Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную


Патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения через экскурсионную деятельность.

В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию школьников. Для этого нужно не только дать определенный уровень знаний подрастающему поколению, но и научить его практической деятельности, подготовить ребенка к выполнению гражданского долга, воспитать патриота своей Родины. Патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы позволит понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего

Патриотизм (греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

Актуальность исследования определяется тем, что новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы должен стать российский патриотизм. Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках. Постижение красоты, культуры должно начинаться с воспитания любви и бережного отношения к малой Родине. Особое внимание в формировании личности должно быть обращено на воспитание патриотического отношения к родному краю, его природным богатствам.

Объект исследования – формирование патриотизма у учащихся начальной школы .

Предмет исследования – организация краеведческой работы с целью формирования патриотизма.

Цель – выявление наиболее эффективных путей и средств краеведческой работы, необходимые для формирования основ патриотического воспитания младших школьников.

Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной город все более и более растущим и расцветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют у детей чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, — они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.

Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.

Экскурсионные прогулки и туристические походы позволяют учащимся лучше узнать свой край. Экскурсии могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсионному делу – свыше 100 лет. Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ веке и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка».

Существует несколько формулировок термина «экскурсия». В словаре туристских терминов экскурсия определяется, как «процесс наглядного познания окружающего мира; особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения».

Экскурсионная деятельность – это одна из форм, позволяющая расширить позитивный социальный и эмоционально-ценностный опыт детей и подростков, обогатить дополнительными мероприятиями образовательные программы. Экскурсии могут конкретизировать уже имеющиеся знания, давать новые, развивать умение подходить к явлениям из жизни природы и людей, усиливать интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах: — как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания; — как форма организации культурного досуга; — как часть тематического цикла, одна из ступеней познаний; — как форма распространения научных знаний, идейного воспитания; — как мероприятие по одному из направлений воспитания – патриотического, трудового, эстетического, экологического; — как форма работы с массовой аудиторией; — как форма межличностного общения экскурсовода и экскурсанта, экскурсантов друг с другом, экскурсантов с объектами показа.

Большое значение имеет использование приобретенного учащимися ранее личного опыта и возникающих ассоциаций.

Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы учащихся; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда.

Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся.

Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.

Главные цели программ едины – формирование систематических знаний по краеведению, умение применять их в экскурсионной деятельности, расширения кругозора учащихся, воспитание гражданина России, знающего и любящего свою Родину и, как следствие, воспитание гражданско-развитой личности подростка и молодого человека. Приобщение учащихся к экскурсоведческой деятельности позволяет педагогам решать следующие образовательные задачи: повышать интерес ребят к изучению города, вырабатывать у них потребности к самообразованию в процессе работы над экскурсией, дать навыки работы с источниками, архивными данными, научить культуре речи, развивать образное мышление, умение смотреть и видеть, коммуникативную культуру, что способствует общему развитию личности ребенка.

Некоторые педагогические приемы, которые применяются экскурсоводами в работе со школьниками:

Ролевая игра. Перед началом экскурсии на подготовительном этапе распределить роли и создать соответствующие задания: экскурсовод, фотограф, журналист, художник, редактор журнала и т.п.

Сотрудничество мастеров и гостей. Интерактивные «путешествия в прошлое», такую форму предлагают краеведческие музеи, гончарные мастерские, косторезная фабрика, центр сибирско-татарской культуры. Каждый экскурсант может попробовать сделать амулет, слепить горшок, скрутить нить из растительного волокна, испечь бурсак и т.д.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, можно выбрать и этой вариант экскурсии.

Прием диалога. Основная задача современного педагога — исключить монолог. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, можно предварительно договориться с экскурсоводом о проведении (там, где это возможно) живой беседы. Конечно, для этого следует подготовить учащихся, обсудив с ними какие вопросы можно задавать экскурсоводу, на что обратить особое внимание, в какой форме должен быть задан вопрос и/или возможна предварительная подготовка «маршрута карточки активности», в которой включены задания и вопросы. Чтобы экскурсия проходила более интересно и немонотонно, во время движения по разработанному маршруту, экскурсовод может добавить разнообразные интеллектуальные игры. После рассказа о нескольких объектах целесообразно провести мини-конкурсы по услышанному материалу для его лучшего усвоения.

Прием «последействия». Активное обсуждение состоявшейся экскурсии с предварительным заданием учащимся: самостоятельно найти и продемонстрировать связь времен и поколений (сфотографировать, найти изображения, создать видео или фототряд), каким образом предметы из древности оказываются в современном мире.

Экскурсии для школьников классифицируются по формам проведения.

Первый блок — экскурсии–уроки. Эта форма используется в дополнение к урокам истории, посвященным Великой Отечественной войне.

Второй блок экскурсий – это пешеходные и автобусные по окрестностям

Данные экскурсии дополняют знания учащихся, полученные на уроках истории, географии, химии, литературы, дают сведения об истории родного города и его выдающихся жителях. Могут быть использованы как обобщающий урок по теме или закрепление знаний, полученных в классе.

Третий блок экскурсий – интерактивные. В зависимости от поставленной цели, каждая такая экскурсия может быть направлена в ту или иную область: к примеру, через игру познакомить школьников с основами географии, истории, биологии или краеведения.

Замечено, что неподдельный интерес детей вызывают все нестандартные программы вне рамок формальных образовательных программ. Если грамотно применить интерактив, то через игру можно ставить вопрос о решении серьезных педагогических, воспитательных и образовательных задач. На этих экскурсиях ребята не просто слушают, а становятся активными участниками событий. Детям раздаются или костюмы, или предметы быта, которые можно не только потрогать, но и воспользоваться по назначению, а экскурсия выглядит как мини спектакль. Помимо обучающих и воспитывающих функций, интерактивные экскурсии несут в себя большой заряд положительных эмоций, дети учатся действовать в коллективе. Такие экскурсии бесспорно нужны, правда, требуют материальных средств для подготовки костюмов, аттракционов и другого оборудования, но это окупается высоким познавательным и эмоциональным эффектом.

Четвертый блок — экскурсионные туры по городам России и СНГ.

Дальнейшее успешное развитие воспитательного потенциала экскурсионной деятельности со школьниками и молодежью возможно только при тесном взаимодействии учреждений образования, дополнительного образования и туристских фирм.

Экскурсионная деятельность является значительной экономической составляющей городского бюджета, увеличение количества туристов и экскурсантов приносят значительный доход в бюджет .






See also:
Яндекс.Метрика