Лес — многоэтажный дом


Тема урока: «Лес – многоэтажный дом».

Задачи:

создать условия для формирования понятия экосистема леса, как природное сообщество, «этажи» леса;

формировать предметную компетентность по распознаванию представителей растительного и животного мира леса, используя информационные источники (работа с определителями, краеведческой справочной литературой), устанавливать связи между компонентами природы леса (целостный взгляд на мир леса);

воспитывать необходимость бережного отношения к лесу, как части природы, его обитателям, рационально использовать богатства леса.

Основные понятия: лес – природное сообщество, «этажи» леса, экологическое равновесие.

Оборудование: плакат, музыка леса, таблички с правилами поведения в лесу.

Раздаточный материал: карточки с кроссвордами, материал с частями растений, видами листьев.

Ход урока

1.Организационный компонент.

-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке.

-Сегодня мы с вами совершим новое открытие в области живой природы.

2. Постановка учебной задачи.

Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы сегодня отправимся.

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нем.

(Лес) (Звучат голоса птиц в лесу)

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О лесе)

-Кто из вас был в настоящем лесу? Что в нём растёт? Как он выглядит?

Беседа

-Верно, лес – это чей-то дом, в нём кто-то живёт. — Вот вы живете тоже в доме, на разных этажах, кто-то выше, кто-то ниже. И в лесу тоже есть свои этажи. И сегодня на уроке мы с вами должны выяснить – что такое «Этажи леса». Мы с вами сказали, что в лесу растут деревья, кустарники, травы, мхи, грибы. Эти растения образуют три этажа: верхний, средний, нижний. (Выставляю образец дерева, кустарника, травы)

-Как, по-вашему, случайно ли размещение растений в лесу этажами? (борьба за свет и тепло)

-Деревьям нужно много света, а кустарникам и травам требуется меньше, поэтому они могут жить в тени деревьев.

-А растут ли этажами корни деревьев под землёй?

— Давайте с вами выясним, кто же живет  на каждом из этажей?

— Деревья, кустарники и травы – образуют ярусы леса.

Известно ли вам лексическое значение слова ЯРУС?

Что мы делаем, когда не знаем значения слова? (Обращаемся к словарю)

Я прочитала в словаре Ожигова слово ярус – означает ряд горизонтально расположенных предметов.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, кто я?»

У вас на столах лежат изображения части растений. Рассмотрите их. Какие у них характерные особенности. Что их объединяет. Чем они отличаются? Идет работа по группам «Угадай, кто я?» (Вывешиваю плакат с деревьями, кустами, травами)

1 группа – получают конструктор дерева.

(вывешивают на доску, дают характеристику)

Характерные особенности – имеют один ствол, высокие, бывают лиственные и хвойные. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.

-Какие деревья вы знаете?

2 группа – получают конструктор кустарника.

Характерные особенности – имеют несколько стволиков, не такие высокие как деревья. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей.

-Какие кустарники вы знаете?

3 группа — получают конструктор трав.

-Какие травы вы знаете?

Ярусное расположение растений в лесу помогает  ужиться вместе большому разнообразию растений. Каждое растение нашло в лесу  своё место.

Физминутка

— Предлагаю отдохнуть и показать ярусы леса своими движениями:

Дерево-руки вверх, потянуться,

Кустарник – руки на поясе,

Травы – присесть.

Работа по теме.

Жизнь растений леса.

Когда мы говорим о лесе, то представляем большую местность с деревьями, кустами, травами, цветами.

-Подумайте, какие бывают леса. Обсудите в группах. (Раздать карточки с названием Лиственного, Хвойного и Смешанного лесов)

-Какие деревья растут в лиственных лесах?

-Чем они отличаются от хвойных? (Листья на деревьях в виде пластинок)

-Какие деревья растут в хвойных лесах? (Перечисляет другая группа)

-Чем они отличаются от хвойных? (Листья в виде иголок)

-Какие деревья растут в смешанных лесах?

Работа по учебнику.

-Откройте страницу 41 учебника. Давайте прочитаем как рассказывает о лесе автор учебника.

-А кто ещё может рассказать что-то о деревьях?

-О кустарнике

-О ландыше

От группы рассказ об одном представителе яруса леса.

1 ярус – это деревья: ель, сосна, липа, береза, дуб, тополь, клен, рябина и другие. Широко распространена в лесах береза – это гордость России. Народ с любовью называет ее берёзонькой. кудрявой, белоствольной. Много песен сложено о ней. Живет береза долго. К 80-ти годам дерево может достичь высоты 30 метров. Весной до первых листочков на березе появляются сережки, из которых к концу лета созревают семена. Березовый лес красив во все времена года. (Рисунок берёзы)

2 ярус – это кустарники: шиповник, малина, орешник, калина. Но среди кустарников есть и ядовитые, например, волчье лыко.

Я расскажу о шиповнике. Этот куст дважды нас радует своей красотой: в конце весны на нем появляются яркие цветы, а в конце лета – красные ягоды. Ягоды сохраняются всю осень, а зимой служат кормом для птиц. Медики называют шиповник «копилкой витаминов». Люди собирают к зиме ягоды шиповника, сушат. Напиток из сухих ягод очень полезен. (Рисунок шиповника)

3 ярус – травы, цветы, мхи и лишайники: брусника, черника. папоротник. кислица, медуница, кукушкин лен, ягель. Есть и ядовитые, например, вороний глаз.

Я расскажу о ландыше. Это красивое растение с белыми цветами и широкими листьями. Ближе к осени на месте цветов появляются красные ягоды. Только их красота обманчива. Они ядовиты. Так что полюбуйтесь их красотою и никогда не срывайте. Упадут ягоды на землю, попадут в почву их семена, и к весне появится новое растение ландыша – ведь оно еще и лекарственное.

-Да, ребята, в лесу растут ещё лекарственные травы, которые помогают человеку сохранять здоровье.

-А знаете ли вы как нужно себя вести в лесу?

-Обсудите правила поведения в группе.

(При ответе-вывешиваю знаки на доску)

Правила поведения в лесу.

В лесу надо стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву – от этого погибают многие растения и насекомые.

Расположить по этажам растения смешанного леса

– He подходите близко к гнездам птиц.

– Не прикасайтесь к гнезду, иначе птицы-родители могут покинуть гнездо.

Этажи леса лексическое значение

– Не шумите в лесу. Шум отпугивает животных, мешает им.

Расположить по этажам растения смешанного леса

– Не разоряйте птичьи гнезда.

Этажи леса лексическое значение

– Не рвите в лесу цветов! Помните, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

Расположить по этажам растения смешанного леса

– Не ломайте ветки деревьев и кустарников.

Этажи леса лексическое значение

– Не ловите диких животных и не уноси их домой.

Расположить по этажам растения смешанного леса

III. Итог урока.

-А кто ещё хочет что-нибудь сказать о поведении в лесу?

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесе нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки,

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Рефлексия

-Какую тему мы изучали?

-Что нового узнали на уроке?

-Какие новые слова встретились?

-Понравился вам урок?

Домашнее задание.

Составить кроссворд о лесе.






See also:
Яндекс.Метрика