Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы Разговор


Методическая разработка

реализации первой части программы

«Разговор о правильном питании»

Автор: Усова Елена Валерьевна

Учитель начальных классов.

Стаж работы в программе 6 лет.

Адрес: Нижегородская обл.,

Павловский р-он, р. п. Тумботино

Тел. 6-89-01

г. Павлово, 2013 г.

Автор (ФИО)

Усова Елена Валерьевна, учитель начальных классов

Название конкурсной работы

«Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты»

Школа

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 р. п. Тумботино

Адрес

606131 Нижегородская обл., Павловский р-он, р. п. Тумботино, ул. Маяковского, д. 49

Возраст учащихся

7 – 8 лет

Используемая часть программы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания»

«Разговор о правильном питании»

Введение.

За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Но будущее страны – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания. Осознавая важность данного вопроса, мы обязаны разработать разнообразные, доступные формы работы с детьми, привлекая активно родителей к обучению правилам и принципам правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья детей. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» – семья, школа, представители учреждений дополнительного образования…

Многие родители обеспокоены тем, что если в детском саду питание было организовано и больших проблем не было, то, как только их малыш пошел в школу, этот вопрос особенно стал их волновать.

Многие на своём опыте, когда были школьниками, ощущали эту проблему на себе или знают на своих старших детях, как питается школьник.

Витамины, содержащие в продуктах нужны человеку постоянно, ведь организм человека не способен запастись ими впрок, на длительное время, в полном объёме. Каждый человек, и особенно ребёнок, должен получать их регулярно. Ведь недостаточное потребление витаминов в детском возрасте ухудшает физическое развитие, замедляет рост, препятствует формированию здорового организма. Дети, которые плохо питаются, раздражительны, им трудно сосредоточиться, они хуже успевают в школе. Если ребёнок питается – утром чай, в обед — бутерброд, а вечером, на ужин он, утомленный покушает даже полноценно, всё равно его физическое состояние ухудшается. У него снижается успеваемость, он часто болеет. Поэтому, после анализа анкет, я увидела, какие темы наиболее волнует родителей. Моей целью было, как можно активнее привлечь родителей к осуществлению данной программы.

Поэтому одной из важных форм реализации данной программы я считаю взаимодействие с семьёй, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни. Ведь только эти, в основном, две социальные структуры — семья и школа — определяют и влияют на уровень здоровья детей.

В этой связи нужно определить условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в воспитании детей с учётом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей по вопросам здорового образа жизни. Педагоги — не только воспитатели детей, но и партнёры родителей по их воспитанию.

Понимая важность правильного, сбалансированного питания в жизни ребёнка, я определила основное направление в работе по данному вопросу — это совместная деятельность семьи и школы, это содружество и творчество по вопросу реализации программы «Разговор о правильном питании», по воспитанию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть в сухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе. (Приложение 1)

Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведёт к ухудшению их здоровья. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта, йододефицит, избыточный вес.

Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.

Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей младшего школьного возраста, но и у их родителей (Приложение 2).

В увлекательной игровой форме дети должны знакомиться с гигиеной питания, узнавать о полезных и вредных продуктах, о совместимости и несовместимости продуктов между собой, получать представления о правилах этикета. Культура питания – это основа здорового образа жизни.

Цель программы:

Сформировать у детей и родителей представление о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.

Задачи программы:

Сформировать у детей представления о необходимости заботы о своем здоровье.

Обогатить педагогические знания и умения родителей.

Согласовывать точки зрения педагогов и родителей по вопросам рационального и правильного питания детей.

Поиски наиболее эффективных форм совместной деятельности семьи и школы по воспитанию физически и духовно развитой личности ребёнка.

Основное направление:

Совместная работа школы и семьи по воспитанию здорового образа жизни у детей.

Преимущества программы.

В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования здорового образа жизни, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс может быть реализован в рамках учебной и внеурочной деятельности в форме: внеклассных занятий по правильному питанию; праздников; бесед; классных часов; однодневных походов в природу; родительских собраний, круглых столов, семинаров; в рамках проектной деятельности; конкурсов рисунков, фотографий и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни; выпуска газет, информационных буклетов.

Работая по первой части программы “Разговор о правильном питании” родители и дети получают информацию, знания об основных правилах питания. Полноценное и здоровое питание подразумевает включение в рацион всех видов продуктов. Для человека, особенно растущего, в равной степени важны и углеводы, и жиры, и белки, и витамины. В повседневной жизни очень часто нарушается баланс между основными группами питательных веществ. Поэтому, работая по программе, нужно научить детей и родителей правильно подходить к выбору продуктов для ежедневного меню: приготовленные блюда должны быть традиционны и сбалансированы по содержанию групп питательных веществ и витаминов.

Данная разработка предполагает активное сотрудничество детей, родителей, педагогов. Основная задача педагога – наполнить повседневную жизнь класса интересными делами, идеями, включить каждого ребёнка (а по возможности и родителя) в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя проведение занятия, педагог совместно с родителями развивает у каждого ребёнка стремление инициативы и творчества. Эта разработка даёт возможность увидеть каждого родителя (чаще – маму) в роли активного соучастника в реализации данной программы и позволяет показать их творческие способности и возможности. Ведь современная начальная школа – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально — практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Именно проведение занятий по реализации программы «Разговор о правильном питании» даёт такую возможность. Эмоциональная отзывчивость, потребность в познании и творчество ребёнка активно развивается в процессе совместного проведения вместе со своими родителями занятия по программе.

Данная программа оснащена богатым информационным материалом: «Где найти витамины весной?», «Овощи, ягоды и фрукты — самые витаминные продукты», «Из чего варят каши?»… Доступная, увлекательная и интересная форма рассказа знакомит с историей появления наиболее популярных продуктов питания, об их значении и важности в здоровом образе жизни каждого человека.

Предварительная работа:

Теоретическое изучение данной программы.

Проведение родительского собрания с выступлением школьного врача о значение рационального питания в здоровье ребёнка и ознакомление с программой «Разговор о правильном питании».

Проведение анкетирования родителей по предложенной анкете данной программы с дополнением пятого вопроса: «Считаете ли вы необходимым проведение совместных мероприятий родителей и детей по данной программе, и в какой форме?»

Анализ анкет для родителей в начале года (Приложение 1).

Диагностика и анализ диагностики детей по программе (Приложение3).

Принципы взаимодействия семьи и школы.

Осознать, что только общими усилиями семьи и школы можно помочь ребёнку.

С уважением относиться к его родителям.

Помнить о том, что ребёнок – уникальная личность и поэтому недопустимо сравнивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать её. В педагогах ребёнок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь.

Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали ему жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни класса.

Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приёмов, а как искусство диалога с конкретным ребёнком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учётом предшествующего опыта ребёнка, его интересов, способностей и трудностей, которые возникли в семье и школе.

С уважением относиться к тому, что создаётся самим ребёнком (рассказ, стихотворение, лепка, рисунок и т.д.).

Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей.

Заинтересовано и, с любовью к ребёнку, взаимодействовать с родителями.

Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

Планирование занятий по реализации программы «Разговор о правильном питании».

Тема программы

Деятельность детей

Деятельность родителей

Если хочешь быть здоров

Знакомство с темами программы.

Конкурсы, соревнования.

Экскурсия в медицинский кабинет

Знакомство с програм-мой, предложения по ее конкретизации, анкети-рование родителей.

Самые полезные продукты

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»;

Экскурсия в школьную столовую

Конкурс рисунков

Выступление одной из мам, владелицы продуктовым магазином, в роли продавца

Как правильно есть

Диспут по теме;

Создание сборника правил этикета за столом,

Рисование плаката

Ведение диспута по теме (мама-домохозяйка), демонстрация элементарных правил этикета. Родители делятся своим опытом, который учащиеся могут использовать в оформлении проектов

Удивительные превращения пирожка

Игры-соревнования

День открытых дверей

Дети получают информацию о злаковых культурах, питательной ценности круп, о разных видах муки, о применении их в пище от родителей.

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Диспут

Игра «Поварята» (работа в тетрадях с наклейками);

Исполнение частушек о пользе каш,

Отгадывание загадок.

Родители-повара приводят весомые доводы о пользе каш (дискуссия). Игра-викторина «Отгадай, что за крупа?»

Плох обед, если хлеба нет

Чтение стихотворений, загадки о хлебе. Составление пословиц о хлебе из разрезного лото.

Изготовление и угощение детей хлебом из хлебопечки.

Время есть булочки

«Подбери рифму»;

Викторина «Знатоки продуктов от Буренки»

Совместное чаепитие с булочками собственного приготовления.

Пора ужинать

Игра «Что можно есть на ужин?»;

КВН «Режим питания»

По согласованию с родителями может проводиться дегустация сыров или других молочных продуктов.

На вкус и цвет товарищей нет

Работа в группах (сладкий, кислый, соленый, горький), обмен информацией;

Конкурс рисунков

Мама – медсестра или школьный фельдшер рассказывают о вкусовых рецепторах. Приносят продукты для дегустации.

Как утолить жажду

Игра «Посещение музея Воды»

Родители – экскурсоводы

Что надо есть, если хочешь стать сильнее

Экскурсия в Спортивный зал (беседа с учителем по физической культуре). Дети – спортсмены делятся впечатлениями и достижениями в спорте, о своем аппетите в дни тренировок.

Игра «Меню спортсмена».

Родители – медицинские работники или учитель по физической культуре рассказывают о своей работе и об особенностях питания спортсменов (данные берутся из методических пособий программы).

Где найти витамины весной?

Дидактическая игра «Отгадайте овощи по вкусу»

Просмотр мультфильма «Сладкая сказка».

Игра «Вершки и корешки».

Игра «Собери пословицу»

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Принимают участие в конкурсе загадок, готовят витаминные салаты.

Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты

КВН «Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты».

Создание собственных реклам овощей, ягод и фруктов.

Родители – жюри, оказывают помощь в создании рекламы.

Всякому овощу — свое время

Выставка овощей и фруктов;

Игра-эстафета «Собираем урожай»

Составление книжки «Витаминная азбука» — совместная работа с родителями.

Конкурс-соревнование «Самый оригинальный овощной салат». Конкурс семейных фотографий.

День рождения Зелибобы

(класса)

Приготовление подарков для Зелибобы (класса);

Предварительное выращивание зелени.

Игра «Доскажи словечко».

День открытых дверей. Конкурс-соревнование «Самый вкусный бутерброд (или салат)», самый витаминный напиток.

Формы работы с родителями по программе «Разговор о правильном питании».

1. Изучение семей воспитанников, сбор информации о семейных традициях.

2.Родительские собрания. Деловые игры. Рекомендации и консультации с приглашением различных специалистов по вопросам правильного питания.

3. Выставки работ в классе — детей, родителей.

4.Дни открытых дверей.

5.Совместные занятия для детей и родителей.

6.Экскурсии.

7.Организация совместных дел.

8. Изготовление пособий, мягких игрушек.

9.Изготовление поделок полезных продуктов из бросового материала.

10.Совместные праздники, развлечения, КВН.

11. Посещение ребёнка на дому.

12. Анкетирование, тесты.

13.Изучение работ ребёнка, рисунков «Полезные продукты» и беседы с родителями.

14. Наглядная информация. Консультации. Встречи со специалистами по вопросам правильного питания.

15. Выпуск газет в классе, оформление информационного уголка.

16. Выступления родителей о своей работе, организации, хобби и своих увлечениях.

17. Организация мини-библиотеки для родителей с подбором педагогических рекомендаций по правильному питанию.

18. Выращивание зелени на подоконнике.

19. Оснащение и озеленение уголков природы, игровых площадок и благоустройство территории школы

20. Фотовыставка совместной деятельности детей и родителей.

21. Организация и выполнение с помощью родителей альбомов по различным темам.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика