Окружающий мир Море


Тема: Море

Цель: дать представление о морях, их флоре и фауне, о пользе морей для человека;

воспитать бережное отношение к морским животным, стремление охранять моря, морские богатства.

Оборудование:

1. Планшеты «Животный мир моря»

«Ядовитые обитатели моря»

«Морские суда»

«Добыча нефти в море»

«Дары моря»

«Морские порты»

«Море в разное время суток»

«Древнее море»

2. Предметные картинки «Рыбы»

3. Коллекция морских водорослей»

4. Коллекция морских обитателей: моллюски, рыбы, кораллы, краб и др.

5. Игра «Кто? Что? Как?»

6. Карта полушарий.

Ход урока.

I. Орг. Момент.

II. Сообщение темы и цели урока:

— Вспомните, какую мы тему начали изучать:

(Вода в природе)

— Чего больше на планете: воды или суши?

— В каких водоемах находиться вода?

(В реках, озерах, морях, океанах)

— Сегодня мы немного подробнее поговорим о морях.

III. Работа над новым материалом.

(Учащиеся делают записи в тетрадях)

1. — Спокойное и ласковое, слегка лазурное в хорошую ясную погоду и темное неприветливое в ненастье — таким мы видим море.

— Как вы считаете, почему вода в море бывает разного цвета?

2. — А что такое море вообще? Как вы понимаете?

Запись в тетради:

Море — часть океана, которая вдается в сушу.

— Какие моря вы знаете? Покажите их на карте.

— Чем отличается, например, Черное море от Охотского моря? Как их окружают берега?

Запись в тетради:

Моря бывают окраинные и внутренние

3. — Моря (очень) являются источником жизни. Очень давно, когда наша планета только образовывалась, первые животные и растения появились в морях

(Показ таблицы «Древнее море»)

4. — Моря отличаются между собой, но все-таки очень похожи

— Чем похожи? (большое количество воды, имеют схожих обитателей, имеют горько-соленую воду)

— Почему вода в море горько-соленая?

(В ней растворено много различных солей)

— Такую воду пить очень вредно

5. — А какое море самое близкое нам? (Черное море)

— Это одно из красивейших морей. О нем писал А.С. Пушкин (эпиграф) (читает ученица)

«Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу тобою полн

Твои скалы, твои заливы

И блеск, и тень, и говор волн.

— Кто знает, почему оно так названо?

— Вот послушайте, как об этом сказал известный новороссийский поэт В. Бакалдин в своей книге «Русский порт — Новороссийск»

(ученик читает отрывок)

— У нашего моря было много разных названий с давних времен. Но чаще всего оно было названо Черным или Темным.

— О том, почему море получило такое название, существует красивая легенда.

(Учитель читает легенда «Почему Черное море бурливое»)

6. — Насколько приветливы моря в хорошую погоду, настолько страшны они в непогоду.

— Огромные волны ходят по морю с пенными верхушками. Их иногда называют «белая грива».

А на некоторых окраинах морях поднимаются огромные волны — цунами (в переводе с японского «волна, заливающая бухту»). Эти волны достигают 30 м и выше.

— Жители нашего города знакомы с еще одним страшным явлением на море. Это смерч.

(Показ картинки из книги «Хочу все знать» за 1989 г.)

— Огромные волны обтачивают даже камни. Нужно быть очень осторожным, купаясь в море в бурную погоду.

7. — Моря таят в себе огромные богатства.

а. Природа морей отличаются большим разнообразием.

Во-первых, это всевозможные водоросли.

(Показ гербария)

— Некоторые растут на дне, некоторые свободно плавают в воде.

Из водорослей делают йод, спирт, ацетон, агар-агар, который идет на изготовление конфет, мармелада, кладут в хлеб (он не черствеет), в сыр, уксус, мыло, добавляют в бумагу, удобрения, ткани.

— Кроме того водоросли являются пищей — морская капуста.

б. — В морях живут самые разнообразные животные:

— моллюски (рапан, мидия)

— есть очень интересные создания кальмары

(И. Акимушкин «Природа-чудесница»)

— различные рыбы (В Черном море около 180 видов рыб)

— по берегам морей очень много морских животных

— есть хищники и опасные создания

(показ планшета «Ядовитые обитатели моря»)

— Все они очень полезны для моря и их нужно охранять

(Показ «Красной книги»)

— есть в море удивительные создания, очень похожие на рыб, но не рыбы.

Кто они?

(Дельфины — млекопитающие)

— В. Бакалдин в своих стихах тоже описал нескольких морских обитателей.

(ученик читает отрывок из книги «Русский порт — Новороссийск)

— О многообразии животного мира морей вы сами можете судить по картинкам

(Планшеты «Животный мир моря»)

в. — Человек использует морские богатства.

В море даже добывают нефть.

(картинка)

— Некоторые ученые предполагают, что в будущем возможно вообще организовать поселения в море, посколько из морских продуктов можно получить почти все нужные человеку вещества.

г. — На берегах морей построено много портов. Одним из крупных на Черном море является наш порт в удобной Цемесской бухте.

д. — Морской вид транспорта является тоже одним из удобных. По морям ходят различные суда: паромы, ледоколы, танкера, кометы и др.

(показ планшетов «Морские суда»)

8. — Море отдает свои богатсва человеку. Но он не всегда бережно относиться к ним

— Мы видим это на примере нашего моря

— Какие ошибки допускает человек? (слив сточных вод, нефтяные пятна)

— А ведь наше море необычное: до глубины 200 м находиться слой жизни, а дальше мертвая зона — слой газа сероводорода. И в результате небрежного отношения человека, сероводород уже поднялся до 100 м, а в некоторых местах до 50 м.

— Какой вред приносит нефть?

— Ученые сейчас работают над новыми способами очистки морей:

1. Найдены бактерии, питающиеся нефтью.

2. Мидии могут жить в сильно загрязненной воде и при этом очищать ее. Различные черви, медузы тоже очищают воду в море.

Нельзя допускать, чтобы их вылавливали из моря для забавы, как делают иногда дети и взрослые на пляже.

Итог: — Вот коротко о наших морях. Моря таят в себе еще много неразгаданного и изучение их еще предстоит человеку.

IV Работа с учебником:

1. Чтение материала о море

стр. 48-49

Задание: выписать в тетрадь названия морских обитателей

2. Чтение детьми вслух материала о море в учебнике.

V. Подведение итогов. Игра «Кто? Что? Как?»

(Дети вынимают карточки с вопросами из конверта Мудрой совы и отвечают на них)

VI. Д/з: прочитать о море стр. 48-49.

рефераты о морских животных.

Литература:

1. «Хочу все знать». (ежегодник 1989 г.)

2. Г.Г. Кузьминская «Черное море» 1988 г.

3. И.Зайцев, И. Максимов «Легенды и были Черноморья»

4. «Легенды Крыма», 1975 г.

5. С.Е. Клейненберг

В.М. Белькович «Дельфины. Мифы и реальность»

6. «По страницам Красной книги. Моллюски. Черви»

7. В. Бакалдин «Русский порт — Новороссийск»

8. А.С. Пушкин «К морю»

9. И. Акимушкин «Природа-чудесница»






See also:
Яндекс.Метрика