Нужно ли заставлять детей читать


Родительское собрание во 2 классе

Беседа: «Нужно ли заставлять детей читать?»

Умение ребенка-дошкольника быстро и осмысленно читать сослужит ему незаменимую службу при обучении в школе. Всем известны печальные случаи, когда даже в старших классах некоторые дети читают по слогам и с большим трудом, что весьма затрудняет весь процесс обучения в целом. И, наоборот, если ребенок, придя в школу, уже хорошо читает, он и дальше учится легко и с интересом. А привитая с детства любовь к чтению станет залогом того, что какую бы сферу деятельности он не избрал в дальнейшем, он обязательно станет интеллектуальным и всесторонне развитым человеком.

С пяти, а тем более с шести лет способны научиться читать. А с помощью рекомендаций от «Дома советов», чтению можно обучить даже трех и четырехлетних малышей!

Итак, прежде чем приступать к обучению ребенка чтению, очень важно пробудить у него интерес к этому процессу. И сделать это можно двумя способами: как можно больше читать ребенку различные интересные и увлекательные сказки, истории, стихи, рассказы и попутно объяснять и рассказывать малышу, почему так интересно и важно научиться читать.

На данном этапе Вам необходимо стремиться к тому, чтобы у ребенка были сформированы следующие пять мотивов:

1. Познавательный мотив − т. е. стремление научиться читать, чтобы узнать как можно больше нового об окружающем мире.

2. Перспективный мотив − желание научиться читать, так как потом в учиться в школе будет намного интереснее.

3. Мотив личностного роста − стремление научиться читать, чтобы стать таким, как взрослые.

4. Деятельностный мотив − желание научиться читать, чтобы уметь играть в новые интересные игры.

5. Мотив общения со сверстниками − стремление научиться читать, чтобы рассказать о прочитанном окружающим.

Www.domsovetof.ru рекомендует обучение чтению проводить в игре, с использованием различных веселых и необычных упражнений. Включаясь в забавные игры, ваш малыш даже не заметит, как у него сформируется целый ряд необходимых операций, лежащих в основе чтения. А овладев ими, ребенок незаметно для себя, а главное, легко и быстро научится читать.

Однако, взрослый, который собирается учить малыша чтению, должен четко представлять, что делать это нужно в строго определенной последовательности, разделив процесс обучения на этапы.

На первом этапе ребенка нужно обучить звуковому анализу слов. Он должен уметь выделять и называть по порядку звуки, из которых состоит слово, различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки.

Второй этап – знакомство с буквами.

Третий этап – выделение слогов в словах и чтение слогов (читать свои первые слова ребенок обязательно учится по слогам).

Наконец, на четвертом этапе ребенок учится чтению слов различной длины и закрепляет этот навык. Начинать лучше со слов, состоящих из двух-трех букв, а потом постепенно переходить к шести-восьми буквенным словам. Когда же малыш начнет легко справляться с длинными словами и перестанет их бояться, можно начинать чтение текстов.

С этого момента уже начинается период совершенствования навыков чтения и длится он, обычно, многие годы. И здесь очень важно, чтобы сам процесс чтения стал для ребенка интересным и увлекательным. То есть, взрослому необходимо выбирать такие книги, которые, соответствуя возрасту и уровню развития малыша, увлекут и заинтересуют его настолько, что он забудет о том, что читать – это «трудно» и полностью сосредоточится на содержании книги.

Обязательно учтите следующие важные моменты.

Тексты, которые вы предложите ребенку для самостоятельного чтения, должны иметь достаточно большой шрифт (размер букв должен быть обязательно больше, чем в обыкновенных книгах для взрослых и даже несколько больше, чем в учебниках для первоклассников). Начинайте первое чтение с коротких, но обязательно занимательных рассказов и сказок. От того, насколько положительные эмоции они вызовут у ребенка, зависит эффективность формирования интереса к чтению вообще. Дети пяти-шести лет очень любят смешные истории о животных, других детях, короткие веселенькие стихи, загадки.

Нагрузку ребенка нужно дозировать и не заставлять читать больше того объема, который он хочет. Лучше браться за чтение короткими «уроками» с длинными передышками – два-три раза в день.

Обращайте внимание на то, понимает ли ребенок то, что он читает и запоминает ли текст. Для этого предлагайте ему сразу после чтения рассказать о том, что он прочитал.

Итак, успеха вам и веселого, увлекательного чтения!






See also:
Яндекс.Метрика