Подготовка учителя к работе по картине


Подготовка учителя к беседе по картине

Эстетическое воспитание в начальной школе во многом связано со способностью учителя применять в ходе урока произведения искусства. Обращение к картине развивает культуру речи и чувств, а также образное мышление. Умение смотреть картину – целая наука, и она, как всякая другая наука, дается постепенно, в системном подходе, в приобретении навыков и опыта прочтения произведений искусства.

Каждый практик сталкивается с трудностями в проведении бесед по картине. Во многом они связаны с плохой печатью репродукций, не вызывающей эмоциональных чувств. Поскольку воспроизведение картин, в т.ч. и в учебных пособиях, как правило, очень посредственное, рекомендую использовать мультимедийное устройство. Большой размер изображения на экране помогает более отчетливо видеть детали и элементы композиции, сосредоточить внимание.

Восприятие произведений искусства учащимися начальных классов тесно связано с их возрастными возможностями и психологическими особенностями. У ребенка 6-7 летнего возраста образно – чувственное восприятие цвета развито наиболее отчётливо. Опора на способности детей эмоционально воспринимать цветовое решение картины, оформлять свои переживания в виде рассказа во многом помогает выявить содержание произведения.

По большей части затруднения в организации беседы по картине связаны с тем, что дети плохо воспринимают трёхмерное пространство в двухмерной плоскости. Восприятие глубины картинного изображения приходит с опытом зрительских ощущений. Чем больше человек смотрит фотографий, иллюстраций, картин, тем быстрее накапливается опыт, переходящий затем в подсознательный акт. А у ребенка пространственное мышление нужно ещё сформировать, и лучше всего это делать в начальной школе.

Безусловно, подобный квалифицированный труд возможен при определенной искусствоведческой подготовке, которая является плодом усердия самого учителя. Остановимся на основных представлениях, которые подскажут направление в данной работе. Рассмотрим опорные категории: цвет, форму, пространство, композицию, образ.

Цвет. Теплые и холодные тона, оттенки, цветовые пятна по всей поверхности холста, а не только в окраске двух – трех предметов, цвет и настроение – эти понятия помогут войти в эмоциональный мир картины, дать первый, а иногда главный толчок к восприятию замысла художественного произведения.

Форма. (Элементы изображения.) Нередко при описании картины ограничиваются попыткой раскрытия главных персонажей или узловых элементов (предметов) композиции, опуская детали, имеющие не менее важное значение. Чтобы понять, почему художник поместил ту или иную деталь на полотно, какой смысл она имеет, что изменилось бы при её отсутствии, нужно эту деталь просто заметить. Не пропустить, остановить на ней внимание, подумать, как художник смог её написать.

Пространство. Действие картины, как правило, разворачивается на первом, или ближнем, плане, где, согласно закону линейной перспективы, изображение более крупное и заметное. Движение вглубь картинного пространства, рассмотрение второго и дальнего планов затруднено. Дети нелегко воспринимают и тем более привыкают к уменьшению масштаба изображения, порой очень резкому. Оно кажется им неестественным. Понятийная пара «ближе – дальше, дальше – меньше» входит в сознание ребенка лишь постепенно. Здесь огромное значение имеет собственно рисовальная практика. Установка с первых шагов школьного рисования на правильное пространственное построение рисунка (линия горизонта, первый, второй и дальний планы) помогает понимать подобие в картинах художников, способствует быстрому становлению пространственного мышления детей.

Композиция. Чтобы изображение не распалось на отдельные части, надо подумать, чем и как художник «скрепляет» их в единое целое, как объединяет их. Для чего он все подробности изображал?

Образ. Постепенное раскрытие богатства мыслей и чувств, заложенных в художественном произведении, даёт объёмное понимание его образного содержания. Картина начинает восприниматься, как часть реально существующего мира. Вопрос типа «Что происходит за пределами картины слева или справа?» развивает воображение детей, заставляет их глубже понять представленную на картине действительность, помогает включиться в ход мысли художника.

Существует старое присловье: «Картину нужно не только смотреть, но и видеть!» Оно означает, что восприятие произведения искусства требует определенной аналитической работы. Внимательное рассмотрение всех подробностей и деталей приводит к трём главным вопросам:

«Что изображено?»

«Как это сделано?»

«Почему?»

При этом часто очевидное и, казалось бы, само собой разумеющееся становится не таким уж явным. Вместо простого пересказа сюжетной канвы учитель создает поисковую ситуацию, которая всегда увлекательна, а следовательно, она играет развивающую роль. Попробуйте сами ответить на подобные вопросы:

Для чего в картине К. Юона «Конец зимы. Полдень» изображена поленница дров?

С какой целью И.Шишкин в картине «Рожь» поместил в центре хлебного поля сосну, да ещё не одну?

Что за дом показан в картине В. Поленова «Московский дворик»? Почему именно такой дом выбрал художник?

Зачем В.Васнецов в «Богатырях» на первом плане написал не могучие деревья, а маленькие сосенки?

Чтобы раскрыть содержание произведения, надо прочитать о жизни художника, найти материал о создании того или иного произведения, «зацепиться» за какой-то яркий факт либо в биографии автора, либо в его поисках замысла и воплощения картины.

Как же построить урок так, чтобы дети прониклись духовными богатствами с самой восприимчивой поры, с раннего детства? Рекомендаций на все случаи жизни, разумеется, не существует. Дело это тонкое, творческое, во многом зависящее от индивидуальности педагога. У одного превалирует эмоциональная сторона, у другого логическая. Некоторые применяют элементы театра, другие используют литературу, музыку, предметы и знания всего школьного цикла, например, успешно вводят природоведческий аспект. Приёмов оживления беседы по картине множество, важно их умело сочетать.

Приведу пример беседы по картине И.Грабаря «Февральская лазурь».

Пейзаж.

И.Грабарь «Февральская лазурь» (1903 г.) 2 класс

Беседа проводится примерно по таким вопросам:

— Почему картина называется «Февральская лазурь»? Слышали ли вы такое слово – лазурь? Что оно означает?

Если дети затрудняются, учитель подсказывает:

-Иногда говорят – лазоревые небеса. А в картине Грабаря какое небо?

Дети с помощью учителя замечают оттенки голубого, синего цвета.

— Лазурь – это светлая синяя или голубая краска. Ещё есть светло – зеленая краска. Когда бывает такое небо?

-В яркий, солнечный день.

— Что ещё помогает понять, что день солнечный?

— Сверкают стволы берёз. На них тоже солнце.

-А ствол берёзы и веточки изображён чисто белыми?

— Нет, они разноцветные: жёлтые, красноватые, оранжево – коричневые, потому что солнышко на них как бы играет.

— Ребята, а как по – вашему, день холодный или тёплый? Как это определить?

— Это зима. На опушке лежит снег, поэтому день должен быть холодный. Но уже пригревает солнышко. Так бывает ближе к весне, значит, день не морозный.

— А какими красками написал бы художник этот же пейзаж, или бы хотел показать стужу?

— Он бы писал больше серыми и синими красками.

— Да, такие цвета называются холодными. В картине преобладал бы холодный тон. А солнечные краски называют тёплыми.

Дети повторяют.

— В картине И.Грабаря «Февральская лазурь» сочетаются тёплые и холодные тона, вот почему мы и догадались, какой чудесный солнечный зимний день изобразил художник.

— А сейчас скажите, какая берёза на первом плане: молодая или старая?

— Береза уже старая, потому что она искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.

— А на втором плане, какие берёзы? Как вы их определили?

— Там одна старая берёза и много молодых. Определили по стволам.

— А по веткам можно понять, где молодая, а где старая берёза?

-Нет, они сплелись между собой. Сквозь ветки проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко.

Учитель предлагает ладонью закрыть нижнюю часть картины и спрашивает:

— Что напоминает узор веток: сплетение белого на синем фоне?

— Морозный узор на окне. Кружево.

— Да, действительно, кружево. Оказывается, дерево бывает красиво не только летом, одетое в густую нарядную листву, но и зимой, когда его ветви как бы купаются в прозрачном морозном воздухе. Чтобы зимой увеличить высоту берёзы и показать кружево веток на фоне синего неба, И.Грабарь даже вырыл в снегу траншею, чтоб он смотрел на дерево снизу вверх. Когда в картине много неба, то горизонт получается низкий.

— Скажите, дети, а на линии горизонта, в глубине картины, какие деревья? Почему они такие маленькие? Почему художник поместил их так далеко?

-Это рощица молодых берёзок. Они маленькие, потому что предметы вдали всегда кажутся меньше. Художник как бы отодвинул рощу, чтобы она не мешала видеть берёзу на первом плане. Он её отделил.

— Да, такую могучую красавицу берёзу не так легко найти. Она растёт на просторе, а художник нас приглашает полюбоваться её великолепием. А почему именно берёзу выбрал художник?

— Она как королева. Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Берёзы ассоциируются с чувством Родины.

Учитель читает стихотворение С.Есенина «Белая берёза под моим окном», звучит музыка П.Чайковского «Времена года»,

Разумеется, ответы школьников не столь точны, логичны, иногда их ощущения смутны и не находят нужного словесного выражения. В этот момент очень важно помочь им найти необходимое слово, его синонимы. Подсказать выражение, обобщить высказанные мысли.

Заинтересованность рождает эмоциональный подъем, позволяющий детям глубже освоить представленную в картине действительность и понять идейный замысел произведения художника.






See also:
Яндекс.Метрика