Конспект урока по окружающему миру в 4 классе


Конспект урока по окружающему миру, проведенного в 4а классе учителем И.В.Нестеровой.

Тема: «Наш край».

Цель: Сформировать представление учащихся о родном крае.

Задачи:

Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации.

Систематизировать и расширить знания о природе своего края.

Развивать познавательную активность , наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

Воспитывать у учащихся любовь к своему краю. Обеспечивать тесную связь обучения с жизнью.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, физическая карта России, карта Ленинградской области, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока.

Звучит песня «Наш край»

— Сегодня наш урок начался необычно. Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

— Верно. Мы начинаем изучение нового раздела. Откройте учебник, прочитайте , как он называется.

— Подумайте, о чем мы будем говорить на этих уроках?

— Назовите тему сегодняшнего урока.

— Что вы ожидаете от нашего урока? Давайте составим план урока.

План:

Название. Какой наш край.

Где расположен.

Карта края.

Что нас окружает?

3.Актуализация знаний.

— Что вы называете родным краем?

— Опишите, где вы живете.

— Что значит родной край в нашей жизни? За что вы его любите?

— Очень важно не только любить то место, где вы живете, но и много знать о нем.

4. Стадия вызова.

— Давайте поиграем в игру «Верю- не верю».

1.Верите ли вы, что город Санкт-Петербург расположен на побережье Белого моря?

2. Верите ли вы, что размеры нашего края больше ,чем территория некоторых европейских государств?

3. Верите ли вы, что Санкт-Петербург называют «городом на болоте»?

4. Верите ли вы, что в Ленинградской области добывают нефть?

5. Верите ли вы, что много лет назад территория нашего края была покрыта ледником?

6. Верите ли вы, что наш край расположен в зоне тундры?

-Позже мы вернемся к этим вопросам. Чтобы понять, верны ли наши предположения, надо быть очень внимательным, стараться запомнить как можно больше.

-При составлении плана урока вы хотели узнать, где расположен наш край.

— Что нам поможет при ответе на этот вопрос?(карта)

— Как называется эта карта? (физическая карта России)

— Покажите на этой карте Санкт- Петербург.

— В каком направлении от Москвы он находится?

— Что еще можно с помощью этой карты рассказать о нашем городе?

— В какой природной зоне расположен наш край?

— Что нам поможет об этом узнать?( Карта природных зон с. 77).

— Покажите на физической карте России Красное Село.

— Почему мы не можем этого сделать?( нужен другой масштаб).

— Перед вами карта Ленинградской области. С ней мы будем работать на протяжении нескольких уроков. Наш край – это не только город Санкт-Петербург, но и Ленинградская область.

— Покажите Красное Село на этой карте.

Покажите границы нашего края.

-Назовите наших соседей.

-О чём ещё может рассказать эта карта?

5. Работа в парах.

— Перед вами на парте лежит карта Ленинградской области в уменьшенном виде. Что напоминает силуэт карты? (Бабочка)

— Как вы думаете, что мы будем делать с этой картой ?

— Верно. Когда мы закончим изучение этого раздела, ваша карта будет выглядеть вот так. (образец карты).Здесь обозначены реки, озёра, поверхность, полезные ископаемые нашего края.

— Что мы можем уже сейчас обозначить на карте? (граница).

— Что еще заметили на карте? ( две точки, заштрихованная часть карты)

-Как вы думаете, что это?

— Верно. Заштрихованная часть- это территория города, а все остальное- это область. Сравните площадь города и области.

— Размеры нашего города и области больше территории некоторых европейских государств.

— Напомните, как надо подписывать на карте географические объекты? Подпишите название города и название места, где мы с вами живем.

— Где расположено Красное Село на карте?

6. Работа с текстом. Прием «Инсерт».

Перед вами текст. Работать с ним будете самостоятельно. Во время чтения будете делать на полях пометки:

V – уже знал

+ — новое

? – не понял, есть вопросы.

— Что нового вы узнали о нашем крае из текста?

— Что осталось непонятным?

— Какие факты показались самыми интересными?

7. Стадия «Рефлексия».

— Давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

-По каким вопросам ваше мнение совпало?

-По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

— Дома в тетрадях вы записали свои вопросы о родном крае. Кто получил ответ на свой вопрос?

-Чей вопрос остался без ответа? Давайте попробуем на них ответить.

-Как получить ответы на эти вопросы?(доп. литер., интернет)

-Вот это и будет ваше домашнее задание.

-У каждого субъекта Российской Федерации есть своя визитная карточка. Назовите ,что это.(герб, гимн, флаг)

— Это герб нашего города. Расскажите, что вы знаете о нем.

-А у Красного Села есть герб?

-Послушайте историю создания герба.

-А это герб Ленинградской области.

8.Работа в тетрадях.

С.65№3

-Прочитайте задание про себя . Кто не понял, что надо делать?

-Запишите 1 самый интересный на ваш взгляд факт о нашем крае.

-Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте, что написал ваш сосед по парте. Если у вас возникли какие-то вопросы, обсудите их в паре.

9.Подведение итога.

-Что новое и интересное от нашем крае вы узнали на уроке? Можно пользоваться записями в тетради.

Батл.

К доске вызываются 2 ученика, им задаются вопросы по теме урока.

-Вы хорошо потрудились. Теперь оцените свою работу. Кому трудно это сделать. Используйте следующие предложения:

1.Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.

2.Думаю,что эти знания мне ещё понадобятся.

3.Пришлось подумать, отвечая на вопросы.

4.У меня больше нет вопросов.

5.И всё –таки я не понял(ла).

10.Домашнее задание.

-Напомните ваше домашнее задание.

-Те, у кого таких вопросов не осталось, делаете задание по- выбору: Тетр. С.66 №4 или №6.

-Спасибо вам за работу.

Наш край

Город Санкт-Петербург расположен на северо-западе России , на побережье Балтийского моря. Благодаря тому , что город стоит на Неве, он для России – «окно в Европу». Санкт-Петербург- крупный порт и центр кораблестроения. Санкт-Петербург называют « городом на болоте». Действительно, на территории города много болотистых мест. Санкт-Петербург«город белых ночей». Он привлекает тысячи туристов.

Но не только город , но и Ленинградская область-это наш край. Огромный край! Его размеры больше некоторых европейских государств. Город и область соединяют водные, железные и автомобильные дороги. Из области в город поступают овощи, молоко, гранит, песок ,лес. Из города в область идёт готовая продукция. На машинах, автобусах, электричках петербуржцы едут за город на отдых.

На северо-западе Ленинградской области имеются гранитные скалы. В области добывают известняк, глину, песок.

За последние 100 тысяч лет наш край 4 раза покрывался льдом. Толщина ледяного покрова достигала 2000 метров. Ледник двигался с севера и нёс много валунов. Их можно увидеть на берегу Финского залива. После отступления ледника на территории края была тундра. Спустя сотни лет тундру сменила тайга с хвойными породами деревьев и богатым животным миром.

Территория , на которой стоит Санкт-Петербург , была когда-то дном древнего моря. А земли, на которых расположено Красное Село были берегом этого моря.

Годом возникновения Красного Села считается 1714- год начала строительства бумажной мельницы на реке Дудергофке. Пётр 1 сам выбрал это место для строительства. Центральное место в ансамбле Красного Села занимает парк. В этом году ему исполнилось 185 лет. В Петровские времена Красное Село было местом для летних военных учений. В них участвовали А.С. Суворов, М.И.Кутузов и другие известные полководцы.

Красив наш край. Мы должны знать его историю, любить и охранять.






See also:
Яндекс.Метрика