Курс Основы духовно-нравственной культуры народов России Светская этика Урок Россия — н


ГБОУ Гимназия №540 Приморский район г. Санкт-Петербург

Учитель начальных классов Набегаева Яна Геннадиевна

_____________________________________

Курс «Основы духовно – нравственной культуры народов России»

СВЕТСКАЯ ЭТИКА

Примерный план урока

Тема: «Россия – наша Родина»

Цель: Формирование целостного образа России как многонационального государства.

Основные термины: ценности, духовность, внутренний мир

Средства наглядности: карта России, презентация к уроку

Примерный ход урока:

I этап: Определяем проблему урока:

Диалог учитель – ученики:

— Как вы думаете, почему сегодня на уроке перед нами карта России? (возможные варианты ответов: мы живём в России, Россия – наша Родина)

— Что можно увидеть на этой карте?

— По-вашему мнению, с чего начинается Родина? (варианты ответов)

Слушание песни

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать.

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот.

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

Слово учителя

— Не всё в своей жизни человек может выбрать сам при рождении:

• своих родителей

• язык

• Родину

Основной вопрос урока

— Что объединяет всех граждан нашей страны – России? (запись на доске)

II этап: Вспоминаем то, что знаем:

Диалог учитель – ученики

— Как вы понимаете следующие высказывания?

Наше государство – Россия

• Символы государства: флаг, герб

• Москва – столица России

• Мы – граждане России

• Россияне – люди разных национальностей

• Высокое чувство любви к Родине

• Они защищали Родину

• Сила Родины – в труде её граждан

• Как государство защищает права своих граждан (Основной Закон России)

Диалог ученик – ученику

— Какие ещё вопросы можно задать друг другу на эти темы?

(В процессе такого «диалога» появляется возможность обнаружить уровень осведомлённости о разных сторонах жизни нашей страны, осознать недостаточность и приблизительность этих знаний и представлений. После коллективного предъявления мнений и обмена ими создаётся список нерешённых вопросов, т.е. пока оставшихся без ответа. Тем самым определяются будущие, наиболее значимые для ребят направления разговора о России).

III этап: Решаем проблему, открываем новые знания:

Совместный просмотр презентации к уроку

(подготовлена заранее, возможно, самими учениками)

Беседа

— Что нас объединяет? Единая Россия:

• общая земля

• общая история

• общие законы

• общий язык

→ • общие ценности, духовные традиции

И Родину, и ценности мы получаем в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Без них жизнь человека обесценивается и теряет смысл.

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура.

Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.

(на доску выносятся эти понятия, — на этапе закрепления задание – продолжи ряд своими примерами)

Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определённую традицию.

Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.

Работа в группах

Вопрос для обсуждения:

— Что такое, по-вашему, духовные традиции?

Духовные традиции – ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемые от одного поколения к другому. К важнейшим духовным традициям России относятся христианство, прежде всего русское православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика.

IV этап: Сравниваем свой вывод с авторским:

Работа в парах

Задание:

прочитать текст в учебнике (подчеркнуть в тексте учебника основные мысли темы)

обсудить, какие важные вопросы темы ещё не прозвучали на уроке

Коллективное обсуждение результатов работы

(самооценка и оценка ответов учениками класса)

Вывод: Людей, живущих в нашей стране, объединяют общие ценности и идеалы, которые

помогают каждому наполнить свою жизнь духовным смыслом.

V этап: Применяем новые знания:

— Какие слова и словосочетания в названии нашего учебника стали теперь понятнее?

— Как можно точнее объяснить их смысл?

— Какими из них можно дополнить наш список на доске?

Итог урока:

— Помогут ли слова, которые мы сегодня с вами записали, ответить на главный вопрос сегодняшнего урока:

Что объединяет всех граждан нашей страны – России?

Домашнее задание: Подготовка к уроку-практикуму и проекту по теме.

Возможный материал презентации к уроку:

1.Гнездо слов «Родина»

Род, родители, родиться, родной, родня, родственники, родич, родом, родство, родоначальник, родненький, породниться, родимый, рождение, рождество, рождественский, зарождение, народ, народный, природа, родник, родниковый, родинка, родословная, зародыш…

2.Государственные символы

(герб, флаг, гимн), история создания, значение символики

3.Словарь

Родина – род, народ, родные, родители, рождение, родился,

Россия – могущественное государство

Президент — выборный глава государства

Отечество — страна предков (отцов)

Патриот- человек, преданный своему народу, Отечеству

Любовь – великое чувство

Гордость – сильное чувство, которое испытывает патриот по отношению к своей Родине

Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны

4.Стих

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут-

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы, друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим,

И только в единстве сила России.

5.Портреты великих людей России

6.Слайд с вопросом:

Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?






See also:
Яндекс.Метрика