсказаний.

Что такое дружба?

Слайд 3 (портрет Платона с высказыванием)

Слайд 4 (цели урока)

Рабочий лист

4. Изучение нового материала.

1. Беседа о разных отношениях между людьми.

2. Беседа о понятии

«дружба» и дружеских отношениях.

Работа с учебником.

3. Отличительные черты дружбы от других отношений.

Человек находится в разных отношениях с людьми, живя в обществе.

— Какие отношения бывают между людьми?

— Может быть, вам поможет ответить на вопрос этот слайд.

— Какими должны быть эти отношения?

— С моральной точки зрения все эти отношения должны быть добродетельными, строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Так, например, хорошие отношения между соседями называют добрососедскими, т.е. отношения между добрыми соседями, стремящимися делать друг другу добро и избегающими ссор, скандалов, причинения друг другу вреда.

— Но даже, если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок, если у него нет друзей.

Какое прекрасное слово « дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».

группа: Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова.

группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».

группа: Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания.

группа: «Соберите» пословицы о дружбе.

— А как в учебной статье даётся определение понятию «дружба» на стр. 32?

— Запишите определение понятия « дружба» в рабочем листе.

— Сделайте вывод: что такое дружба.

— Чем дружба отличается от других отношений?

— Найдем в учебной статье отличительные черты дружбы.

— Запишем их в рабочий лист.

Высказывания детей

Семейные, служебные, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские.

Высказывания детей

Учащиеся работают в группах,

после обсуждения задания знакомят с результатами работы.

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

Учащиеся находят отличительные черты дружбы, записывают их в рабочий лист:

избирательность, бескорыстность, общность интересов и взаимная симпатия.

Слайд 5.

Работа в группах.

Слайд 6.

Карточки с заданиями.

Рабочий лист,

задание 1

Слайд 7.

Слайд 8.

Рабочий лист,

задание 2.

Физкультминутка.

5. Применение нового знания. 4.Беседа о понятии «друг».

5.Составление правил дружбы.

— Вы сказали, что однокоренным словом « дружбы» является слово « друг». Как вы понимаете его значение?

— Давайте узнаем, какое определение дает толковый словарь.

— Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил поэту Ивану Пущину, близкому другу с детских лет.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил!»

С какими словами обращался автор к своему другу?

— В декабре 1825 года И.Пущин посетил ссыльного А.Пушкина в селе Михайловском.

Через год сам И.Пущин был заключен в крепость за участие в организации восстания декабристов, и А.С.Пушкин, чтобы поддержать друга, отправляет это стихотворение.

— Можно ли, судя по этому стихотворению, сказать, что А. Пушкин умел дружить?

Кто считает, что у вас тоже есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим?

— Поработайте в парах на карточках и выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.

— Какие качества вы выбрали? Почему?

— Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства.

Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде.

Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям, стараться быть внимательными, тактичными, учиться сочувствовать, сопереживать.

— К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению.

— Прочитайте и выполните задание 3 в рабочем листе. Поделитесь своими мыслями.

— Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы».

— Выберите только те правила, которые укрепят вашу дружбу.

— Прочитаем наши правила, запомним и будем их соблюдать.

— Итак, в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и каждой стране люди уважают чувство дружбы.

— Вот, например, в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов».

В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами.

— Монументы дружбы установлены в Уфе и Ижевске.

— Дружбе посвящены и полотна знаменитых художников.

Картина литовского художника Чюрлёниса называется «Дружба».

Девушка держит светящийся шар или солнце. Лучезарный свет его торжествует, озаряя космическую темноту. Солнце — символ добра, теплоты, дружбы… Девушка, словно, хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам: добро, тепло, дружбу».

Высказывания детей.

ДРУГ — человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

Ответы детей.

Высказывания детей.

— А.С. Пушкин умел дружить. У него были настоящие друзья.

Ответы детей.

Учащиеся работают с карточкой.

Ответы детей.

Учащиеся выполняют задания.

Ответы детей.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика