Роль традиционной культуры в формировании нравственного сознания детей


Кривова Л.В., Руденко Ю.Л.

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕНОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ

Нравственное сознание – это важнейший элемент внутренней культуры человека, который внешне выражается через соблюдение моральных правил поведения.

В основе всех духовных течений заложены единые общечеловеческие нравственные ценности, такие как внутренняя чистота, честность, искренность, целомудрие, щедрость, сострадание (эмпатия), доблесть, способность защищать слабого, любовь к ближнему и др. В форме моральных правил они известны как Десять Заповедей Нагорной Проповеди Иисуса Христа. В условиях светского образования государственной школы и современной жизни с её напряжённым ритмом, разговор с детьми о соблюдении моральных и нравственных норм целесообразно начинать с единого правила «не делай другому человеку того. чего не хочешь, чтобы сделали тебе».

Возрождение традиционных ремёсел, приобщение к традиционным культурным и нравственным ценностям способно противостоять негативным проявлениям современной жизни.

Наш педагогический опыт показывает, что благоприятным путём нравственного воспитания через приобщение к корням, генетической памяти являются занятия по изготовлению традиционной тряпичной куклы. Кукла аккумулирует в себе основные женские рукоделия: шитьё, вышивание, ткачество, плетение, а также знания о традиционном костюме, обрядах, праздниках, которые сопровождаются музыкой и пением. Удивительна схожесть кукол у разных народов не только по происхождению и способу изготовления, но и по общечеловеческим идеям и ценностям.

По смысловой нагрузке куклы бывают обрядовые. обереговые и игровые, причём игровая кукла произошла от обрядовой и обереговой. Знание обрядов, оберегов всегда несёт нравственную нагрузку: забота о здоровье, благополучии семьи, об урожае, о рождении потомства, защита от злых сил.

Рассмотрим, какие качества традиционной тряпичной куклы помогут нам в формировании нравственного сознания. Во-первых, это традиционная одежда, которая закрывает все части тела (длинный сарафан, длинные рукава рубахи) – целомудренное отношение к телу. В любом костюме обязательной и очень важной деталью является пояс, который, являясь оберегом, разделяет верхнюю и нижнюю части тела. Нижняя часть – приземлённая (техническое обеспечение жизнедеятельности организма), а верхняя часть – духовная составляющая – дух, сознание, любовь, вера. Есть такое выражение: «человек распоясался», то есть потерял контроль над собой, нарушает этические нормы поведения. На занятиях у нас существует правило – «внимание ниже пояса не опускать».

Современных детей поначалу шокируют полногрудые куклы. Когда они узнают, что грудь – это не секс-символ, а символ материнства, многодетности, плодородия, всё становится на свои места. Приходит понимание того, что «грудастая девка» является ярким примером материнского начала, образом рождающей и кормящей матери-земли.

Дети любят играть, и поэтому создание кукол является естественным ходом к продуктивному общению педагога с детьми. В процессе такого общения приходит понимание значения семьи, понимание того, что семья должна быть многодетной, семья – это как минимум три поколения, живущих в одном доме. И пусть на сегодняшний день это не так (многие дети живут в неполной семье или являются единственным ребёнком), в процессе игры у них формируется представление о правильной модели семьи. Дети проигрывают разные жизненные ситуации, пробуют себя в разных ролях, усваивают в чём заключаются материнские, отцовские и детские обязанности. В нашей практике был случай небрежного обращения с куклой, сделанной своими руками. Пришлось прибегнуть к «лишению родительских прав». На следующем занятии ребёнок, осознав значение содеянного, получил свою куклу обратно. Изготовление кукол, кукольной семьи, проигрывание различных жизненных ситуаций является элементом куклотерапии.

На занятиях с детьми обсуждаются самые разные семейные проблемы, им рассказывается о том, что в крестьянских семьях воспитанием детей занимались главным образом старики, которые являются хранителями традиций рода. Семья является сложной системой, в которой каждый член имеет свои обязанности и от поведения каждого зависит устойчивость всей семьи.

Участие детей в семейном трудовом процессе начиналось с пяти лет. Дети приобщались к домашнему хозяйству, перенимали у старших трудовые умения и навыки. Вносили свою лепту в общее дело. Иным было и распределение результатов труда. Лучший кусок отдавался кормильцу – отцу семейства. Далее – выделялась доля старикам, и только в последнюю очередь кусок доставался детям. Конечно, детей баловали пряниками, сладостями, орехами, но преимущественно по праздникам.

Современные тенденции воспитания, исходящие из принципа «всё лучшее – детям» идут вразрез с традиционным воспитанием.

Одним из важных элементов этнопедагогики является бережное отношение к результатам труда. Лоскутки, из которых создаются куклы – это или обрезки ткани, бережно собранные в мешочек и хранящиеся в сундуке, или оставшиеся целыми части изношенной вещи, которые также использовались для ткачества половиков и других хозяйственных нужд. Бездумно ничего не выбрасывалось, а только после многократного использования. И, в конце концов, то что из природы взято, возвращалось обратно в природу. Это то, что мы сейчас называем «экологическим мышлением». Вообще – экология – это нравственное отношение к природе. Экология начала разрушаться, когда к природе стали относиться потребительски, когда был провозглашен губительный лозунг: «мы не можем ждать милости от природы – взять их от неё – наша задача».

В процессе работы с лоскутками материи из натуральных волокон, у детей появляется уважение к природным материалам и умение тактильно, на ощупь определять качество и состав материала.

Созданным своими руками куклам даются ласковые, исконные имена: Маняша, Дуняша, Любушка. Благозвучны также и названия разных видов кукол – кувадка, многоручка, пеленашка, столбушка.

Наш опыт работы показал, что оправдано сочетание ткачества, то есть создание полотна – плоскостного элемента — из ниток или тесёмок – линейного элемента с созданием куклы – объемного объекта. Здесь прослеживается и осознаётся длинная технологическая цепочка – что из чего состоит. При этом появляется возможность для создания кукольного образа не только подбирать лоскутки из числа имеющихся, но и создавать новые – нужного цвета, нужного размера, нужной формы. Такое сочетание расширяет горизонты творчества, созидания, создания куклы для себя или для подарка близким, созидания своей личности. Иногда для раскрытия задуманной темы целесообразно сочетание тряпичной куклы с техникой росписи ткани.

Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся… Поэтому надо говорить, говорить, не требуя сиюминутного результата. А тогда и отзовётся.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

«Семья на прогулке» – ткачество на ткацком станке, техника «закад

под полотно», ниточные куклы – мартинички.

«Белые кораблики и Алые паруса» — ткачество на ткацком станке, кукла на основе кувадки.

«Масленица» — куклы- столбушки, ткачество на картонке и на берде с использованием прутьев берёзы.

«На сенокосе» — узловая кукла, ткачество на берде.

Вепская кукла – грудастая девка.

«Дуняша» — вятская жгутиковая кукла.

«И надёжа и опора» — столбушки.

«Праздничный салют 27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда» — куклы-столбушки, свободная роспись по вискозному шелку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Комарова С. ,Катушкин М. Кукольные люди. Культурологический очерк. — С-Пб, Абрис, 1999.

Дайн Галина и Мария. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. — М., Культура и традиции, 2007.

Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие. — С-Пб, Детство-Пресс, 2011.

Уроки народной культуры. Традиционная одежда. Учебно-методическое пособие.//авторы-составители Розова О.В. ,Щербакова И.А. — М., Ладога-100, 2007.

Русский народ, его обычаи, предания, обряды (собранные М. Забылиным). — М., Эксмо, 2003.






See also:
Яндекс.Метрика