Программа по здоровьесбережению


ПРОГРАММА

по

здоровьесбережению

на уроках

английского языка

Разработана

учителем английского языка

Архиповой А.М.

2013г

Пояснительная записка

Современный ученик — это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор. Роль учителя иностранного языка значительна в этом плане. Глобальная задача- формирование здоровой личности, способной к сотрудничеству в поликультурной среде. Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений и большого объема материала для запоминания.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы руками, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, невосприятие вопроса, задержка с ответом, частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. На этом фоне снижается успеваемость учащихся, ухудшается их дисциплина, усиливается состояние тревожности.

Все это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка . Здоровьесбережение реализуется через оптимизацию содержания и целенаправленной организации урока английского языка. На уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика на уроке, максимальный учет особенностей аудитории и дифференцированный подход к детям с разными возможностями, создание условий для самовыражения, авансирование ученика доверием.

Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке:

Считалки – это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Особенности считалки – это строгая ритмичность, обилие рифм, особое внимание, уделяемое не смыслу произносимых слов, а результатам, получаемым при счете. Считалки – это не только интересный языковой материал, но и замечательный способ эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, также они служат для снятия эмоциональной напряженности.

Рифмовки – это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка. Рифмовки повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом. Они, оживляя урок, помогают многим ребятам преодолеть психическое напряжение, то есть справиться с утомляемостью.

Песни – способствуют созданию на уроке естественного речевого общения, снимают напряжение, непроизвольно побуждают к активному участию в уроке, вносят элемент праздничности, эмоциональности, способствуют запоминанию материала, снимают усталость на уроке. 

Игра на уроках английского языка развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д . Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Физкультминутки – кратковременные перерывы для проведения упражнений являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

    Упражнения физкультминуток постоянно обновляются и усложняются или облегчаются в зависимости от конкретной группы учащихся.    Учащиеся по желанию или по очереди проводят физкультпаузы, отбирая самые интересные и полезные на их взгляд упражнения.    Примеры зарядки:1.    Hands up! Clap! Clap! Clap!Hands down! Shake! Shake! Shake!Hands on hips! Jump! Jump! Jump!Hop! Hop! Hop! Stand still!2. Head and shoulders,Knees and toes,Knees and toes,Knees and toes,Head and shoulders,Knees and toes,Eyes, ears, mouth and nose.

3. hands up! hands down!

Hands on hips! And turn arond!

Hands up! To the sides!

Bend left! Bend right! Гимнастика для слухаТакие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения.

Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, hatSay «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she

Дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке. Упражнение «Шарик».Дети представляют себе, что они воздушные шарики. « We are balloons»! На счёт 1,2,3,4- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

    Перед выполнением контрольных работ полезно делать упражнение на дыхание, которое способствует снятию напряжения у детей и настраивает на важную работу: дыхание – глубокое, медленное сначала только через левую, а затем только через правую ноздрю. Дыхание через левую ноздрю активирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание через правую ноздрю активизирует работу левого полушария, что способствует решению рациональных задач. Упражнение проводится по команде учителя.

    Важное место в релаксации учащихся занимают игры. Они способствуют отдыху, вызывают положительные эмоции, легкость и удовольствие. Каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. На начальном этапе естественным для учащихся являются игровые элементы деятельности, на следующем этапе нужен другой тип игры, который бы способствовал раскованности учащихся. Это игра, в основе которой лежит занимательность и хоровое повторение. Необычная деятельность привлекает внимание учеников и служит релаксацией.

Игра №1 «Будь внимателен».Учитель произносит слово-команду, а выполняет другое движение. Ученики должны выполнить нужную команду.

Игра №2 «Будь вежливым»    Учитель дает разные команды. Ученики должны выполнить нужную команду, если учитель попросит их вежливо – произнесет слово «please». Если учитель не произнесет слово «please», ученики продолжают выполнять предыдущее движение.Примеры команд:Hands down! – Руки вниз!Hands on hips! – Руки на бедра!Jump! – Прыгайте!Stand still! – Стойте смирно!Hands to the sides! – Руки в стороны!Bend left! – Поворот направо!Clap you hands! – Хлопайте в ладоши!One, two, three! – Раз, два, три!Sit down! – Садитесь!Hands up! – Руки вверх!

Игра №3 «Как поднять настроение другому человеку»Суть этой игры заключается в том, чтобы дети по-доброму относились друг к другу. Выбирается ученик, который сыграет роль «человека в депрессии». Весь класс должен своими советами поднять настроение нашему герою.Примеры:·    Kind words (добрые слова)·    A bottle of Coca-Cola (бутылка Колы)·    A new car (новая машина)·    A new computer (новый компьютер)Слушая предложения других учеников, «человек в депрессии» выбирает тот вариант, который ему (ей) подходит.Игра-конкурс №4. «Кто быстрее». Учащиеся делятся на группы. Задание – к английской пословице подобрать аналогичную русскую. Сделать это нужно как можно быстрее.1. Здоровье дороже богатства.2. Обжорство убивает быстрее, чем меч.3. Голод — лучшая приправа.4. Мужчине столько лет, на сколько он чувствует, а женщине — на сколько она выглядит.5. Болезнь легче предупредить, чем лечить.6. Кошелек клиента продлевает болезнь.A. The purse of the patient protracts the desease.B. Healt is better than welth.C. Prevention is better than cure.D. Hunger is the best sauce.E. Gluttory kills more thah the sword.F. A man is as oid as he feels, a woman is oldas she looks.

     Не менее важной здоровьесберегающей технологией является соблюдение санитарных требований к учебному кабинету: освещённость, проветривание, чистота, правильное расположение парт и доски, температурный режим и т.д. Важно, чтобы на уроке царила атмосфера эмоционального комфорта. Этому способствует доброжелательный тон учителя, создание ситуаций успеха, стимулирование внутренней мотивации учащихся и т.д.

Примерный план использования здоровьесберегающих технологий на уроках

№ п/п

Вид здоровьесберегающей технологии

Когда используется

1

Дыхательная гимнастика

Перед контрольными и проверочными работами

2

Гимнастика для глаз

По мере необходимости

3

физкультминутки

Ежеурочно ( в середине урока)

4

игры

При появлении признаков усталости

5

Гимнастика для слуха( фонетическая зарядка)

Ежеурочно( в начале урока)

6

Считалки,рифмовки, песни

Не реже раза в неделю

7

Соблюдение санитарных требований

ежеурочно

8

Чередование видов деятельности

ежеурочно






See also:
Яндекс.Метрика