Нравственное воспитание учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций ру


Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – абсолютная деидеологизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Существенную помощь в разрешении этого противоречия может оказать довольно молодая наука – этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения. И прежде всего необходимо обратиться к этническим корням, традициям собственного народа.

Такие педагоги, как Н.М. Болдырев, И.С. Марьенко, Л.А. Матвеева, Л.И. Божович и многие другие исследователи нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако решение задач нравственного воспитания учащихся начальных классов на основе этнокультурных традиций русского народа (на материале уроков русского языка) не достаточно исследовано. Изучение и анализ научно – методической литературы по теме исследования позволили выявить существующее в практике школы противоречие между насущной необходимостью нравственного воспитания младших школьников в процессе обучения с одной стороны и неразработанностью методики решения данного вопроса – с другой.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности. Все сильные стороны личности ребёнка проявляются, прежде всего, в учебном процессе, когда каждый ребёнок становится более знающим и умеющим в какой-то области, на каком-то уровне. Мы решили провести исследование именно на уроках русского языка.

В современной начальной школе существует большой выбор программ. Нам представилась возможность провести анализ программы русского языка в рамках УМК «Начальная школа XXIвека» на основе авторской программы С. В. Иванова и учебников «Русский язык» для 2 класса, авторы Иванов С. В., Евдокимова А. О., Кузнецова М. И., Петленко Л. В., Романова В. Ю.

Программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в неделю.

В программе курса «Русский язык» выделяются три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений и правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы. Материал, превышающий уровень требований, призван расширить их кругозор, познакомить с интересными фактами и явлениями из жизни родного языка, что позволяет реализовать дифференцированный и индивидуальный подход к обучению. Учитель имеет право варьировать подачу материала на уроке в зависимости от подготовленности класса, интеллектуального уровня учащихся.

Но каким образом учебники «Русский язык» для 2 класса решают одну из самых главных задач воспитания – нравственное воспитание? Ответ на этот вопрос мы пытались найти, анализируя содержание заданий, данных в учебниках. Материал учебников мы рассматривали по следующим параметрам:

1 – упражнения, направленные на формирование нравственных качеств (НК)

2 — упражнения, содержащие этнокультурный материал (ЭМ)

3 – упражнения, направленные на формирование нравственных качеств + содержащие этнокультурный материал (НК + ЭМ)

4 – упражнения, направленные на расширение кругозора учащихся (РК)

5 – занимательные упражнения (З)

Данные, полученные в результате анализа, представлены в таблице 1.

Таблица 2.1.1

Анализ учебников «Русский язык». Учебное пособие для 2 класса (автор Иванов С.В. и др.)

Количество упражнений

Класс

НК

ЭМ

НК + ЭМ

РК

З

2 класс

12

4

4

18

9

Как видим, количество упражнений, направленных на формирование нравственных качеств, очень мало. Упражнений, содержащих этнокультурный материал, ещё меньше. Более того, почти все они представлены во втором полугодии в темах «Устаревшие слова» и «Фразеологизмы». Конечно, этого материала недостаточно.

Но УМК «Начальная школа XXI века» подразумевает вариативность, и это дает нам право внести дополнительный материал нравственной направленности на этнокультурных традициях русского народа.

Знакомство с народными приметами происходило с опорой на то, что наши предки давно подметили принадлежность многих природных явлений определенным дням в году. Как же крестьяне выделяли такие дни и делали их памятными. Кстати, календарь тогда еще называли месяцесловом. По нему составляли прогнозы погоды, намечали сроки проведения сельскохозяйственных работ, т.е. вся жизнь крестьянина подчинялась определенному своду законов. И здесь очень важно обсудить с детьми такой вопрос: а чем является народный календарь для современного поколения. После обсуждения данного вопроса необходимо подвести детей к пониманию того, что народный календарь — это прежде всего памятник духовной культуры, образец народного фольклора, хотя в известной степени, и практическое руководство, впитавшее многовековой опыт общения с природой.

На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: учитель владеет прочными знаниями об этнокультурных традициях русского народа и их педагогической ценности в нравственном воспитании младших школьников; учитель отбирает не случайный, а нравственно ценный материал и целесообразно включает его в структуру урока; учащиеся заинтересованно относятся к изучению этнокультурных традиций русского народа и активно участвуют в подборе материала и работе с ним. Также важнейшей составляющей является систематичность в работе учителя. Воспитание и образование в демократичном обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной традиции, без этнопедагогики. Народная педагогика – педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно – это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как систему народного воспитания, является педагогикой национального спасения.

И в настоящее время народная традиция продолжает оставаться самой главной, конструктивной, самой созидательной духовной силой в жизни наций. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Самое надежное знакомство с любым из народов – осведомленность в системе воспитания этого народа. Народная педагогика развивается при участии всех слоев населения, всего народа. Она делает ставку на творческую самостоятельность всех и каждого. Для участия в обогащении этнопедагогики чрезвычайно важны самообучение, самовоспитание, активное участие во взаимном воспитании. Сердцевиной народной традиции, ее душой является любовь… Любовь к детям, труду, культуре, народу, Родине.






See also:
Яндекс.Метрика