Лес-природное сообществоконспект урока 4 класс


Окружающий мир

Смирнова Ю.П., учитель начальных классов МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов №56» г.Курска

Тема: Лес – природное сообщество

Цели: формировать представление о лесе как о сообществе, ввести и разъяснить термин «природное сообщество». Развивать умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавать растения и животных.

Тип урока: «Открытие» нового знания на основе технологии деятельностного метода с использованием ИКТ

Оборудование: грамзаписи «Утро» (Э.Григ), «Курский соловей», рисунок ели и «чудо- шишки», гербарий дуба, клена, березы, веточки ели, сосны, карточки со словами (дуб, клен, липа, сосна, ель, береза, смородина, орешник, калина, бересклет, подорожник, ландыш, земляника, мох, лишайник, ярусность), карта природных зон.

Образовательные ресурсы: презентация на тему «Лес – природное сообщество » [Электронный ресурс].

Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор и экран, музыкальный центр.

Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся приводить примеры взаимосвязи между человеком и природой; получат возможность научиться оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД ):

Познавательные: общеучебныеизвлечение необходимой информации в ходе освоения новой темы; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят,

Сашу — земляникой,

Таню – костяникой,

Наташу – орешком,

Сережу – сыроежкой,

Леночку – малиной,

Алешу – хворостиной.

Что это за богатырь? (лес)

II Актуализация знаний

Сегодня у нас будет необычный урок, урок-путешествие. Мы отправимся в лес по учебной природной тропинке. Узнаем, что у леса есть свои этажи, что растительный и животный мир в лесу связан невидимыми нитями и составляет природное сообщество.

Итак, отправимся в путешествие.

Торопливая тропинка

Держит путь издалека

Вьется по лесу тропинка,

Словно нитка из клубка.

III Включение в систему знаний и повторение. Игра «чудо-ель».

Первый привал мы устроим у необычной ели. На ней растут чудо — шишки с вопросами для вас. Давайте ответим на эти вопросы, вспомнив материал темы «зона лесов», иначе дальше двигаться мы не сможем.

На доске – рисунок с изображением ели с шишками. ( Учащиеся по очереди выходят к доске и «срывают» шишку)

Вопросы на шишках:

1) Какое значение имеет лес для жизни людей? (слайд 3)

2) Какие бывают леса?

3) Откуда произошло слово «лес»?

— Какие объяснения этому слову вы нашли в толковом словаре? (слайд 4)

4) Какие редкие растения и животных лесов вы знаете? ( слайд 5 – 8)

5) В какой природной зоне мы живём и какие растения можно встретить в лесах Курской области? (слайд 9)

Работа с картой природных зон.

-Лесная зона тянется широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана.

-Покажите на карте наш край.

Молодцы, все ответили правильно.

IV Изучение нового материала.

1 Знакомство с «лесными этажами».

— Продолжаем наше путешествие.

Побежала тропка к броду,

Задержаться не смогла…

Впопыхах вбежала в воду

И нырнула, в чем была.

Ни следа не оставляя,

Пробежала над водой,

Из воды совсем сухая

Вышла на берег другой.

Если речку перейдешь,

То опять ее найдешь.

— Привела нас тропинка в березовую рощу (слайд 10)

— Продолжит мою мысль ….. (звучит музыка «Голос соловья»)

Ученик. Живут здесь березки. На зеленом фоне летней травы и ярких цветов белые стволы березовой рощи — такая картина запоминается на всю жизнь. Иногда мы не обращаем внимания на чудесное, удивительное только потому, что оно близко, рядом. Мы каждый день проходим мимо этого чуда. А ведь береза – единственное дерево с белой кроной. Да и название своё дерево получило по цвету коры. В ней есть особое вещество — бетулин, которое окрашивает её. Много песен и стихов сложено про красавицу – березу.

— Какие стихи о березе вы знаете? (Дети читают стихи по выбору)

Побежала тропинка дальше и привела нас в сосновый бор ( слайд 11)

— Что же здесь мы можем увидеть? Расскажет нам об этом …,

— А живет здесь – сосна. В сосновом лесу светло и сухо. А как пахнет хвоей в лесу! Воздух здесь удивительно чистый, т.к. фитонциды сосны убивают микробы.

— И торжественно и ровно

Сосны древние гудят.

Лес плывет куда-то,

Словно многомачтовый фрегат,

Он плывет едва заметно,

То на север, то на юг.

И в широком шуме ветра

Море слышится вокруг.

Повела нас тропинка дальше и привела в дубраву (слайд 12)

Здесь очень много кверкусов. Что же такое кверкус? Послушаем сообщение об этом

Ученик. Кверкус — так называли дуб древние римляне. А в переводе на русский язык – «красавец». Лесники говорят: «Дуб любит расти в шубе, но с открытой головой». Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его верхушка. На Украине растет дуб, высота которого 36 метров. А самый старый дуб растет в Литве, ему 2 тыс. лет. Есть и другие знаменитые дубы. Один из них связан с именем А.С. Пушкина. Дуб растет недалеко от Санкт-Петербурга. Это о нем писал Александр Сергеевич:

«У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том…»

Практическая работа «Рассматривание гербарных растений леса».

— А сейчас проведем практическую работу. Работать будем в группах. Каждая группа получит гербарий растения. Вам надо будет определить, что это за растение?

Учитель раздает гербарий растений ( дуб, клен, береза) и веточки сосны, ели.

— Гербарий, какого растения перед вами? (дуб)

Учитель ставит карточку со словом дуб (клен, береза)

— Как вы это определили? (по форме листа, по соцветиям, а у клена еще и по плодам).

— А у вас какие растения? (сосна, ель)

— Как определили? (по иголкам у сосны, по плоду шишке у ели)

— Чем отличается сосна от ели? (у сосны иголки длиннее, чем у ели)

— Как назвать все это одним словом? (деревья)

— На какие 2 группы можно их разделить? (лиственные и хвойные)

Лес — это дом для растений и животных, как для нас наши квартиры. И этот дом — многоэтажный. Только в лесу эти этажи называются ярусами. И сегодня на уроке мы выясним, что же представляет собой лес в природе.

Как вы думаете, какой ярус самый высокий ?

(Самый высокий ярус — это деревья.)

Таким образом, деревья занимают 1 ярус. Слайд 13.

Но среди них есть светолюбивые и тенелюбивые, поэтому одни деревья выше, другие – ниже .Как вы думаете, какие деревья светолюбивые и тенелюбивые?

V Физкультминутка (упражнения для глаз и для улучшения мозгового кровообращения)

Комплекс упражнений гимнастики для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить ещё раз. 2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор на счет 1–6 в верхний правый угол доски, вернули взор на указательный палец, потом перевести взор на счет 1–6 в верхний левый угол доски. Повторить ещё раз.

3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть в окно (считать до 5). Повторить 2 раза.

Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения

1) Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 3-4 раза. Темп медленный. 2) Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 3 раза. Темп медленный. Продолжение работы по теме.

— Теперь выясним, что составляет 2 ярус. Для этого вам надо определить, о каком растении пойдет речь.

1) Какое еще название имеет лещина обыкновенная? (орешник)

2) Назовите лекарственное растение, сырьем которого служит кора, цветы, ягоды (калина)

3) У какого растения цветки будто вылеплены из воска? (бересклет)

4) Какое растение называют дикой розой? (шиповник)

Что общего у этих растений? (это кустарники)

— Кустарники занимают 2 ярус.

— Как вы думаете, какие растения леса занимают 3 ярус? (травы)

— Назовите травы, которые растут в лесах нашего края? (зверобой, ландыш, чистотел, чабрец и др.)

— А еще в лесу есть и 4 ярус. Его занимают растения, у которых нет корней. — — Что это за растения? (мхи, лишайники)

Учитель ставит карточки со словами мох, лишайник.

— А теперь представьте, что вы в лесу и мы поиграем в игру «Угадай-ка». Ваша задача – угадать растение по описанию и поселить его на нужный этаж.

Учитель читает, дети у доски ставят карточку со словом на «этаж».

1) Гирлянды маленьких белых колокольчиков висят между большими остроконечными листьями. А летом, на месте цветов — красные ягоды. Они ядовиты (ландыш).

