Программа кружка Почемучка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана учителем начальных классов Ивлевой Натальей Николаевной с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта основного начального образования¹, программы формирования универсальных учебных действий². Рассчитана на 135 часов (1 час в неделю) для учащихся 1-4 классов для организации занятий по научно-познавательному направлению раздела «Внеурочная деятельность» вариативной части учебного плана образовательного учреждения.

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

Данная программа помогает приобщить учащихся к исследовательской деятельности, научит наблюдать, делать выводы, помогает сформировать духовно-нравственные ценности, такие как любовь к России, своему народу, своему краю, уважение к родителям, стремление к познанию и истине.

Целью программы является: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности и создание для них условий, способствующих развитию их исследовательских умений.

Задачи: — ознакомить с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;

— формировать первичные навыки проведения самостоятельных исследований,

организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать

и оценивать ее, презентовать результат;

— познакомить с культурой и историей родного края, традициями семьи;

— развивать творческое, критическое мышление, умение работать с различными

источниками информации; расширить кругозор учащихся;

— воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность,

бережное отношение к Родине, своему краю, семье.

Занятия проводятся в форме тренинга, экскурсии, прогулки, выставок, опыта, просмотра фильма, презентации, ролевой игры, мини-конференции. Продуктами занятий являются альбомы, инструкции, коллажи, наборы открыток, проекты, исследовательские работы.

Итоговое занятие каждого года обучения — это обобщение полученного опыта и презентация своих результатов работы перед родителями. Итогом реализации программы является конференция, на которой учащиеся представят свои исследования и проекты.

Содержание программы связано с содержанием учебных предметов: окружающий мир, русский язык, риторика, математика.

Планируемые результаты освоения программы

В результате изучения курса обучающийся научится:

• различать объекты и явления живой и неживой природы;

• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

• проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,

• различать прошлое, настоящее, будущее;

• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.

• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, общества, страны.

Планируемые результаты формирования

универсальных учебных действий

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

• чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,

• установка на здоровый образ жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно — познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

Регулятивные

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,

• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно — следственных связей.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме защиты проекта или учебно-исследовательской работы на конференции

Оценка планируемых результатов программы

На первом занятии каждого года обучения проводится диагностика исследовательских умений младших школьников:

умения организовать свою работу (организационные);

умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

умения работать с информацией, текстом (информационные);

умения оформить и представить результат своей работы.

умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Оценить сформированность исследовательских умений обучающихся позволяют критерии:

1. Практическая готовность к осуществлению исследовательской деятельности проявляется в том, что ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат (продукт) своей работы.

2. Мотивированность исследовательской деятельности рассматривается, как стремление ребенка узнавать новое, совершать определенные действия для поиска интересующих знаний, участвовать в учебном исследовании. Обучающийся проявляет познавательную активность в процессе решения учебных проблем, интерес к новым темам и способам работы. Критерий просматривается в динамике у детей мотивов, связанных с ведением исследовательской деятельности: от узких социальных мотивов (добиться похвалы) к широким познавательным (желание найти новое знание, научиться способам нахождения информации).

3. Проявление креативности в исследовательской деятельности детей учитывалось в подходах к выбору темы, определению задач исследования, в продуктивности при нахождении решений проблем; по оригинальности подходов к выбору путей исследования, созданию нового продукта, оформлению и представлению результатов, умению с разных сторон и позиций видеть исследуемый предмет.

4. Степень проявления самостоятельности. Особенностью младшего школьного возраста является то, что в учебно-познавательной деятельности руководящая роль принадлежит педагогу или другим взрослым. Как правило, предмет детского исследования лежит в пределах зоны ближайшего развития ребенка, и ему сложно справиться с исследованием без посторонней помощи. Однако по мере овладения умениями исследовательской деятельности участие взрослых в его работе сокращается, а позиция педагога меняется от руководителя к организатору, помощнику, консультанту.

Оценка каждого из данных критериев соотносилась с уровнями сформированности умений исследовательской деятельности обучающихся:

1. Исходный уровень — низкий уровень проявления интереса к ведению исследовательской работы, отсутствие знаний об исследовательской деятельности, умений исследовательской деятельности. Возможна реализация исследовательских действий по аналогии. Обучающийся редко проявляет инициативу и оригинальный подход в учебном исследовании, не высказывает идей, предложений, предположений по работе.

2. Начальный уровень характеризуется появлением внешних мотивов к ведению исследования, возможностью с помощью учителя находить проблему и предлагать различные варианты её решения. На начальном этапе дети способны выполнять элементарные кратковременные исследования по аналогии с помощью взрослых. Наблюдается владение основами знаний по организации своей исследовательской работы, некоторыми простыми исследовательскими умениями. Проявление креативности можно расценивать как невысокое.

3. Продуктивный уровень обладает следующими характеристиками: устойчивые внутренние и внешние мотивы к ведению исследовательской работы, есть желание вести самостоятельно (индивидуально или с группой) исследование. Обучающийся имеет определенные знания об исследовательской деятельности, владеет многими умениями осуществления учебного исследования (может определить тему, цель и задачи исследования с помощью педагога или самостоятельно, работать с источниками информации); демонстрирует возможность оригинального подхода к решению проблемы, представлению результата своей деятельности.

4. Креативный уровень можно определить следующим образом: проявляется постоянный интерес к ведению различного рода исследований, возможность самостоятельно и творчески подходить к выбору темы исследования, умение ставить цель, задачи, продуктивно находить способы решения поставленных задач; высокая доля самостоятельности в реализации работы на всех этапах исследования; умение оригинально представить результат деятельности.

Для определения уровня сформированности исследовательских умений обучающихся используются следующие диагностические методы:

педагогическое наблюдение, осуществляемое педагогом на занятиях исследовательской деятельностью;

анализ продуктов исследовательской деятельности детей (исследовательских работ);

опросники, позволяющие выявить и оценить сформированность конкретных умений, наличие знаний об исследовательской деятельности, проявления креативности, степень самостоятельности в исследовательской работе, мотивационное отношение к учебному исследованию младших школьников.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название раздела

Кол-во часов

Кол-во часов по годам обучения

Содержание раздела

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Почемучки

19

знакомит с курсом и его содержанием, важностью исследовательских умений в жизни современного человека

Теоретические занятия

10

3

2

2

3

Практические занятия

9

5

1

3

2

Вода

18

расширяются знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды

Теоретические занятия

3

2

1

Практические занятия

15

4

5

3

3

3

Воздух

8

о свойствах воздуха, химическом составе природных явлений

Теоретические занятия

1

1

Практические занятия

7

2

2

1

2

4

Природа и земля

44

рассматриваются объекты живой и неживой природы

Теоретические занятия

12

2

4

3

3

Практические занятия

32

9

8



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика