Разработка родительского собрания во 2 классе Режим – это серьезно


Разработка родительского собрания во 2 классе «Режим – это серьезно».

Основные положения.

Задачи собрания:

Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.

Убедить родителей в необходимости рациональной организации дня своего ребенка..

Форма проведения: собрание-консультация.

Подготовительная работа к собранию:

Анкетирование учащихся и их родителей по проблемам организации режима дня.

Подготовка презентации «Режим – это серьезно».

Разработка памяток для родителей по созданию условий ребенку для выполнения режима дня.

Вопросы для обсуждения на родительском собрании.

— Здоровье ребенка и школьные нагрузки.

— Особенности рационально организованного режима дня.

— Сохранения психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.

Ход собрания

Статистика актуальности темы.

Лишь 20—25% детей, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе. К концу первой четверти худеют 30% учащихся.

15% школьников жалуются на головные боли, усталость, сонливость.

Треть учащихся имеют различные нарушения осанки.

10% детей имеют нарушения зрения различной тяжести.

20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.

Лишь 24% детей выдерживают ночной норматив сна.

Ежедневно дети недосыпают от 1,5 часов до получаса.

Вступительное слово классного руководителя.

Начало обучения ребенка в школе — это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на доске.

Удивительно, но когда речь идет о рациональной организации режима школьника, родители считают этот вопрос несущественным, не требующим специального внимания. Однако специальные изучения показывают существенные нарушения гигиенических требований к режиму жизни ребенка. Но нерационально организованный день ведет к резкому снижению работоспособности, утомлению и переутомлению.

Что такое рационально организованный день?

Во-первых, это точно регламентированная продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка.

Во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе.

В-третьих, регулярное и полноценное питание.

И, наконец, достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

Сегодня мы с Вами будем говорить о том, чтобы дети не были предоставлены сами себе, а организованны и в отдыхе, и в учебе. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия.

Итак, ребенок встал, сделал утреннюю гимнастику (лучше всего, если вместе с мамой и папой, так как это не только полезно для здоровья, но это есть общение ребенка с родителями). Завтрак обязательно должен быть горячим, не надо надеяться на школьные обеды, потому что уже иначе уже к концу первого урока дети начнут проситься в столовую. Занятия в школе приходятся на период наиболее высокой работоспособности, но затем обязательно наступает спад активности. Именно поэтому ребенку, вернувшемуся из школы, необходимо пообедать, а затем обязательно отдохнуть, желательно, на свежем воздухе. И уж никак не у телевизора или компьютера. По гигиеническим нормативам время прогулки для младших школьников 3,0-3,5 часа в день. Для ослабленных, часто болеющих, детей, для детей со слабой нервной системой лучшим отдыхом будет послеобеденный сон (1,5 часа).

Очень важным моментом режима дня является приготовление домашних заданий. Лучшее время для этого – 15(16)-17(18) часов с физкультминутками через каждые 25-30 минут. Во время физкультминутки восстанавливается работоспособность детей, отступает усталость. Начинать выполнение домашних заданий надо с менее трудных, постепенно переходя к более сложным заданиям.

В режиме дня обязательно надо предусмотреть время для занятий по интересам, учитывая, что у компьютера и телевизора ребенок может проводить в общей сложности не больше 40-45 минут в день. При это нельзя забывать о соблюдении гигиенических требований: нельзя смотреть телевизор лежа, ближе 2 м до экрана, необходим подсвет сзади, чтобы снизить контрастность экрана.

Особенно важен для ребенка полноценный ночной сон. Чем меньше ребенок, тем больше он должен спать: первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сотки (10 часов ночью, 1,5 часа днем), более старшим детям – от 10 (в начальной школе) до 8 часов (старшеклассникам). Важно, чтобы время, когда ребенок ложится спать, не зависело от каких-либо внешних причин, его желания или нежелания, а всегда было одним и тем же. Чтобы сон был глубоким и спокойным, нужно соблюдать элементарные правила: перед сном не играть в шумные и азартные игры, не заниматься спортом, не смотреть «страшные» фильмы, не устраивать перед сном «разборки» и т.п.

А как это организуют родители нашего класса?

Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания, составление памяток и режима дня.

Анализ анкет детей и родителей по проблеме собрания.

Анкетирование учащихся класса.

В котором часу ты встаешь утром? 6:30-7:00 -…%; 7:00-7:30 — …%; 7:30-8:00 — …%

Тебя будят родители или ты просыпаешься сам? Сам — …%, родители — …%

Делаешь ли ты зарядку по утрам? Да — …%, нет — …%, иногда — …%

Как долго ты делаешь уроки? 1-2 часа — …%, 2-3 часа — …%, больше 3 часов — …%

Ты выполняешь их сам или тебе помогают твои родители? Сам — …% с родителями — …%

Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания? Да — …%, нет — …%, иногда — …%

В котором часу ты идешь спать? 21:00 – 21:30 — …%, 21:30-22:00 — …%, 22:00-23:00 — …%, позже 23:00 — …%

. Анкетирование родителей учащихся класса.

Удовлетворены ли Вы организацией учебно-воспитательного процесса в школе? Да — …%, нет — …%, иногда — …%

Считаете ли Вы, что Вашему ребенку легко учиться в школе? Да — …%, нет — …%, иногда — …%

Ваш ребенок встает сам или Вы его будите? Сам — …%, будим — …%

Занимаетесь ли Вы закаливанием Вашего ребенка? Да — …%, нет — …%

Делает ли Ваш ребенок зарядку? Да — …%, нет — …%, иногда — …%

Наблюдаете ли Вы переутомление у Вашего ребенка к концу учебной недели? Да — …%, нет — …%, иногда — …%

Считаете ли Вы, что объем домашних заданий оптимален для Вашего ребенка? Да — …%, нет — …%

Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности Вашего ребенка выполнение им режима дня? Да — …%, нет — …%

Сколько времени затрачивает Ваш ребенок на выполнение домашнего задания?

менее часа — …%

1-2 часа — …%

2-2.5 часа — …%

2.5-3 часа — …%

Более 3 часов — …%

Ваш ребенок выполняет домашнее задание:

Самостоятельно — …%

С Вашей помощью — …%

Не выполняет. — …%

Домашнее задание способствует развитию Вашего ребенка:

Всегда — …%

Иногда — …%

Нет — …%

Имеет ли Ваш ребенок достаточно времени для занятий по интересам? Да — …%, нет — …%, иногда — …%

Имеют ли место жалобы со стороны Вашего ребенка на нехватку времени для отдыха? Да — …%, нет — …%, иногда — …%

Соответствует ли режим работы школы уровню физического здоровья Вашего ребенка?

Да — …%

Частично — …%

Нет — …%

Родительские «НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.

Родители делятся на группы и разрабатывают законы для родителей, которыми они должны руководствоваться при организации выполнения ребенком режима дня. Родители работают в группах в течение 10 минут, затем каждая группа выступает с докладом, на основе выступлений составляется общий свод родительских «НЕЛЬЗЯ».

НЕЛЬЗЯ:

будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.

кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая ела нравится;

требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;

ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

сидеть у телевизора и за компьютером более 40—45 минут в день;

смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;

ругать ребенка перед сном;

не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и назидательно;

не прощать ошибки и неудачи ребенка.

Знакомство родителей с рекомендуемым режимом дня школьника, анализ памяток по проблеме выполнения школьником режима дня.

Примерный вариант режима дня школьника

Время

Подъем

7:30

Зарядка, умывание, уборка постели

7:30-8:00

Завтрак

8:00-8:20

Дорога в школу

8:20-8:50

Учебные, дополнительные занятия

9:00-14:00

Дорога из школы домой

14:00-14:30

Обед

14:30-14:50

Отдых, помощь по дому, пребывание на свежем воздухе

14:50-16:00

Приготовление уроков

16:00-18:00

Свободное время, пребывание на свежем воздухе

18:00-19:00

Ужин и свободное время

19:00-20:30

Личная гигиена, подготовка ко сну

20:30-21:00

Сон

21:00-7:30

Присутствующие получают памятки для родителей:

Памятка №1.

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка.

Папы и мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка-школьника составляет 40% от принятой нормы, а ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов. Чтобы зарядка стала для Вашего ребенка необходимой привычкой, необходимо:

• Приучать ребенка к гимнастике с 2—3 лет.

• Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства.

• Превращать утреннюю зарядку в праздник.

• Включать веселую и ритмичную музыку.

• Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

• Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

• Выполнять зарядку в течение 10-20 минут, включая в комплекс 8-10 упражнений.

• Менять упражнения, если они наскучили ребенку и использовать новые комплексы.

Памятка №2.

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий.

• Физкультминутка проводится каждые 25-30 минут выполнения домашних заданий.

• Общая продолжительность физкультминутки не более 3 минут.

• Если ребенок выполнял письменное задание, необходимо выполнить упражнения для рук: сжимание и разжимание пальцев, потряхивание кистями и т. д.

• Полезны задания с эмоциональной нагрузкой для снятия напряжения, например:

«Моем руки» — энергичное потирание ладошкой о ладошку.

«Моем окна» — попеременное, активное протирание воображаемого окна.

«Ловим бабочку» — ловить и выпускать «бабочку», сжимая и разжимая ладошку.

• После длительного сидения делаются потягивания, приседания, повороты туловища.

• Если ваш ребенок мало двигается, необходим ваш личный пример.

• В доме должен быть спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч, гантели и т. д.

• Делайте все упражнения вместе с ребенком!

Памятка №3.

Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления:

И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5—6 раз.

И.П. — сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.

И.П. — сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4—5 раз.

И.П. — сидя, посмотреть прямо перед собой 2-3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15—20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку.

И.П. — сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5-6 раз.

«Рисование картины». Найти в комнате какой-нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.

Рефлексия:

Кто мог бы рассказать о режиме дня Вашего ребенка?

Как Вы организуете отдых своего ребенка в выходные дни?

Считаете ли Вы, что наши собрания эффективно сказываются на воспитании детей?

Что полезного сегодня было для Вас?

Какими мыслями Вы хотели бы поделиться с нашим коллективом?

Заключение.

Основы взаимодействия педагогов с родителями сформулированы В.А.Сухомлинским: “Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если дальше так будет продолжаться”, — и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, тетради, дневнике, — все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те или иные проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Случается, что папы и мамы, если их дети слабо учатся, не желают ходить на собрания, не хотят лишний раз выслушивать замечания учителя и его нелестные отзывы об успеваемости их детей.

Поэтому родительские собрания нужно проводить так, чтобы родители сами наглядно видели, как учится и чем живет их ребенок, каковы причины его трудностей в обучении, поведении, общении.

Родители остро нуждаются в педагогическом просвещении. На родительском собрании рассматриваются теоретические проблемные вопросы, решаются педагогические ситуации, применимые к данному классу, предлагаются анкеты и тесты для родителей, оглашаются результаты анкет и тестов для учащихся, даются советы родителям в виде памятки. При этом и педагог, и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежит терпимость по отношению друг к другу. Только при таком сотрудничестве возможно создание условий для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.






See also:
Яндекс.Метрика