Лес- природное сообщество_47868


Тема урока: «Лес- природное сообщество»

Тип: урок на основе игровой технологии

Вид: изучение нового материала

Технология: игровая

Форма проведения: урок-игра

Цель урока:

1.Обучающая:

-путём наблюдения установить взаимосвязь между обитателями леса;

— познакомить с понятиями» лесное сообщество», « этажи» леса,

— определить практическое значение лесов жизни человека.

2.Воспитательная;

-воспитывать любовь к природе, а также умение общаться, работать в парах.

3.Развивающая:

-развивать познавательную активность детей в процессе формирований представлений о лесе,

-развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.

Оборудование: учебник А.А. Плешакова, карточки с заданием, опорные схемы, презентация

Ход урока:

1 Оргмомент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь поудобнее.

Как вы себя чувствуете?

Какое у вас настроение?

(Дети рисуют рожицы)

2. Выход на тему урока:

Учитель: Ребята , вы хотите узнать, о чём пойдёт речь на уроке?

Отгадайте загадки:

_ Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ель, сосна)

— Это что за зверь лесной

Встал,как столбик, под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы? ( заяц)

— Я под шапкою цветной

На ноге стою одной

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прядки( гриб)

Учитель:

—Давайте, ребята, подумаем, что объединяет эти слова? ( лес)

— А всё ли вы знаете о лесе?

— Перед вами « волшебные линеечки», отметьте на них, где вы сейчас находитесь:

Начало урока Конец урока

! !

!- знаю всё !- знаю всё

! !

!-Знаю,но не всё !-знаний о лесе стало больше

! !

!-не знаю !- знаю, но не всё

! !

! !-не знаю

3. Изучение новой темы

Учитель:

-как вы думаете, а о чём же мы будем разговаривать на уроке?

-А также мы попытаемся установить взаимосвязь между растительным и животным миром.

— Ребята, а каково значение леса?

ЛЕС:

— дом для животных;

-защитник воздуха, водоёмов, почв;

-место отдыха человека;

-ягоды, грибы, лекарственные растения;

-древесина.

4.Экологическая проблема

-Правильно ли использует человек лес?

( нет, вырубает лесе, много мусорит ,разводит костры)

— Как решить эту проблему?

(Насаждение новых лесов, экономное и бережное отношение к растениям)

5.Знакомство с природными сообществами.

Учитель:

— Я предлагаю вам отправиться в лесное путешествие. Для этого организуем команды.

(Создаются команды:»Совята»,»Лисята»,»Ежата»,Бельчата»,»Зайчата»,»Медвежата»)

Задание №1. Отберите необходимое для похода в лес (компас,рюкзак,магнитофон,палатка,спички,котелок,веревка,фонарик,чашка,ложка,термос,ружье, удочка, рогатка).Обоснуйте выбор.

Задание №2. Кто лучше всех знает деревья, травы, кустарники леса? (Выходят по одному представителю от команд, выбирают карточку с изображением дерева, кустарника и т.д.)

Представитель от каждой команды доказывает, что именно его растение необходимее и красивее других.

Что будет, если оно исчезнет?

Задание №3. Вот какой «живой лес» у нас получился. Расположите растения так ,как они должны расти в лесу.

1-ый этаж – ель сосна;

2-ой этаж – береза, клен;

3-ий этаж – калина;

4-ый этаж – ландыш, земляника (травы);

5-ый этаж – грибы;

6-ой этаж – мхи, лишайники.

Вы построили «дом леса» правильно.

«Этажи» леса ученые называют ярусами (работа над словом, см. толковый словарь русского языка). Ярус – это определенный этаж, в котором произрастают различные растения.

— Самый верхний ярус – деревья,

— ниже – кустарники,

— еще ниже – мелкие кустарники, грибы,

— самый нижний – мхи.

Почему такое расположение?

Замечали ли вы, где чаще всего растут грибы ,мхи?

Вы знаете почему? (Меньше света, больше влаги.)

Учитель: Рассказ о том, что грибы (грибница) связаны с деревьями (корнями) и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными минеральными солями.

Звучит доклад о грибах.

Физкультминутка.

Учитель: Садитесь. Нравится путешествовать? А знаете ли вы, что весь лес – от верхушки дерева до земли – заселен животными? Назовите, пожалуйста, животных, которые обитают на деревьях ;ведут наземную жизнь; обитают в почве.

Задание№4

Каждая команда имеет своё название. Расскажите , что вы знаете об этих животных.

Расположите их в своём лесу. Почему такое расположение?

1.Самостоятельная работа

Задания повышенной сложности. И пока мы ещё не ушли из леса, составьте цепи питания.

Сильная группа- самостоятельно;

более слабая- добавляет 2 звена; слабая-1 звено.

2.Анализ работы.

Вывод :Какую роль играют растения в жизни животных? А какую роль играют животные в жизни растений ?( Умирают, перегнивают- соли; участвуют в размножении растений путём переноса их семян на шерсти живота; навоз)

Учитель:

-Можно ли лес назвать природным сообществом?(да)

-Как вы понимаете лексическое значение слова СООБЩЕСТВО?( разбор слова, толковый словарь)

Группа растительных и животных организмов, живущих вместе( Ожегов С.И. Толковый словарь)

6. Подведение итогов

Учитель: — Действительно, обитатели леса живут совместно и тесно связаны друг с другом.

-Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы её?

— Посмотрите на свои « волшебные линеечки» и отметьте, где же вы находитесь сейчас?

Эмоциональный фон урока:

— Понравилось ли в лесу? Какое настроение? Опишите его словами.

-Природа леса вдохновляет поэтов, писателей, композиторов на прекрасные творения.

( музыка И.Штрауса « Сказки венского леса»)

7. Домашнее задание

Изобрази свой уголок леса






See also:
Яндекс.Метрика