Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема Автоматизация звука Л


Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса

Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Лексическая тема: «Весна. Приметы весны».

Цель занятия:

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные:

Правильное произношение звука /Л/ в слогах, словах, предложениях.

Закрепление представлений о весне и типичных весенних явлениях в природе.

 Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна».

Коррекционно-развивающие:

Развитие длительного плавного вдоха, выдоха.

Зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики.

Координация речи с движением, творческого воображения.

Активизировать речевую деятельность.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования.

Прививать интерес к выполнению артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастике.

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Демонстрационный материал для развития внимания, выполнения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, презентация – физминутка; раздаточный материал — слова с буквой Л, карточки со словами, простой карандаш, для рефлексии (грустное, веселое лицо), яркие картинки- солнышко.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Эмоциональный настрой:

Я принимаю вас, мои глаза видят вас, мои уши слышат вас, мой разум направлен на вас, мое сердце любит вас, между нами мир, дружба, согласие и любовь, Далее дети гладят себя по голове, произнося : «Я хороший»

Загадка: Она приходит с ласкою и со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт – в лесу подснежник расцветёт. (весна)

-Назовите приметы весны.

-Кто прилетает к нам весной с юга? (птицы)

-Какие птицы прилетают?

Л-д: Вот и к нам сегодня прилетели ласточки.

1. Пальчиковая гимнастика:

Ласточка, ласточка, милая касаточка,

Где ты бывала, что ты видала?

-За лесом бывала весну добывала,

Несу, несу весну красну.

(пальчики по очереди здороваются с большим пальчиком, нажимая на подушечки пальцев)

Л-д: Покажите, как высоко ласточки летают. (дети берут за ниточку ласточек и дуют на них) Вдох через нос и длительный выдох через рот, не надувая щек.

Покажите руками и пальчиками, как махали птички крылышками, когда летели с юга. (скрестив ладони тыльной стороной дети имитируют движения крыльев птиц, отпуская и поднимая кисти)

Как птички клюют зёрнышки? (сделав указательным и большим пальцем «клювик», дети поднимают и опускают кисти рук над столом)

Какое гнёздышко свили птички для своих птенцов? (скрестив пальцы обеих рук ладошками внутрь, дети показывают действия)

Как птенцы раскрывают клювики, когда просят корм (подняв вверх «клювики», дети соединяют и разъединяют большой и указательный пальцы)

Выполняя упражнения пальцами, дети проговаривают: «Ласточки летели все люди глядели, ласточки садились все люди дивились.

-Какой звук чаще других звучит в этом четверостишье?

— Какой звук был у нас в гостях на прошлом занятии? (Л)II. Сообщение темы занятия— Вы знаете правильную артикуляцию звука /Л/, научились, правильно произносить звук Л. Мы сегодня будем учиться слышать и правильно произносить его в слогах, словах, предложениях. III. Основная часть. Логопед: — Чтобы четко произносить звук /Л/, нужно подготовить наш артикуляционный аппарат к правильному произношению этого звука –сделать артикуляционную гимнастику и дыхательные упражнения.

2.Выполнение артикуляционной и дыхательной гимнастики Каждый день зарядку делай — будет язычок умелым!

Дети делают гимнастику перед индивидуальными зеркалами, слушая инструкцию и глядя на картинку-символ. Выполняются упражнения: «Улыбка», «Иголочка», ««Лопата», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Барабан», «Болтушка», надувания щёк.

За правильное выполнение и старание логопед дает ученику картинку-солнышко на каждом этапе занятия. 3. Развитие фонематического слуха и общей моторики.

— Логопед: Сейчас мы заставим работать ножки. Встали. «Услышишь звук «Л» – присядь»:

Лампа, товарищ, пол, труд, трактор, ласка, гол, волны, полка, весна, Слава, яма, ласточка, пенал, вода, лук, лось, волк.

4.Игра «У меня зазвонил телефон»

Звонит звонок

Л-д: У меня зазвонил телефон!

Посмотрите кто там звонит (убирается ширма) .

За ширмой игрушечный слон и телефон.

— Как вы думаете, это большой слон или маленький? (маленький)

— А как можно назвать ласково маленького слона? (слоник, слонёнок)

— Какой слонёнок? (серый, добрый, красивый, мягкий)

— Слоник настоящий или игрушечный? (игрушечный, с ним можно играть)

— Слоник прилетел на самолёте, покажите, как гудел самолёт, когда летел.

(Подняв широкий кончик языка за верхние зубы, дети длительно произносят звук (л, раскинув руки в стороны.)

— Какой звук получился? (звук (л)

— Когда мы произносим звук (л) язык у нас широкий или узкий? (широкий)

— Куда упирается кончик языка? (в верхние зубы, в мягкие подушечки за верхними зубами)

— Рот закрыт или открыт? (приоткрыт)

-Губы сложены трубочкой или растянуты в улыбку? (растянуты в улыбку)

— звук (л) – гласный или согласный? (согласный, воздух встречает преграду)

— Звук (л) – глухой или звонкий? (звонкий, потому что мы говорим голосом, и горлышко у нас дрожит, работает голосовой моторчик)

— Давайте поучим слонёнка говорить звук (л). (дети по очереди произносят звук (л, передавая слоника друг другу)

5. Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях:

Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибок повтори. »

Дети хором и по одному повторяют слоги и словосочетания.

Л-д: Ла-ло, лы-лу, ла-ла-лу, лы-ло-ла.

Ла-ла — вот пила,

Ло-ло – весной тепло,

Лу-лу – стул стоит в углу,

Ла-ла-ла – Мила маме помогла,

Лы-лы-лы – вышла, вымыла дворы,

Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло.

— Около кола колокола. — У елки иголки колки.

Физкультминутка /презентация/

6.Сколько звуков Л вы услышали в стихотворении?

Было небо голубое, было солнце золотое. На крылечке кот лежал. Мальчик деревце сажал. Время медленно текло. Было тихо и тепло.

7. Работа с предложениями /из слов составить и прочитать предложения/ Мила ела салат. Луша полола лук. Подчеркнуть букву Л, поставить цифру, на каком месте находится в слове, сколько слов в предложении. 8. Релаксация «Птичье пение» /Презентация/ Логопед: — Какое сейчас время года? Как вы узнали? Солнце ярче светит. Дует тёплый ветер.Вот и кончилась зима, К нам опять пришла… ВЕСНА! Уж тает снег, бегут ручьи. В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи. И лес оденется листвою!

9.Игра «Признаки весны со звуком Л»

В центре доски буква –Л-.Дети находят картинки с изображением предметов в названии которых есть звук –Л- и прикрепляют к доске магнитом. Затем идет проверка выполнения задания.

Л-д : Слоник устал и спал.

IV. Итог:Слоник проснулся. Давайте напомним ему какой звук вы сегодня старались произносить правильно. Это звук гласный или согласный? Глухой или звонкий? Куда поднимается и упирается язычок при его произношении? — Чем занимались на занятии? Что нового узнали? В конце занятия подводится итог работы каждого ученика . Рефлексия /своё настроение и эмоциональное состояние/. — С каким настроением учащиеся уходят с занятия. Понравилось ли им занятие. /Дети выбирают нарисованную картинку-лицо /грустное, весёлое/. Логопед благодарит учащихся за работу и старание на занятии.






See also:
Яндекс.Метрика