2) Вроде сосен, вроде елок, а зимою — без иголок (лиственница)

3) Ты сорвал красную ягоду и съел ее, но оказывается, это не одна ягода, а много. Только они маленькие и слеплены вместе. (малина)

— Таким образом, в лесу среди растений наблюдается определенный порядок, т.е. ярусность.

Учитель ставит карточку со словом ярусность.

2.Обобщение знаний о правилах сбора грибов.

— Продолжим прогулку по лесной тропинке. В лесу есть особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным.

— Что это? (грибы)

— Послушайте историю, которую мне однажды рассказал один лесничий.

«В нашем районе сажали лесные полосы, но деревья росли очень плохо: чего-то им не хватало. И люди заметили, что нет в молодом лесу ни одного гриба. Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья стали хорошо расти. Лес ожил»

— Отчего это произошло? Прочитаем об этом в учебнике.

Ученик читает один абзац текста «Нужны ли лесу грибы?»

— Как надо собирать грибы, чтобы не навредить себе и лесу?

Наше путешествие продолжается.

3. «Открытие» нового знания детьми. Знакомство с понятием «природное сообщество»

— Без кого мы не можем себе представить лес? (без животных)

— В какое время года их больше? (летом)

— Почему, от каких факторов это зависит? (от климата, наличия пищи, экологии)

— Назовите животных наших курских лесов ( слайд 14-19)

— Для чего нужны животные в лесах?

— Что может произойти, если один из этих факторов будет нарушен? (нарушится природное равновесие, лес может погибнуть)

Какой вывод можно сделать из этого? (всё в природе взаимосвязано, т.е. жизнь животных и жизнь растений зависят друг от друга) Слайд 20

Таким образом, животные леса, растения леса, грибы составляют природное сообщество, и называется оно как? (лес) Слайд 21.

4. «Живая анкета» леса.

— Леса занимают более половины территории России. Ребята составили «живую анкету леса». Давайте их послушаем.

1) Лес – «Легкие планеты». Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек.

2) Лес – друг здоровья людей. Один га хвойного леса выделяет за сутки 5кг фитонцидов- особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

3) Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн. тонн ягод, 5 млн. тонн орехов, 330 тыс. тонн грибов.

VI Первичное осмысление и закрепление. .

1. Работа в рабочей тетради

Выполнение заданий в тетради по данной теме.

2 . Работа с тестом. Достижение понимания на уровне содержания. (Приложение)

VII Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.

— Наше путешествие подошло к концу.

— Давайте вспомним, где мы сегодня побывали? Как расположены растения в лесу? (по ярусам)

— Назовите эти ярусы.

-Что составляет природное сообщество леса?

— Ты, дружок, смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса, простор полей-

Все, что зовется Родиной твоей.

— Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей.

Учитель проговаривает отметки.

VIII Задание на дом

Слайд 22.

К следующему уроку вы должны хорошо знать:

1. Название организмов, составляющих природное сообщество- лес;

2. Ярусы леса.

Должны уметь:

1. Различать растения и животных лесной зоны.

2. Устанавливать взаимосвязь в природе.

3. Всегда бережно относиться к окружающему миру.

Задание даётся на усмотрение учителя.

— Дома вам надо будет подготовить сообщение, о каком- либо растении или о животном Курского края.

IX Рефлексия

-Ребята, покажите цветом, какое впечатление вы получили от сегодняшнего урока? ( Дети показывают цветные лепестки)

— Закончите предложения: Я сегодня узнал, что …….

Мне было …… Я рад, что …..

Слайд 23.

Литература

Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004

Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2006.

Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005

Плешаков А. А., Крючкова Е.А. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 частях — М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.; Просвещение, 2011.

Плешаков А. А.,Крючкова Е.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь

для 4 класса: в 2 частях — М.: Просвещение, 2012.

Плешаков А. А. От земли до неба. Атлас-определитель для начальных классов. – М.: Просвещение, 2012

Приложение

Тест « Природное сообщество — лес»

1. О каком природном сообществе говорится: это территория земли занята деревьями, кустарниками и животными ?

а) луг б) лес в) болото

2. Кто из животных не является лесным?

а) рысь б) заяц в) белый медведь

3. Сколько ярусов растительности существует в лесу?

а) два б) три в) четыре



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика