Рабочие программы по УМК Гармония 3 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы « Природа и художник . 1-4 классы » ( Природа и художник. 3 кл.: книга для учителя / Т. А. Копцева – М.: Дрофа, 2010.).

Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ — 30; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.

Основные задачи курса изобразительного искусства в 3 классе сводятся к следующему:

•  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•  способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Рабочая программа составлена в соответствии с Обязательным минимумом содержания начального образования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик — зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик — художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

Основными разделами программы являются: «Рисование с натуры (рисунок, живопись)», «Рисование на темы», «Декоративная работа», «Лепка», «Аппликация», «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас».

Основные темы бесед:

виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

наша Родина – Россия – в произведениях изобразительного искусства;

Москва в изобразительном искусстве;

старинные города России в творчестве художников;

тема материнской любви и нежности в творчестве художников;

красота родной природы в творчестве русских художников («Порыв ветра, звук дождя, плеск воды и кисть художника», «Облака на рисунках и в живописи», «Красота моря в произведениях художников»);

действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

красота народного декоративно-прикладного искусства, выразительные средства декоративно-прикладного искусства; охрана исторических памятников народного искусства; орнаменты народов России;

музеи России.

  Преобладающие виды работы:

рисование по образцу

рисование с натуры

бумагопластика

лепка

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты. В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность

эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА

Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .

К концу обучения в начальной школе у младших школьников формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; известных центрах народных художественных ремесел России. Формируются умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности. Полученные знания и умения учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценке произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения изобразительного искусства ученик 3 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

•  о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

•  основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

•  известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

  уметь

различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);

использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

КОНТРОЛЬ за уровнем обучения учащихся 3 класса 

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

Активность участия.

Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

Самостоятельность.

Оригинальность суждений.

  Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:

•  Викторины

•  Кроссворды

•  Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

•  Тестирование

Календарно – тематический план.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Плановые

сроки прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

1.

И снова осень к нам пришла! – 9 ч

Вводный урок. Инструктаж по технике безопасности. Рисование на тему: «Прощаемся с теплым летом».

2.

Красота цвета. Колорит. Основные и составные цвета.

3.

Красота цвета. Колорит. Теплые и холодные цвета.

4.

Симметрия. Осенний лист сложной формы. Бабочка.

5.

Рисование с натуры: «Ветка березы (дуба, рябины)».

6.

Декоративное рисование: «Русская матрешка в осеннем уборе».

7.

Рисование с натуры: «Дары осеннего сада и огорода (ветка яблони)».

8.

Рисуем цветы одуванчика.

9.

Рисуем цветы первоцвета. Итоговый урок.

10.

В мире сказок. – 7 ч

Беседа «Сказка в произведениях русских художников».

11.

Иллюстрирование

«Сказки о царе Салтане»

А. С. Пушкина (карандаш, гуашь)

12.

Иллюстрирование сказки «Снегурочка».

13.

Иллюстрирование сказки по выбору учащихся.

14.

Рисование с натуры игрушки (сказочного персонажа).

15.

Рисование на тему: «В сказочном подводном царстве».

16.

Декоративная работа: «Готовим наряд для сказочной елки».

17.

Труд и отдых людей зимой и весной. – 7 ч

Рисование на тему

«Труд людей зимой и весной» (карандаш, акварель).

18.

Рисование по памяти и представлению зимующих птиц (снегирь, воробей, синица, голубь).

19.

Рисование по памяти и представлению домашних и диких животных (заяц, собака).

20.

Рисование с натуры орудий труда человека. Метод сравнения пропорций. Автомобиль.

21.

Декоративное рисование «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке».

22.

Иллюстрирование заклички «На качелях». Цвет и оттенки цвета.

23.

Пейзаж. Холодные и теплые цвета. Раскрашивание.

24.

«В каждом рисунке – солнце!» — 11 ч

Беседа «Весна в произведениях русских художников». Ветка вербы.

25.

Декоративная работа. Узоры Полхово-Майдана.

26.

Рисование с натуры «Ветка вербы».

27.

Рисование с натуры распускающейся ветки.

28.

Декоративная работа. Орнамент в круге.

29.

Декоративная работа. Орнамент в круге.

30.

Декоративная работа. Орнамент в круге.

31.

Декоративная работа. Узор из яблок, веток, листьев в квадрате.

32.

Декоративная работа. Узор из яблок, веток, листьев в квадрате.

33.

Рисование на тему: «Пусть всегда будет солнце!» Итоговый урок.

34.

Подведение итогов работы за год. Оформление выставки детских работ.

Перечень учебно-методического обеспечения

для учителя:

1. Т.А. Копцева. Программно-методические материалы: Изобразительное искусство в начальной школе. – 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2010. – 224 с.

2. Т. А. Копцева Природа и художник. 3 кл.: книга для учителя. – М.: Дрофа, 2010. – 159 с.

для ученика:

1.Т. А. Копцева. Природа и художник. 3 кл. – М.: Дрофа, 2010. – 111 с.

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

Хохлома

Гжель

Урало-сибирская роспись

Полхов-Майдан

Мезенская роспись

Дымковская игрушка

Жостово

Введение в цветоведение. 16 штук

Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

 

-образовательные Интернет-ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru

Портал «Российское образование» http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru

Рассмотрено.

Протокол №1

от «__» августа 2012 года

Руководитель учебно-

воспитательного центра

__________________

Л.Г. Щербакова



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика