Программа по музыке 2класс


«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМО: Смирнова Н.В. Директор школы: Лисичкина С.Н. Зам. директора по УВР: Скрипкина И.В. Приказ № от « » августа 2012г.

Протокол № от « » августа 2012г.

Тверская область

Селижаровский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Большекошинская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

по предмету «Музыка»

для 2 класса

Составитель: Кузьмина И.Я., учитель музыки

2012 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке разработана на основе ФГОС НОО приказ МОиН РФ от 06.10.2009 № 373 и авторской программы: Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение музыки во 2 классе начальной школы направлено на достижение целей, отражающих интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения и формировании музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников:

формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;

воспитание эмоционально — ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально — пластическом движении и импровизации.

Введение детей в многообразный мир музыки через знакомство с музыкальными произведениями, доступными их восприятию, а так же, формирование универсальных учебных действий, осуществляется через систему ключевых задач, позволяющих реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику:

Личностное развитие обучающихся:

-реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству;

-формирование ценностно-смысловых ориентаций духовно нравственных оснований;

-становление самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Познавательное и социальное развитие обучающихся:

-формирование целостной художественной картины мира;

-воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе;

-активизация творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии.

Коммуникативное развитие обучающихся:

-формирование умения слушать, способности встать на позицию другого человека, ведения диалога, участия в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства.

Реализация задач осуществляется через разнообразные виды музыкальной деятельности:

— хоровое и ансамблевое пение;

— слушание музыки и размышление о ней;

— игра на детских музыкальных инструментах;

— музыкально-ритмические движения;

— пластическое интонирование;

— импровизация;

— инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, составлении программы итогового концерта.

Урок музыки в данной рабочей программе трактуется как урок искусства, в художественно – педагогической идеи которого раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах, что позволяет учителю и ребёнку осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей, вести постоянный поиск ответа на вопрос: что есть истина, добро и красота в окружающем мире?

Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный человека на основе проникновения в интонационно- временную природу музыки, её жанрово-стилистические особенности.

Исходя из этого, методическими принципами данной программы являются:

— духовность;

— образность;

— интерес и увлечённость;

— связь с жизнью;

— наблюдение за музыкой, а не изучение её;

— целостность мира, искусства, мышления, произведения;

— триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя;

— креативность;

— «тождество и контраст», «эмоциональное насыщение»;

— вариативность и свобода выбора;

— опора на отечественную музыкальную культуру;

— «синтез искусств».

Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального образования младших школьников:

— художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

— интонационно-стилевого постижения музыки;

— эмоциональной драматургии;

— концентричности организации музыкального материала;

— забегания вперёд и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении;

— создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

— игры;

— художественного контекста (выход за пределы музыки).

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

Промежуточная аттестация (обобщающие уроки) проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 2 класса начальной школы в конце каждой четверти.

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом в 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы — отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе II—IV классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…».

Так как сами авторы рекомендуемой программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, предоставив возможность учителям музыки творчески подойти к данной проблеме, то при составлении данной рабочей программы изменён порядок изучения разделов, так как cчитаю, что начать освоение содержания программы 2 класса целесообразнее с тем, событий, близким детям по их мироощущению, что предполагает органичное и естественное включение школьников в учебный процесс. Таким образом, раздел 1 – «День, полный событий». Следующий, раздел 2 — «Россия — Родина моя», приобщён к календарному празднику – Дню независимости России (4 ноября). Соответственно, логически обоснованно, за этим разделом следует раздел 3 — «О России петь — что стремиться в храм», раздел 5 — «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» и т.д.

Отличительная особенность программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения, способствует развитию живой и выразительной речи детей.

Система вопросов и творческих заданий направляет внимание учащихся на сравнение музыкальных произведений, анализ их интонационно-образного строя, определения жанров, элементов музыкального языка, стилевого своеобразия музыки, особенностей формы и композиции музыкальных сочинений.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов деятельности: восприятия музыки и размышления о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизации (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), «разыгрывания» и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в рабочей тетради.

Таким образом, в разделах даются основные понятия, музыкальные термины, которыми учащиеся по мере накопления музыкально-слухового опыта начинают постепенно овладевать и использовать их в своей музыкальной деятельности.

Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания поставлен, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным являются не столько знания о музыке, сколько погружение детей в саму музыку, знание самой музыки.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

Обучение музыкальному искусству во 2 классе начальной школы должно обеспечить учащимся возможность:

Знать/ понимать:

— роль музыки в жизни человека;

-особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки;

Уметь:

— эмоционально откликаться на музыкальное произведение;

-выявлять жанровое начало (песня, танец марш);

— различать характер музыки;

-узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;

— различать звучание знакомых музыкальных произведений;

— передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

-участия в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, музицировании);

— участия в музыкально-эстетической деятельности класса (школы).

Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:

1. Личностные результаты:

— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

-реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

— позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

3. Метапредметные результаты:

— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;

— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

-наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.

2. Предметные результаты:

— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;

— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

— элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Критерии оценки уровня музыкального развития учащихся:

— насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;

— умеет ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;

— умеет ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;

— каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально – ритмических движениях, содержание и характер исполняемых произведений.

Содержание курса

Раздел 1. «День, полный событий» — 8ч.

      Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано. Природа и музыка.

Музыкальный материал:

«Встречный марш». С. Чернецкий.

«Футбольный марш». М. Блантер.

«Свадебный марш». Ф. Мендельсон.

«Траурный марш». Ф. Шопен.

«Вальс-шутка». Д. Шостакович.

«Вальс» из балета «Спящая красавица». П. Чайковский.

«Менуэт». И.Бах.

«Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский. Пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского (Камаринская, Вальс, Полька, Марш деревянных солдатиков, Похороны куклы, Мама, Нянина сказка, Баба — Яга ). Пьесы из «Детской музыки» С. Прокофьева (Вальс, Тарантелла, Марш, Сказочка, Утор, Вечер, Прогулка). «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. «Начинаем перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского. «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса. «Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.

«Вместе весело шагать». В. Шаинский, сл. М. Матусовского.

«Воробьиная песенка». З. Компанеец, сл. П. Синявского.

«Женитьба». Е. Рыбкин, сл. Р. Сефа.

«До, ре, ми, фа…» О. Таранова, сл. Шульшика.

«Скворушка прощается». Т. Попатенко, сл. М. Инвенсен.

Раздел 2. «Россия — Родина моя» — 3ч.

      Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.

Музыкальный материал:

      «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.      «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова.      «Здравствуй, Родина моя». Ю. Чичков, слова К. Ибряева.       «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» — 5ч.

      Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники Православной церкви. Рождество Христово. Молитва. Хорал.

Музыкальный материал:

      «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.      Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». С. Прокофьев.      Народные песнопения о Сергии Радонежском.      «Утренняя молитва», «В церкви». П. Чайковский.      «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского.      Народные славянские песнопения: «Добрый тебе вечер»,

«Рождественское чудо», «Рождественская песенка». Слова и музыка П. Синявского.

«Ёлка в Рождество». А. Варламов, сл. Р. Паниной.

Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» — 4ч.

      Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.

Музыкальный материал:

      Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».      «Наигрыш». АШнитке.      Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».      «Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев.      «Камаринская». П. Чайковский.      Прибаутки. В. Комраков, слова народные.      Масленичные песенки.      Песенки-заклички, игры, хороводы.

Раздел 5. «В музыкальном театре» — 6ч.

      Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.

Музыкальный материал:

      «Волк и семеро козлят», фрагменты из детской оперы-сказки. М. Коваль.      «Золушка»,фрагменты из балета. С. Прокофьев.      «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев.      «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский.      «Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.      «Песня-спор», «Песня о дружбе». Г. Гладков, слова В. Лугового.

Раздел 6. «В концертном зале» — 3ч.

      Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки. Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.

Музыкальный материал:

      Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев.      «Картинки с выставки».  Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.      Симфония № 40, экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт.      Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В.-А. Моцарт.      Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.      «Песня о картинах». Г. Гладков, слова Ю. Энтина.

«Лягушачий джаз». А. Варламов, сл. В. Кузьминой.

Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» — 5ч.

         Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.

Музыкальный материал:

      «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; менуэт из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для органа; хорал; ария из Сюиты № 3. И.-С. Бах.      «Весенняя». В.-А. Моцарт, слова Овербек, пер. Т. Сикорской.      «Колыбельная». Б. Флис —  В.-А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.      «Попутная», «Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.      «Песня жаворонка». П. Чайковский.      Концерт для фортепиано с оркестром № 1, фрагменты 1-й части. П. Чайковский.      «Тройка», «Весна. Осень» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.      «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова.      «Пусть всегда будет солнце». А. Островский, слова Л. Ошанина.

Обобщающие уроки:

1 четверть – обобщающий урок по разделу: «День, полный событий»

2 четверть — обобщающий урок по разделам: «Россия – Родина моя», «О России петь, что стремиться в храм»

3 четверть — обобщающий урок по разделам: « Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном театре»

4 четверть — обобщающий урок по разделам: «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Содержание

Кол-во часов на раздел, по теме

1

2

3

4



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика