Подготовка учителей среднего звена к работе по ФГОС


Сл.1: Педсовет по теме «Подготовка педагогов среднего звена к работе по введению ФГОС» — Молчанова О.Н. (01.04.2013г.)

Сл.2: В стандарте второго поколения прописаны основные требования к условиям реализации программы начального общего образования: Это: зачитать слайд№2

Наличие и выполнение требований означает, что без них достижение результата невозможно.

На первом месте стоят «КАДРЫ» и это не зря, так как в рамках введения ФГОС в ОУ каждый педагог ставит перед собой вопрос: «Что такое ФГОС и чем он особенен, чем отличается от стандартов, по которым я работаю сейчас?» Чтобы ответить на данные вопросы, необходимо определить задачи формирования готовности педагогов к введению ФГОС»:

Сл. 3:

определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;

составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического сопровождения педагогов ОУ в связи с введением ФГОС;

разработка программы научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

(определения степени готовности ОУ):

Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС.

І. Заседание МС школы с целью:

разработки критериев готовности учителей к введению ФГОС

проектирования листа оценки урока в соответствии с требованиями ФГОС;

ІІ. Анализ готовности к работе по ФГОС в среднем звене:

самооценка уровня готовности педагогов к введению ФГОС;

посещение и взаимопосещение уроков с последующим анализом (самоанализом)

ІІІ. Заседание МС школы с целью:

составление перечня затруднений

выявление уровня готовности педагогов к переходу работы по ФГОС

формирование мотивационного компонента готовности педагогов

Диагностический этап помогает выявить не только ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС, но и является сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.

Кроме того, выделяются конкретные запросы педагогов по организации научно-методической помощи. Отсюда складывается перечень требований к учителю, способному создавать «Новую школу»:

Сл.4: учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет». «Новая школа», которую собирается строить Россия, состоится только с появлением нового учителя, блестяще образованного, эрудированного, признанного лидера. Сколько денег ни вкладывай в оборудование и новостройки, без харизматичного учителя толку не будет!!!

Сл.5: Необходима системная подготовка учителей (повышения их квалификации и переподготовки), которые будут вводить в школу новый стандарт образования. По крайней мере пока мне не очень понятно кто и как готовит этих учителей. Понятно только, что педагог должен заняться системным самообучением, чтобы узнать, что такое надпредметные и личностные компетенции, и как их следует формировать у самих детей. Это означает, что новый учитель должен системно и на высоком уровне овладеть принципиально новыми по существу компетенциями, которые позволят ему строить учебную работу с самыми разными категориями детей, хотя ФГОСы предусматривают введение таких

Сл.6: Педагогических специальностей:

Педагогические профессии, в которых роль психологической подготовки является определяющей:

Учитель начальных классов

Учителя-предметники

Социальный педагог

Специалист по работе с одаренными детьми

Специалист по инклюзивному образованию

Дефектолог-логопед

Тьютер

Сл.7: Что же ещё является отличительной особенностью ФГОСов?

Это, прежде всего, системно — деятельностный характер, ставщий главной целью развития личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде ЗУНов, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается ещё и в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Но это не значит, что школа не обязана давать прочных знаний по предметам. Это значит, что необходимо использовать такие формы и методы работы, которые учитывают личностные особенности каждого школьника в отдельности.

Новый ФГОС НОО вносит радикальные изменения в начальное образование: меняются

его цели, содержание, технологии, формы контроля знаний ученика. Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускника начальной школы умения учиться. А результаты образования в среднем звене должны дополниться (об этом скажу немного позже).

Новый ФГОС возвращает в школу принципы государственного воспитания. Базисный образовательный план включает в себя программы воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность ОУ.

Сл.8: Но наряду с этим существует ряд школьных рисков: (зачитать слайд)

Сл.9: Есть ряд документов, сопровождающих введение ФГОС (зачитать слайд)

Сл.10: Каким же образом должна проходить организация деятельности образовательного учреждения по введению нового стандарта на основной ступени? (зачитывать сл. 10-20)

Сл. 21: Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны изучаемые предметы, соответственно образовательным программным требованиям по каждому предмету. Предметные результаты формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться…».

Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план текста. Это минимальный базовый уровень.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Получая такую возможность, это не означает, что он обязательно ею овладеет, может быть в силу своего уровня развития.

Но не достижение этих требований выпускником, не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Сл.22: то есть формирование УУД, где познавательные, коммуникативные и регулятивные составляют метапредметные результаты, а личностные – формируют предметные. «Программа формирования универсальных учебных действий» в содержании конкретных учебных предметов и задает системно-деятельностный подход в образовательном процессе.

Сл.23: Следующий этап – проектировочный.

Сл.24: Он включает в себя – формирование системы методического обеспечения через подбор кадров. Для этого (зачитать слайд)

Сл.25: Методическое обеспечение – это и организация внеурочной деятельности, в том числе и через взаимодействие с учреждениями дополнительного образования;

Сл.26: Внеурочная  деятельность в начальной школе организована по следующим направлениям:

спортивно-оздоровительное, духовно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое, общественно-полезное, проектная деятельность. В таких формах как экскурсии, кружки, лаборатории, секции, конференции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования…

Сл.27: Модель внеурочной деятельности может быть разной. Это зависит от возможностей ОУ и желания педагогов данного учреждения.

Сл.28: Формирование методического обеспечения невозможно без педагогических советов, где решаются такие вопросы, как: (зачитать слайд 28)

Сл.29: и проведение семинаров и круглых столов по темам (зачитать слайд29)

Сл.30: На предыдущем слайде было обращено внимание на критерии оценивания. Педагог может быть уверен, что выпускники начальной школы овладели способами учебных действий, и успешно могут осваивать основы наук на следующей ступени, если:

ученик уверен в объективности оценивания;

ученик воспринимает ее как полезную для себя;

знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;

уверен в том, что ему окажут в этом достижении помощь;

уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия – места, где это можно реализовать.

Поэтому, оцениваться должны не только знания, умения и навыки учащихся, но и творчество и инициатива во всех сферах школьной жизни. Они должны быть оформлены столь же весомо (к примеру «Портфолио»), как и оценка навыковой стороны обучения.

Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ученика (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается работа, а не её исполнитель. Должны фиксироваться индивидуальные продвижения каждого ребёнка, не провоцируя сравнение детей между собой. Это могут быть — «Листы индивидуальных достижений», условные шкалы, графики, таблицы… (распечатки).

Сл.31: В начальной школе все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом: в процентном отношении качества усвоения программы, в уровневом отношении, в виде отметки. Перевод в балльную шкалу осуществляется по соответствующей схеме:

Качество освоения программы

Уровень достижений

Отметка в

5-балльной шкале

100 — 90%

высокий

«5»

89 — 66%

повышенный

«4»

65 — 50%

средний

«3»

меньше 50%

ниже среднего

«2»

Качественная характеристика знаний, умений и универсальных учебных действий составляется на основе «Портфолио обучающегося».

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социально-коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой, протекающих как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами и является важным элементом системно — деятельностного подхода (дать посмотреть «Портфолио» учащихся начальной школы)

Сл.32: И основная ступень. Это 4этап. Этап реализации через активные действия педагогов и учащихся.

Сл. 33: Спасибо за внимание.






See also:
Яндекс.Метрика