Подземные богатства


Тема урока: «Наши подземные богатства»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России ”.

Задачи урока:

Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России; познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам.

Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы.

Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.

Применение здоровьесберегающей технологии и технологии развития критического мышления.

Наглядность: физическая карта России, таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.

Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Сообщение темы и цели урока

Вот уже звенит звонокНачинается урокХозяйка подземных богатствВ свое царство нас зовет.

II. Проверка домашнего задания

Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств. Хозяйка подземных богатств просит ответить на вопросы теста по теме: “Водоемы нашего края”.

:

III. Работа над новой темой “Наши подземные богатства”

О водоемах знаете вы,Ответы ваши достойны похвалы.Открыты ворота подземной страны,

Любые клады на карте найдете вы.

— Ребята, хозяйка подземной страны приготовила для нас вопросы. Попробуем ответить на них?

Какие материалы люди используют для строительства домов?

(цемент, кирпич, бетон, лес, песок)

— А для строительства дорог?

(щебень, асфальт, бетон)

— Для строительства мостов?

(бетон, металл)

— Чем люди отапливают дома?

(дрова, уголь, газ)

— Где люди берут эти материалы?

(природа, земля)

Уголь, газ, песок, что это такое? (полезные ископаемые).

_ Сформулируйте тему нашего урока. (полезные ископаемые). Что вы знаете о полезных ископаемых? Что бы вы хотели узнать о полезных ископаемых?

Какие цели нашего урока?

Названия полезных ископаемых.

Их условные обозначения.

Какими свойствами обладают.

Где и как добывают.

Применение полезных ископаемых.

1) Работа учащихся в группах.

Сегодня вы работаете в группах, познакомитесь с отдельными полезными ископаемыми и поделитесь своими знаниями с другими ребятами. при помощи карточки – “Помощник”, учебника, вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых:

1 группа – знакомится с известняком (стр 160),

2 группа – гранитом (стр 160-161),

3 группа песком и глиной (с. 162)..

4 группа – изучает свойства и применение торфа, угля( стр 162-164),

5 группа нефти и природного газа (с.165-167 учебника,).

6 группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164 учебника ).

Карточка “Помощник”.

Название.

Условное обозначение.

Свойства.

Применение.

Где и как добывают.

Группы работают самостоятельно.

2) Выступление каждой группы ребят.

По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых и заполнение таблиц ( приложение 1).

1-ая группа: известняк, гранит,

2-ая группа: песок, глина

3-ая группа: торф, уголь,

4 –ая группа: нефть, газ

5-я группа: железная руда

3) Физкультминутка.

По дорожке шли, шли (шагаем)Много камешков нашли. (повороты туловища)Присели (сели), собрали (встали)Дальше пошли.

4) Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств.

Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.

Сейчас мы будем читать статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника).

Приём ТРКМ «Инсерт»

Напоминаю, вы должны быть очень внимательны при чтении. Возьмите простой карандаш и на полях текста отмечайте во время чтения новые сведения – «V», а если вы что-то не поняли, поставьте «?». Читать будем по абзацам.

(Коллективная работа с текстом учебника)

IV. Релаксация

1) -Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ).

1) Составление таблицы “Полезные ископаемые”. Проводится обсуждение изученного материала.

— Сейчас мы заполним таблицу-схему.

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие

Железная руда

Медная руда

Гранит,

известняк,

песок, глина

Уголь, торф, нефть,

природный газ.

2) Решение кроссворда.

-Молодцы! Хозяйка подземных богатств просит вас разгадать кроссворд и прочесть ключевые слова.

1. Он очень нужен детвореОн на дорожке во двореОн и на стройке и на пляжеОн и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она вариласьВ доменной печиНа славу получилисьНожницы, ключи. (Руда)

3. Белый камушек растаялНа доске он след оставил. (Мел)

4. Очень прочен и упругСтроителям надежный друг.Дома, ступени, постаментыКрасивы станут и заметны. (Гранит)

5. Без нее не побежит Не автобус, не такси,Не поднимется ракета.Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Он несет в дома тепло,От него кругом светло.Помогает плавить стали,Делать краски и эмали.Черный, блестящий – Труженик настоящий. (Уголь)

7. Если встретишь на дороге,То увязнут сильно ноги.Чтоб сделать миску или вазу,Она понадобится сразу. (Глина)

8. По трубе течет –Пироги печет. (Газ)

9. Росли на болоте растения –Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Покрывают им дороги,Улицы в селениях.

А еще он есть в цементеСам он удобрение. (Известняк)

Получилось ключевое слово (полезные ископаемые)

V. Выставление оценок. Вывод с. 169.

VI. Домашнее задание.

С.160-170, вопросы тетрадь стр 52 №1, 2.

— Молодцы, ребята! Спасибо за урок!






See also:
Яндекс.Метрика