Родительские собрания 1 класс


Родительские собрания в 1 классе

Тема занятий

План занятий

Литература

Тема: Семилетний

1. Психологические

Хрипкова, А. Г. Мир

ребенок за партой

трудности адаптации

детства.-М.: Педа-

первоклассника к

гогика, 1987.

школе.

Низова, А. М. Они

2. Памятка для роди-

пришли в школу.

телей.

Подготовка детей к

3. Анкетный опрос

школе в семье. — М.:

родителей на первом

Педагогика, 1976

Белова Л. В.

родительском собра-

нии

Тема: Надо ли ругать

1. Устремления детей

В семье —

ребенка за плохую

и притязания родите-

первоклассник. — М.:

успеваемость?

лей.

Педагогика, 1980.

2. Советы психолога.

Куценко, Г, И., Ко-

3. Анкета к родитель-

нонов, И. Ф. Жизнь

скому собранию «Вос

ребенка и его успехи

питание в семье тру-

долюбия».

в школе. // Начальная

4. Памятка для родителей

школа, 2001.

Гладышева, Н. По-

мощь, и какой она

должна быть. // На-

чальная школа, 2000

Тема: Телевизор,

1. Здоровье ребенка.

Матенчек, Э. Роди-

компьютер и режим

2. Телевизор и дети.

тели и дети. Родите-

дня

3. Режим дня

ли и дети в меняю-

щемся мире. //На-

чальная школа, 2001.

Урбанская, О. Н. Ра-

бота с родителями. //

Начальная школа, 2001

Тема: Настроение —

1. Здоровье детей.

Осипов, В. Смена в

не пустяк

2. Ссоры и вражда ме-

нашем доме.

жду детьми.

Чирова, А. Н. Книга

3. Неблагополучные

в твоих руках. — М.:

семьи

Просвещение, 1985

4. Заласканный ребе-

Гладышева, Н. До-

нок

машние задания и

родители. // Началь-

ная школа, 1995,

Что значит быть хо-

рошими родителями. Здоровье детей, 2000

I ЧЕТВЕРТЬ

Тема: Семилетний ребёнок за партой

Цели: познакомить родителей с особенностями развития шестилеток, убедить в необходимости взаимодействия родителей, ученика и учителя.

Материалы к собранию

Семилетки идут в школу. Да, у детей есть желание учиться, они уже занимались либо в садике на подготовительных занятиях, либо мама с папой выбрали им школу, гимназию или лицей и они прошли подготовку к школе. И когда беседуешь с родителями, то всегда слышишь, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивация у них есть. Однако это не совсем так. Понятия ПОЙТИ в школу и УЧИТЬСЯ в школе очень отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все из его группы в детском саду идут в школу. А еще… потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие для него столь заманчивые вещи. Да ведь в школе все для них практически новое: и новая учительница, и класс, новые друзья и систематические занятия — все для них новое, все в первый раз.

Восприятие и усвоение нового для них необходимо проводить через игру. Ведь и учебу они воспринимают как игру. Такая предрасположенность «играть» диктует новые методы обучения, требует как от учителя, так и от родителей своеобразной перестройки.

Семилетние дети отличаются неустойчивостью внимания памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервны клеток, поэтому им необходимы меньшая умственная нагрузка, дневной сон, восстанавливающий силы.

Ведь уже в первый год обучения дети должны научиться читать (хотя некоторые приходят уже умеющими читать), считать и знал основные арифметические действия, научиться писать. О письме стоит сказать особо. С письмом у шестилеток возникают большие трудности, и выработка навыка письма для этих ребят — процесс достаточно сложный,

Дело в том, что мелкие мышцы руки у детей 7 лет еще недостаточно развиты. Поэтому овладение письмом у них протекает труднее и дольше, чем у старших школьников. Уроки рисования, труда развивают руку детей, карандаш, иголка, ножницы тренируют гибкость, подвижность кисти облегчают овладение письмом. Поэтому очень хорошо, если дома вы организуете для ребенка в игровой форме что-то вроде «фабрики» по изготовлению игрушек или домашнего конкурса детского рисунка, т. е. пробудите в нем желание каждый день потрудиться, развивать кисть руки, но ненавязчиво, а именно в форме игры или соревнования. В эти годы дети особенно любят проявить себя: «кто больше», «кто лучше», «кто быстрее».

Изучение любого предмета научит детей собранности, сосредоточенности, волевым качествам. В процессе познания развивается мышление, умение сопоставлять, обобщать, делать вывод.

Семь лет — это граница с периодом «почемучек», когда все окружающее интересно ребенку. Познание детей в этом возрасте становится глубже и сложнее. Наряду с вопросами «Почему трава растет?», «Почему идет дождь?», «Зачем у птицы хвост?»

интересуют более сложные вопросы — о жизни, смерти, человеческих отношениях: «Почему люди умирают?», «Живет ли кто на Луне?»,

«Можно ли улететь на другую планету?». В этом возрасте накапливается информация о людях, природе, об окружающем мире.

Такой необыкновенный интерес ко всему, желание все узнать, все запомнить говорит о готовности семилеток познавать, обучаться. И если задерживать возникшую у них познавательную активность, не давать ей реализоваться, то темп развития будет гораздо медленнее, чем он мог бы быть. Поэтому становится ясно, почему так рано, с точки зрения некоторых родителей, начинается обучение в школах Японии и Англии.

Готовность к учению у 7-летних детей проявляется в возросшем уровне умений рассуждать, обобщать, проводить сравнения. Однако все это требует развития. Кто может помочь? Несомненно, родители и учитель во взаимодействии. Недостаточное развитие логики, анализа и обобщения мышления у шестилетних детей позволяет им, с одной стороны, быстро все схватывать, «брать все на веру» (вспомните Деда Мороза с подарками!), запоминать. Но так же быстро забывать, освобождаться от этой информации, которая не подкреплена, не вызвала у них особой заинтересованности.

Мир семилетнего ребенка необычайно интересен, он смотрит на все широко открытыми глазами, сам он еще не умеет выбирать, что ему нужно. Задача родителей и учителя — выбрать и дать ему то, что доступно возрасту, дать такие знания, которые, развивая, не превышали бы его возможностей.

Существует особое понятие «школьная зрелость?). Детям «школьно незрелым» труднее дается учебная программа, они, как правило, составляют группу слабых учеников. Однако если «незрелые» дети стремятся выполнять все школьные требования, то при этом может страдать здоровье.

Чем вызвана «школьная незрелость» детей? Причин может быть много. Здесь и трудные роды, и родовая травма, и развитие в первые годы жизни, и наследственность родителей, и условия в семье (бытовые; моральный климат и т. д.) и, конечно, здоровье ребенка. Иногда отставание биологическое влечет за собой различные психические задержки. В то же время при благополучном физическом развитии возможен низкий уровень интеллекта ребенка, если его психическая жизнь не интересовала родителей раньше.

Не стоит забывать, что у каждого дошкольника свой темп развития, и не всегда равномерный. Возможны свои «скачки», благодаря которым он догоняет сверстников. И сроки эти в детский период бывают поразительно коротки.

Памятка для родителей первоклассников

Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель — ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе; на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.

Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал порога?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.

Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное — возбуждать интерес к учению.

Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка нэ то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаше спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?».

Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими переживаниями — естественная потребность детей,

Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать — много будешь знать».

Обязательно оказывайте посильную помощь школе.

Подведение итогов.

В конце родительского собрания всегда следует задать вопрос родителям:

— Какие у вас возникли вопросы?

— Есть ли претензии к учителю?

— Что бы вы хотели услышать, о чем поговорить на следующем родительском собрании?

Очень хорошо, если учитель назовет дату следующего родительского собрания, чтобы родители в этот день смогли освободиться, заранее планируя свои дела.

Анкетный опрос родителей на первом родительском собрании

Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.

Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) хорошей организации быта;

б) радости общения;

в) покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей;

б) хорошая учеба;

в) трудовое участие детей в жизни семьи;

г) настроение детей и причины его изменений.

3. Одинок ваш ребенок в семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным человеком;

б) иметь много друзей.

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

7. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мучение и пытка.

II ЧЕТВЕРТЬ

Тема: НАДО ЛИ РУГАТЬ ЗА ПЛОХУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ?

Цель: уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком и контроля за его успехами в школе.

Материалы к собранию

Вот и прошел праздник. Начались будни. Дети переступили порог школы с одним желанием: хорошо учиться. Пройдет немного времени, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.

В психике ребенка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребенку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные.

Дети всегда соревнуются, и в любой работе, и в любой игре: кто сильнее, кто выше, кто быстрее… Стремление проявить себя не хуже других сказывается в любых обстоятельствах. Стандартный ответ взрослых: «У тебя все хорошо» — детей, как правило, не устраивает. Им хочется знать: «А у кого лучше всех? А у меня лучше или хуже, чем у Леры и Антона?»

Любое обучение несет дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние «заработавшего» похвалу учителя и подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу невыполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания учителя на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас замечания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребенка. Для какого-то ученика хорошая учеба — окрыленность, взлет, вера в себя, а низкая — падение, крушение надежд.

Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устремления детей, и притязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома. Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже постороннему человеку. Ранец становится непомерно тяжелым, домой идти не хочется — ждут неприятности. И вот малыш останавливается: то смотрит на веселых воробьев, непременно завидуя их развеселой жизни, то товарищ позвал к себе (и, забывая наказы мамы идти домой сразу после уроков), а почему бы и не отдалить неприятный разговор с мамой, он забывает сказанное мамой и с легкостью соглашается побыть с товарищем. Сколько раз мамы звонят: где же их малыш, уже столько мамой бегают по ученикам, разыскивая потерявшегося ребенка! А ему всего-то и надо — забыться от школьных неприятностей!

И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе и до второго полугодия второго класса не ставятся оценки, это очень разумное решение.

Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, пока не ставились оценки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.

«Как дела, Рома?» — спрашивает мама. «Хорошо!» отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно.

Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хорошую работу — похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль родителей, а позже, когда запущена учеба и в дневнике появились неприятные записи, это будет делать труднее.

Родители в таких случаях поступают однотипно. Мама хватается за голову: «Как же так, все было хорошо, а сейчас такие отставания в учебе?» Папа более строг и краток. «Лентяй!» — негодует он в адрес сына. И лишь бабушка успокаивает: «Ничего, научится, исправится».

И, действительно, Рома исправится, потому что родители вовремя заметили отставание сына в учебе.

В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их может совершенно расстроить и вызвать слезы. Но к детским слезам взрослые часто относятся очень спокойно. «Ну и что, — рассуждают они, — поплачет и перестанет. Лучше надо заниматься».

Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечно-сосудистой системе.

Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называемым школьным неврозам. В медицинской практике известно, что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться на плохое самочувствие, и оно действительно может быть: это бывают боли в желудке, рвота, даже повышение температуры. И стоит такого ребенка оставить дома — болезнь как рукой снимет.

Конечно, в силу характера ученика или сложившихся невысоких требований родителей не все дети склонны так переживать свои неудачи в школе. У них может быть своеобразная адаптация к своему положению. У таких учеников большее потрясение может вызвать хорошая отметка, нежели плохая. И этот психологический момент надо обязательно учитывать и использовать. Казалось бы, чего стоит простое одобрение1. «Вот видишь, ты можешь хорошо писать, у тебя чистая тетрадь, а посмотри, как ты красиво написал эти буквы, я верю в тебя». Вроде бы, незначительное замечание, но как оно может поднять дух и заставить стараться детей!

И здесь хочется заметить, какое тонкое понятие — воспитание и как важно сказать нужные слова вовремя и к месту. Между тем нередка такая ситуация.

Дочка получила низкую оценку по чтению. Мама раздосадована. При разговоре с соседкой, обсуждая этот факт, добавляет: «А ведь способная, может хорошо учиться, если захочет. А вот не старается!» Тут же сидит маленькая ученица и, как говорится, «наматывает эти слова на ус». «Вот, — думает она с гордостью, — я способная, только не хочу, а вот если захочу…» Это «если захочу» так и может остаться нереализованным из-за родительского промаха, из-за недостаточной твердости в один момент и недостаточной мягкости в другой.

Особую напряженность вызывает оценка, если у родителей повышенный уровень притязаний к своим детям, которые не имеют достаточных способностей к обучению. Несмотря на это, родители,

чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь обязательно были отличниками. В этом случае предметом расстройств школьника может стать малейшая неудача.

Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа дается ценой большого нервного напряжения. Не зря некоторые дети после контрольной работы доверчиво говорят учителю: «У меня сердце так и замирало. А вдруг неправильно будет». Или: «Когда я отвечаю у доски, то очень волнуюсь, а вдруг не то скажу».

Специальные исследования показали, что в ситуации ответа на оценку организм человека находится в состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается частота дыхания, повышается давление. Повышенное нервное напряжение приводит к быстрому умственному утомлению. Такое напряжение организма расценивается как стрессовое. А оценка представляет стрессовый фактор. Постоянное нервное напряжение, переживание за отметку могут приводить к истощению нервной системы. Поэтому порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.

Вот почему некоторым родителям, которые очень ратуют за выставление отметок, следует подумать: а нужны ли оценки с первых дней учебы ребенка в школе? А не лучше ли просто следить за тетрадями, чтением, увлеченностью учебой? То есть сделать так, чтобы ребенок бежал с радостью в школу за знаниями, а не за отметками.

В педагогической литературе часто обсуждается вопрос, следует ли за хорошую успеваемость детям делать подарки.

Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело — как? Здесь важно, как подарить, как преподнести, чтобы подарок был радостным, служил поощрением детям, а не был сухой платой: «Ты мне — хорошую учебу, а я тебе — рубли».

И вот перед нами раскрывается другая — моральная — сторона воспитания. Конечно, хорошая учеба — это результат труда, который дается усилием, волей школьника. Даже способности останутся неиспользованными, если не приложены усилия. И эти усилия должны быть замечены родителями, оценены и поощрены. Ведь так важно, что они сделаны самостоятельно. Если ребенок ставит перед собой цель хорошо учиться и добивается этого, такая установка должна найти подкрепление у родителей.

Хорошая учеба сама по себе приносит моральное удовлетворение, но если она усилена похвалой родителей, любая плата рублем или подарком перед этим меркнет.

Высокая оценка родителей за преодоление трудностей должна приносить детям моральное удовлетворение. Ребенок получит поддержку и сам себя оценит: «А я могу, я способен добиваться…» Такие усилия, исходящие от самого себя, а не от угроз отца или нотаций матери, формируют характер, личность ребят.

Психологи высоко оценивают роль самооценки в познавательной деятельности детей, в характере восприятия, представлений, в решении интеллектуальных задач. Отмечают огромное влияние самооценки на самовоспитание, направленное на изменение своей личности, сознательной постановки целей и их достижения.

Оценка со стороны дополняет, изменяет и заново выражает самооценку, которую дают себе дети. И все личностные процессы выработки своего «Я» обязательно идут через самооценку.

А как добиться, чтобы дети сами занимались с охотой? В детском возрасте особенно развита любознательность, стремление узнать новое, и на этом свойстве и на естественном детском желании «быть хорошим», получить одобрение и нужно строить подготовку учебных заданий. При этом обязательно предоставлять самостоятельность в умственной работе.

Надо, чтобы ребенок не чувствовал себя преступником, если не понял, ошибся или не запомнил. Но в то же время родители должны обратить внимание на эти недочеты, любое же старание ребенка должно быть замечено, одобрено.

Одна мама, придя в школу, жалуется: «Да, я понимаю, что дочка плохо пишет, некрасиво и с ошибками. Муж, придя с работы, проверяет у нее тетради, заставляет ее переписывать по несколько раз. Сам сердится, нервничает, доводит дочку до слез, нарушает режим ребенка. Дочка долго не может заснуть, не высыпается, идет с неохотой в школу».

Такой контроль за уроками со стороны родителей не редкость. Он превращается в пытку для ребенка и в неприятные минуты для старших. Вместо помощника папа выступает в роли жестокого судьи, а дочка — в роли провинившегося. Дочка напугана, издергана, папа раздражен. Можно ли после этого ожидать блестящих результатов? Нет, конечно. Только терпеливыми, доброжелательными занятиями с дочкой можно исправить ситуацию.

Постоянная доброжелательная поддержка, одобрение даже незначительного улучшения учебы вызовут незамедлительный успех. Вместо обычного раздражения и нотаций большой эффект окажет разговор,

в котором вы выразите уверенность, что если она постарается, то сможет вместе с вами преодолеть трудности!

Такой разговор не должен быть случайным. Постоянная заинтересованность в учебных делах детей, а где надо, поддержка, одобрение обязательно скажутся. Но это не значит, что в какие-то моменты не нужно строгое осуждение лени, безалаберности, расхлябанности. Не нужно таить в себе возмущение, оно должно быть высказано и действенно. Не постоянные ссоры из-за плохой успеваемости, а строгий, запоминающийся выговор может менять положение дел.

Конечно, наказание за провинность необходимо, но каким все-таки разным оно должно быть для детей. Ведь дети по характеру разные: одному достаточно строгого взгляда, другому — недовольного слова, а на третьего подействует только строгий выговор.

Не все ребята одинаково способны к любому школьному предмету, и требовать от них отличных результатов вряд ли разумно. Но в каждом из детей есть к чему-то особая тяга, наклонность, которую стоит развивать. Такая компенсация спортом, занятиями живописью, музыкой, танцем сохранит душевное равновесие ученика, если учеба ему не очень дается.

Часто гиперактивные школьники плохо успевают и стремятся взять реванш в драках, шалостях на уроках, грубости с учителем, браваде со сверстниками. «Трудные» дети, доставляющие много хлопот в семье и школе, нуждаются, между тем, в моральной помощи взрослых. Примириться с положением плохого, никудышного они не могут и любыми средствами добиваются признания у сверстников.

Успехи детей в школе всегда волнуют родителей. И при неудаче первая непроизвольная реакция — возмущение. В этом случае не надо делать скоропалительных выводов, необходимо обязательно поговорить с учителем, выяснить причину, а уж потом принимать меры. Подчас плохая оценка, появившаяся в дневнике, тетради, — это не показатель знаний. Там, где родители заинтересованы в знаниях ученика, для них важна не формальная оценка, а тот уровень, которого достиг ученик.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика