Роль учителя в организации учебной деятельности младшего школьника


Роль учителя в организации учебной деятельности младшего школьника

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения,которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне,но и будничные шаги по изучению предметов.Занимательность условного мира игры делает эмоционально окрашеной монотонную деятельность по запоминанию ,повторению,закреплению или усвоению информации,а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.

Другой положительной стороной игры является то,что она способствует использованию знаний в новой ситцации,т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику,вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра-это вид деятельности в условиях ситуаций направленных на воссоздание и усвоение общественного орыта ,в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции: развлекательная,коммуникативная,игротерапевтическая,диагностическая,коррекционная,межнациональные коммуникации,социализация. (по Шмакову.)

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника иформацией. Во всём мире и в России в частности ,неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.Телевидение,ра-

дио,компьютерные сети в последнее время обрушивают на учеников огромный объм информации.Одной из форм обучения ,развивающей подобные умения,является дидактическая игра,способствующая практическому использованию знаний,полученных на уроке.

Дидактическая игра-одно из средств воспитания умственной активности учащихся.

Структура дидактитечской игры:

-дидактическая задача(определяется целью обучения или воспитания);

-игровые действия (основа игры ,различные по направленности);

-правила игры (требования к выполнению);

-результат (ожидаемые результаты).

На своих уроках я также использую дидактические игры. Сегодня я расскажу о некоторых из них.

Так на уроке русского языка при изучении темы: «Повторение состава слова»,я использую дидактическую игру «Убери лишний вагон».

ЗАБЕГ,ЗАЛИВ,ЗАКОН,ЗАПУСК.

-Какое лишнее слово?

-Почему? (закон)

На уроке литературного чтения часто использую игру Щурковой «Театр экспромт».

На уроке математики,работая по программе «Школа 2100»,очень много игр в самом учебнике.Например игра с построением геометрических фигур без отрыва руки,игра «Переставь 2 спички ,чтобы равенство стало верым.

На уроке окружающий мир-игра «Работа в парах.Обсудите ситуацию».

(На перемене Катя выбирала книгу.Раздались три звонка.Катя испуганно выбежала из библиотеки,которая была на первом этаже,и ромчалась на 3 этаж в ской класс.

-А как бы вы действовали на её месте?

При использовании различных форм работы,проведении нестандартных заданий,

Использование вместо сложных определений, которые трудно выучить, стихов

раскрывающих данные понятия,можно было заметить,что уч-ся проявляли большую активность,начинали работать и те ученики,которые обычно пассивны на уроках.

Большее оживление наступало тогда,когда на уроках присутствовали дид.игры.

Во время проведения игр уч-ся работали с удовольствием.На уроках,в содержание которых входило такое ср.-во обучения,как дид.игра,повышалась активность и инте-

рес к уроку.

Наблюдая за деятельностью ребят на уроках без дид.игр,и уроков с использованием

игр,можно сделать вывод о том,что более продуктивным является тот урок,на котором присутствовали игры.Это видно на графике:

Без применения игр:

-не очень понравился урок – 68%

-не понравился – 12%

-понравился – 21%

С применением дид.игры:

-не очень понравился урок – 17%

-не понравился –

-понравился – 83%

Таким образом,из наблюдений видно,необходимо пользоваться средствами стиму-

лирования деятельности уч-ся на уроках,в состав которых входит и дид.игра.

И использовать их надо систематически.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский считал,что в игре «формируются все

стороны души человеческой,его ум,его сердце и его воля; и если говорят,что игры

предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка,то это верно в двояком

смысле, не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила

его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и

наклонностей,а следовательно,и на его будущую судьбу».






See also:
Яндекс.Метрика