Родительская школа


«РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА»

Т.В. Дмитриева, магистрантка ВГСПУ,

учитель-логопед МОУ СОШ № 88,

г. Волгоград

Как часто случается с нами так, что в эмоционально тяжелые времена не с кем поделится своими переживаниями, своей болью. Как трудно оставаться один на один со своей бедой. Вот в такой ситуации оказываются родители детей с особыми образовательными потребностями. Я не случайно применила этот термин. Ведь все дети могут научиться чему-нибудь и как-нибудь, только лишь требуется создать им определенные условия для этого. Но кто создаст необходимые условия в семье? Кто подскажет родителям, как нужно себя вести в той или иной ситуации, как реагировать на нестандартное поведение ребенка?

Родители «особых» детей с первых же дней жизни попадают в такую трудную ситуацию, которую можно обозначить, как «педагогическая пустота». Под этой фразой подразумевается такая жизненная ситуация, при которой родителей и ребенка окружают медицинские работники, работники социальной сферы, но редко кто посоветует обратиться к психологу, и никто не вспомнит о специальных педагогах. Таким образом, профессиональную педагогическую помощь родители начинают получать только в дошкольном учреждении, или в частных центрах развития.

Совсем иная ситуация ждет родителей после поступления ребенка в школу. Очень хорошо, если родители (любящие родители!) задумываются и записывают ребенка в специальные школы (если рекомендовано). И крайне плохо поступают родители, которые пользуются правом выбора образовательного учреждения (согласно Закону РФ «Об Образовании»), и выбирают учреждения, неготовые принять таких детей. Вы спросите, а как же адаптация, социализация «особых» детей в общество? Да, это необходимо делать, но грамотно, под руководством специалистов. Ими могут быть: дефектолог, педагог – психолог, учитель – логопед и другие специалисты, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации.

Родителям нашего образовательного учреждения повезло. С еще не зачисленными, будущими учениками занимаются преподаватели. Такие занятия проводятся по субботам. Это способствует быстрой адаптации детей к новым образовательным условиям, к новым людям. А учителям проще составлять документацию на новый учебный год, учитывая особенности детей. Каждая семья будущего первоклассника заранее знакомиться со специалистами школы. Для родителей проводятся мастер – классы по подготовке детей к школе, даются рекомендации по интересующим родителей вопросам.[1]

Родители учеников имеют возможность посещать уроки у учителя класса и занятия со специалистами. Это помогает им в режиме «реального времени» отслеживать динамику развития своих детей, видеть их успехи и неудачи. Для родителей такое сотрудничество с педагогами расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах. Занятия с психологом, дефектологом, логопедом способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка. Активное участие в процессе обучения и воспитания помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом. Такие совместные занятия специалистов и педагогов в установлении отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности. Педагоги ощущают востребованность собственной деятельности, что пробуждает их ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

Используются такие формы работы с семьей, как семинары, лекции, групповые тренинги, практические занятия в группах и индивидуально. Просвещение родителей ориентировано на актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка с особыми образовательными потребностями, на психологическую безопасность в семье и за ее пределами, взаимодействие семьи с ОУ.

Так в начале учебного года для родителей был организован семинар, на котором они познакомились со специалистами школы, которые будут осуществлять психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка.

При первой встрече было проведено анкетирование родителей, целью которого было выявить темы занятий, интересующие родителей.

На следующей встрече для родителей была зачитана лекция на тему «Семья и ее роль в развитии и воспитании «особого» ребенка». К этому заседанию родителям предложили изготовить семейные фотоальбомы, по которым проходило знакомство с психологическим климатом в семьях. Педагоги – психологи давали адекватную оценку роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка.[2]

Для следующей встречи родителям предложили подготовить педагогические ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, при воспитании собственных детей. Рассматривая эти ситуации, педагоги подводили родителей к осознанию различий между внутренним миром ребенка и взрослого. Показывали отличия в восприятии одинаковых ситуациях у родителей и ребенка, разницу в эмоциональных переживаниях. Родители учились определять мотивы, потребности, поведение ребенка. В результате такого группового тренинга, «Взрослые и дети», родители научились анализу причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Такие занятия способствуют сплочению группы (группы родители-педагоги — дети) [3].

В течение всего учебного года практикуется индивидуальная консультация для родителей. Тема всегда одна «Методы педагогического воздействия на ребенка в семье». Родитель может обратиться к любому специалисту школы со своей проблемой и вместе найти такое решение, при котором будут достигнуты наиболее приемлемые выходы из сложившейся ситуации, как для ребенка, так и для родителей и школы.

Также, на начальных этапах обучения детей в школе, для родителей организуется «круглый стол», где проводится повышение уровня родительской компетентности в юридических и правовых вопросах.

Для повышения общепедагогической компетенции родителей (законных представителей), формирования практических навыков развития, обучения и воспитания детей в школе проводятся практические занятия. На занятиях раскрываются такие темы, как «Формирование моторных навыков и навыков самообслуживания у детей», «Формирование психических процессов у детей в домашних условиях», «Формирование игровой деятельности у детей», «Формирование коммуникативной компетенции у детей» и другие.

Всего мероприятий для родителей «особых» детей запланировано 18, на весь учебный год. На протяжении всех занятий участникам «Родительской школы» предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

Таким образом, мы видим, что взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы с родителями, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Литература

1.Психологическая помощь родителям в воспитании детей с нарушениями развития / Пособие для педагогов-психологов. – Москва «Владос», 2008.

2.Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы – Москва, Творческий Центр «Сфера», 2007.

3.Бурмистрова Е.В. Семья с «Особым ребенком»: психологическая и социальная помощь / Вестник практической психологии образовании №4 (17), октябрь-декабрь 2008.






See also:
Яндекс.Метрика