Разработка рабочей программы к урокам изобразительного искусства с формированием УУД по


Поурочное планирование

к учебнику «Изобразительное искусство» авторов Т. Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой

2 класс

1 ч в неделю, всего 34 ч

№ п/п

Дата

Тип урока

Тема урока ИЗО.

Раздел программыВиды изобразительнойдеятельности: материалы

Темы беседы и творческой работыУчебно-наглядное пособие

Цели формирования умений

(УУД)

Использование цифрового и учебного оборудования

Краски родной земли

1

Урок-сочинение

Лето в произведениях художников

Основы художественного изображенияРисование по памяти: акварель, гуашь, кисти

Лето в произведениях художниковУ., с. 6—8Нарисуй композицию «Мой отдых летом»Т., с. 4—5

1. Развивать у детей образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и произведений искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных приемов композиции.

3. Развивать ассоциативное цветоощущение у детей, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветом художественного изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: в создании своего замысла применять композиционные приемы.

Проектор, мультимедийная презентация

2

 Урок-образ

Многоцветие земли в произведениях живописцев

Основы художественного изображенияРисование с натуры и по памяти: акварель, кисти

Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцевУ., с. 9 — 13Нарисуй, какой ты видишьземлю своего города, села, поселка осеньюТ., с. 6—7

1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев.

3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы в пейзаже.

Проектор, мультимедийная презентация

3

Урок-экспе-римент

Палитра и форма сокровищ земли.

Народный орнамент РоссииДекоративная композиция по мотивам узоров народных головных уборов: акварель, кистиПодготовка к урокам художественного труда

Подивись палитре и форме сокровищ земли. «Шитый жемчугом, камнями, самоцветами…»У., с. 14—15Укрась женские праздничные головные уборы драгоценными самоцветамиТ., с. 8—9

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.

2. Способствовать формированию у младших школьников основ эстетической культуры, используя образы музыкально-поэтического и устного фольклора, в которых русский народный костюм  —  неотъемлемая часть образов сказочных персонажей.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать оттенки теплых и холодных цветов, находить гармоническое их сочетание в декоративной композиции.

На уроке следует обращаться к художественно-дидактическим таблицам  —  цветовой круг, цветовой контраст (теплые и холодные цвета),  —  помещенным в учебнике.

К уроку дополнительно необходимы произведения, раскрывающие женские образы в живописи (И. Аргунов. «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; М. Врубель. «Царевна-лебедь») и народном искусстве (лаковая миниатюра Федоскина, Палеха, Холуя, Мстеры).

4

Урок-повтор и вариация

В мастерской мастера-гончара.

Орнамент в искусстве народов мираДекоративная композиция по мотивам росписи балхарской и греческой керамики: гуашь, кистиПодготовка к урокам художественного труда

Узнай тайну рождения древних сосудовУ., с. 16—17Повтори белой гуашью узоры балхарских мастеров. Нанеси узоры на кувшин для воды. Распиши силуэт вазы по мотивам греческого орнаментаТ., с. 10—11

1. В эмоционально-игровой форме дать второклассникам представление о связи творчества народного мастера с природой, об общности гончарного искусства мастеров народов мира.

2. Углубить эстетическое восприятие учащимися знаков-символов природных стихий: земля (плодородие), вода, солнце.

3. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов орнамента в композиции узора, связанного с силуэтом художественного сосуда.

К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана.

К уроку необходимо дополнительно подобрать фотографии или репродукции с изображением керамических сосудов Древней Греции и Дагестана.

5

Урок-образ

Природные и рукотворные формы в натюрмор-те.

Основы художественного изображенияРисование с натуры натюрморта: простой или цветные карандаши, фломастеры, тушь, акварель, гуашь, кисти (по выбору)

Узнай, как любуются формой живописцы и графики. Природные и рукотворные формы в натюрмортеУ., с. 18—19Составь натюрморт из понравившихся сосудовТ., с. 12Нарисуй с натуры натюрморт из двух или трех предметовТ., с. 13

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, восприятие природы и искусства, а также совершенствовать навыки восприятия языка живописного и графического произведения: цвет, линия, форма, фактура, композиция.

2. Формировать у учащихся умение представить (моделировать), распознать геометрические формы в природных формах и художественных вещах, созданных человеком.

3. Углублять у детей представление о натюрморте, способность видеть красоту предмета и предметного мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки: построение композиции натюрморта из двух-трех предметов и расположение их ближе или дальше.

К уроку дополнительно необходимо подобрать репродукции натюрмортов: И. Машков. «Синие сливы»; П. Кончаловский. «Клубника»; К. Петров-Водкин. «Натюрморт»; В. Стожаров. «Хлеб, соль, братина».

6

Урок-образ

Красота родной

земли в произведе-ниях графиков.

Основы художественного изображенияРисование с натуры: карандаш, тушь, перо, фломастер (по выбору)

У., с. 20—21Упражнение-экспериментс графическими материаламиТ., с. 14Нарисуй с натуры крупные цветыс листьямиТ., с. 15

1. Развивать образное мышление у второклассников, а также восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

2. Углублять у учащихся восприятие языка графики.

3. Формировать у них художественно-графические умения в передаче выразительности графической композиции (линия, штрих, пятно, ритм).

Проектор, мультимедийная презентация

7

Урок-сочинение на за-дан-ную тему

Осень — пора цветовых контрастов.

Основы художественного изображенияРисование по представлению: акварель, гуашь, кисти, мозаика из цветной бумаги, ножницы, клей

Экспериментируй с палитрой осенних цветовых контрастовУ., с. 22—25Рисование праздничного столас красивыми фруктами и овощами контрастных цветовТ., с. 16—17

1. Развивать у учащихся цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и картине.

2. Дать второклассникам элементарные представления о цветовом круге (6 цветов) и цветовом контрасте  —  пары дополнительных цветов.

3. Развивать у детей потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи настроения (праздника).

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: использовать цветовой контраст в тематической композиции как одно из главных выразительных средств.

Проектор, мультимедийная презентация

8

Урок-повтор и импровизация

Секреты филимоновских узоров.

Народный орнамент РоссииПовтор и импровизация по мотивам филимоновской игрушки. Декоративная композиция «Хозяйство деда Филимона»: гуашь, акварель, кисти, небольшие листы в форме прямоугольника, круга, квадрата, клей, ножницыПодготовка к урокам художественного труда

В мастерской мастера-игрушечника. Узнай секрет филимоновских узоровУ., с. 26—27Повтори за мастером элементы филимоновских узоровТ., с. 18Сочини декоративную композицию «Хозяйство деда Филимона»Т., с. 19

1. Способствовать эмоционально-ценностному восприятию второклассниками образа глиняной народной игрушки, помогая им почувствовать своеобразие связей народной пластики с действительностью, неразрывность народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

2. Развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).

3. Углублять представление детей о цветовом контрасте в народном искусстве и в живописи.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции.

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов.

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии, репродукции глиняной игрушки (филимоновской и каргопольской). По возможности принести на урок произведения мастеров этих художественных промыслов.

Секреты цветов радуги

9

Урок-повтор и вариа-ция

Красный-прекрасный

Орнамент в искусстве народов мираДекоративная композиция: цветные карандаши, фломастерыПодготовка к урокам художественного труда

Узнай, почему цвет красный называют прекраснымУ., с. 28—30Повтори за мастером знаки-символы природных стихийТ., с. 20Считая клеточки, нарисуй красную птицу-павуТ., с. 21

1. Развивать у второклассников образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства.

2. Создавать благоприятные условия для эстетического восприятия учащимися красного цвета (в сочетании с другими цветами) в разных видах изображений, в искусстве народов мира.

3. Развивать у детей ассоциативное мышление и воображение, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: передавать ритм элементов, располагать элементы декоративной композиции, учитывая соотношение их с изображением.

Проектор, мультимедийная презентация

10

Урок-образ

Оттенки красного цвета.

Основы художественного изображенияРисование с натурыРисование по памяти: белая гуашь, мелок или пастель, черная гуашь, тушь, перо, кисти

Необычные превращения красного цвета в живописиУ., с. 31—33Экспериментируй: найди оттенки красного цвета в декоративном натюрмортеТ., с. 22Нарисуй красивый натюрморт с натурыТ., с. 23

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в картине.

2. Познакомить второклассников с цветовым кругом из 12 цветов, выработать у них умение называть все оттенки цветового круга.

3. Развивать у учащихся наблюдательность: видение и различие цвета в изображении с натуры, а также эмоциональную восприимчивость цвета.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов в рисовании натюрморта с натуры.

Проектор, мультимедийная презентация

11

Урок-образ

Создание образа с помощью белого и черного цветов.

Основы художественного изображенияРисование по памяти: белая гуашь, мелок или пастель, черная гуашь, тушь, перо, кисть

Узнай, как белый и черный цвета создают образ. Нарисуй с натуры хрустальную или стеклянную вазу. Изобрази любимое домашнее животное

1. Развивать у учащихся образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства. Раскрыть значение белого и черного цветов в природе и искусстве.

2. Формировать у детей умение воспринимать художественную форму изделий из стекла. Показать уникальность творческого процесса создания изделий из стекла и хрусталя.

3. Обращать внимание учащихся на значение таких средств художественной выразительности, как статичная, симметричная композиция в формировании образа вещи из стекла и фарфора.

4. Формировать у второклассников художественно-графические навыки при изображении симметричной формы предметов, а также умения применить пятно, линию, белую оживку при рисовании домашних животных.

К уроку дополнительно необходимы фотографии и реальные предметы из стекла и фарфора.

12

Урок-повтор и вариация

В мастерской художников Гжели.

Народный орнамент РоссииПовтор и вариации по мотивам гжельской росписи: синяя гуашь, кистиПодготовка к урокам художественного труда

Узнай секрет рождения синей розыУ., с. 40—43Повтори за мастером волшебный гжельский мазокТ., с. 26Укрась гжельский чайник и сахарницуТ., с. 27

Дать второклассникам представление о художественных народных традициях керамического искусства Гжели, о высоком художественном уровне гжельских изделий на всем протяжении многовековой истории.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Познакомить учащихся с секретом технического приема — гжельского мазка с тенями.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения кистевой росписи, композиционного навыка — сочетать изображение узора с поверхностью украшаемого предмета.

К уроку необходимо подобрать репродукции и образцы современных изделий Гжели.

13

Урок-образ

      В мастерской художников Гжели.

Основы художественного изображенияРисование по памяти. Рисование по представлению: синяя гуашь, кисти

Чародейка-зима в произведениях художниковУ., с. 44Повтори за мастером силуэты заснеженных деревьев и кустов. Нарисуй свои варианты композиционных схем зимнего пейзажаТ., с. 28Нарисуй картину зимнего лесаТ., с. 29

1. Формировать у учащихся способность видеть красоту реальной действительности путем наблюдения природы.

2. Развивать у детей способность наблюдать природу при отсутствии действия, сюжета, а также задерживать свое внимание на деталях, находить в них красоту, смысл, любоваться ими.

3. Создавать условия для эмоционального восприятия и переживания учащимися зимнего пейзажа.

4. Развивать потребность детей в творчестве.

5. Формировать у второклассников художественно-графические умения: рисовать кистью, передавать градации синего цвета, уметь располагать элементы пейзажной композиции.

Проектор, мультимедийная презентация

14

Урок-импровизация

      Маска, кто ты?

Орнамент в искусстве народов мираДекоративная композиция: карандаши простые и цветные, фломастеры, гуашь, акварельПодготовка к урокам художественного труда: цветные лоскутки, фольга, фантики, кусочки цветной бумаги, ножницы, клей

Маска, ты кто?У., с. 47—49Учись видеть и рисовать разные выражения лица (схематические наброски). Заверши роспись масокТ., с. 30Нарисуй веселую маску для новогоднего представленияТ., с. 31

1. Дать учащимся представление о карнавальной, обрядовой маске, существующей в пределах народной культуры в разных странах. Помочь им ощутить, что это особого рода игры в прятки с человеческой индивидуальностью.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Показать учащимся с помощью линейного рисунка, как разное выражение одного лица зависит от положения линии губ и бровей, выражения глаз.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче пропорций и выражения лица.

К уроку дополнительно необходимо иметь готовые маски и художественно-дидактическую таблицу «Пропорции лица» (У., с. 49).

15

Урок-образ

Цвета радуги в новогоднем натюрморте.

Основы художественного изображенияРисование по представлению. Рисование с натуры: акварель, гуашь, кисти, цветные мелки или пастель

Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Экспериментируй: передай цветом радость зимнего праздникаУ., с. 50—52Заверши в цвете новогодний натюрмортТ., с. 31Рисуя с натуры, заполни лист новогодними цветными шарамиТ., с. 33

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять их представление об изобразительных и выразительных возможностях цвета в природе и искусстве.

2. Углублять представления второклассников о цветовом круге (12 цветов) и цветовом контрасте, холодных и теплых цветах.

3. Развивать потребность детей в творчестве и эмоциональное восприятие ими цвета как способа передачи настроения (праздника), эмоций.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче формы и цвета предметов, в расположении и соотношении ближних и дальних предметов при рисовании по представлению и с натуры.

К уроку дополнительно необходимы елочные украшения (шары, сосульки, фонарики).

16

 Урок-образ

Русь белокамен-ная.

Основы художественного изображенияРисование по представлению: фломастеры, гуашь, акварель, кистиИспользование вырезанок храмов, выполненных на уроках художественного труда: силуэты

Знакомься с мастерством русских зодчихУ., с. 53—56Учись читать композиционные схемы храмов на РусиУ., с. 56Нарисуй белокаменный храм, подивись стройности и красоте его пропорцийТ., с. 35

1. Познакомить учащихся с древнерусской архитектурой на примере одноглавого и пятиглавого храмов Владимиро-Суздальской земли и Троице-Сергиевой лавры.

2. Развивать потребность детей в творчестве.

3. Ввести в активный словарь учащихся термины: архитектура, храм (церковь), купол, барабан, глава, основная часть и нижнее основание храма.

4. Формировать у второклассников художественно-графические умения в передаче образа архитектурного сооружения (симметрия, ритм, пропорции, значение вертикали).

К уроку дополнительно необходимо подобрать фотографии русских храмов-памятников архитектуры. Использовать вырезанки храмов мастера А. Воробьева, рисунки Т. Мавриной (из учебника).

Цвета радости и печали

17

Урок-сочинение на заданную тему

Какого цвета снег?

Основы художественного изображенияРисование по памяти. Рисование по представлению: акварель, белая гуашь, кисти

Какого цвета снегЗимние пейзажи в произведениях художниковУ., с. 58—61Экспериментируй: измени яркий цвет белиламиТ., с. 36Нарисуй зиму такой, какой она тебе больше нравитсяТ., с. 37

1. Развивать у детей цветовое видение. Углублять у них представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета при смешении его с другими в изображении зимнего пейзажа.

2. Развивать у второклассников потребность в творчестве и эмоциональное восприятие цвета как средства передачи своего отношения к изображению.

3. Формировать у учащихся художественно-графические умения: составлять нежные оттенки цвета с помощью белил; свободно размещать главные элементы композиции пейзажа (место для неба, снежного покрова, леса, деревьев).

Проектор, мультимедийная презентация

18

Урок-сочинение на заданную тему

Зимние забавы.

Основы художественного изображенияРисование по памяти. Рисование по представлению: аппликативный материал

Завершение темы предыдущего урокаУ., с. 62—63Рисование схематических фигурок в движенииИзобрази в зимней картине фигурки ребятТ., с. 36—37

К уроку дополнительно потребуются рисунки А.Дайнеки.

19

Урок-вариация и импровизация

Искусство украшения изразцами русских храмов и печей.

Народный орнамент РоссииДекоративная композиция по мотивам русских изразцов: акварель, белая гуашь, кистиПодготовка к урокам художественного труда

Узнай об искусстве украшения изразцами русских храмов и печейУ., с. 64—67Заверши старинный изразецТ., с. 38Нарисуй муравленый изразец с понравившимся тебе сюжетом или орнаментомТ., с. 39А. 1. ПриложениеУ., с. 66—67



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика