Родина – что же это такое Урок окружающего мира во 2 классе УМК Начальная школа XXI век


Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: «Родина – что же это такое?»

(по программе «Начальная школа XXI века»)

Разработала учитель начальных классов Гурьева Л.Ю.

Цели:

формирование системных представлений о государственных символах России;

формирование навыка размышлять и анализировать;

воспитания чувства любви к родному Отечеству;

формирование активной позиции гражданина России;

формирование умений и навыков работы в группе.

Оборудования:

слайдовая презентация;

фонограмма гимна России;

альбомные листы;

цветные карандаши (красные, синие);

Толковые словари;

девайсы.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: — Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке очень важная для нас тема, поэтому настройтесь на серьёзную работу.

Постановка темы и целей урока.

Учитель: — Внимательно посмотрите на слайды, прочитайте на них стихотворения.

(Слайды о российской природе)

(Слайды со стихами – Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим,

Флаг России над Кремлём.)

Учитель: — Скажите тему нашего урока.

(рассуждения учащихся. Тема нашего урока: «Родина – что же это такое?»

Учитель: — С какой целью мы будем изучать эту тему? Посмотрите на зрительные метки в классе, прочитайте слова. Они вам помогут сформулировать цели нашего урока.

(На зрительных метка висят слова:Россия, Отечество, столица, президент, государственные символы, патриотизм).

(Рассуждения учащихся).

Основная часть урока.

Работа с учебником. Дифференцированная работа. (сильные учащиеся работают с текстом учебника стр.100-101; слабые учащиеся получают карточки).

(На карточке рассказ К.Д. Ушинского. «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.)

— Какие же другие имена есть у нашей страны?

Учитель: — О ком и о чем скучал папа в Америке? Почему?

-Чтобы проверить правильность наших ответов прочитаем Рубрику «Обрати внимание!»

Работа в группах.

Учитель: — В мире очень много стран. Они по-своему интересны и уникальны. Каждая из них имеет свою государственную символику.

— Что мы относим к государственным символам? (флаг, герб, гимн)

(Учащиеся работаю в группах.)

Задания для 1 группы:1) Раскрасьте изображение флага;

2)Соотнесите цвета флага со слова-символами;

3) Представьте свою работу у доски. Устно рас-

скажите что вы знаете о российском флаге.

Задания для 2 группы: 1) Выберите российский герб изпредложенных;

2) Письменно перечислите, что изображено на

гербе и что они символизируют;

3)Представьте свою работу у доски. Устно рас-

скажите что вы знаете о российском герб.

Задания для 3 группы: 1)Прочитайте гимн России в своей группе;

2)Найдите и выпишите из толкового словаря

Значения слов: держава, священная, великая,

Отечество;

3)Представьте свою работу у доски. Устно рас-

скажите что вы знаете о российском гимне.

(Группы представляют свои работы, учитель дополняет ответы детей (см. Приложение1)).

Учитель: — Мы внимательно прослушали выступление последней группы о российском гимне. Хочется еще раз повторить фамилии и имена людей, написавших российский гимн. Текст российского гимна написал Сергей Михалков, мелодию – композитор Александр Александров.

— А сейчас мы стоя прослушаем российский гимн.

(Прослушивание гимна).

Учитель: — Какие чувства возникли у вас при слушании гимна?

Многие из вас по телевизору видели трансляцию олимпийских игр. Во время звучания российского гимна некоторые спортсмены проливают слёзы. Это эмоциональное отношение к Родине, которое выражается в готовности служить ей, называется патриотизмом.

Закрепление. Практическая работа на девайсах.

Учитель: — Вы очень активно работали в группах, а теперь поработаем на девайсах. Выполните тест.

(Тест из 7 вопросов. На выполнение работы даётся 7 минут. Оценка в баллах.)

Итог урока.

Учитель: — Таким образом, пришло время подвести итоги урока.

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— Мне захотелось… У меня получилось…

— Я понял… Было интересно…

— Было трудно…

— А закончим мы урок словами стихотворения М. Лисянского

Моя Родина.

Великую землю, Мы Родиной светлой,

Любимую землю, Мы Родиной милой,

Где мы родились и живём, Мы Родиной нашей зовём.

— Спасибо за работу, ребята! Вы молодцы!

Приложение 1.

Дополнительный материал для учителя

О государственном флаге.

Под флагом сражаются за независимость своей страны воины, его поднимают во время спортивных побед, вывешивают во время праздников. У России флаг трехцветный.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии нашей страны.

Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает ее, верен ей.

Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой за Родину и ее независимость.

Отцом российского флага историки считают императора России Петра1. Именно он сам нарисовал образец знамени и 20 января 1705 года издал указ «На торговых всяких судах… быть знаменам по образцу…».

В 1858 году при Александре 2 цвета на государственном флаге изменились: черно-желто-белый.

В 1883г. – «второе рождение» бело-сине-красного флага России, который просуществовал до 1918 года. В 1918 году его сменил красный революционный флаг.

Третье рождение триколора произошло в 1991 году.

О государственном гербе.

Русское государство было образовано при князе Иване 3. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы. Раньше у каждого князя был свой герб, а когда Иван 3 объединил русские княжества в одно большое государство, то у нового Русского государства появился свой, новый герб.

Иван3 женился на дочери императора Византии – очень сильного и богатого государства. На гербе Византии был изображен орел, как символ непобедимости и силы, поэтому Иван3 решил, что и на гербе России тоже должен быть орел, чтобы все знали, что Россия – сильная страна.

Но почему у орла две головы? Двуглавый орел, охраняя государство, смотрит и на запад, и на восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр – эмблема власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава». Скипетр – символ власти, держава – символ могущества страны.

Нашему российскому гербу очень много лет. Уже давно не правит страной царь, но корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что Россия – древняя и могучая страна.

На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копье, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.

Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

О государственном гимне.

В гимне проявляется величие страны, так как в нем обычно рассказывается о славных страницах истории государства, о его исторической судьбе и его предназначении. Гимн – торжественная песня, прославляющая свою страну.

Пословицы и поговорки о Родине

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

Всякая птица свое гнездо любит.

Всякому мила своя сторона.

Где кто родился, там и пригодился.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Дома и стены помогают.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Родина краше солнца, дороже золота.

Родина – землица и во сне снится.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Человек без Родины – что соловей без песни.

Приложение 2

Тест на девайсах

Торжественная песня, прославляющая свою страну – это …

Герб

Гимн

Флаг

Отличительный знак государства, изображаемый на монетах, печатях и других официальных документах – это …

Герб

Гимн

Флаг

Прямоугольное трехцветное полотнище определенного размера – это …

Герб

Гимн

Флаг

4.Птица, изображенная на российском гербе.

1. орел

2. сокол

3. синица

5. Жезл – символ власти – это …

1. скипетр

2. держава

3.корона

6. Золотой шар с крестом наверху – это …

1. скипетр

2. держава

3.корона

7. Отцом российского флага историки считают …

1. Георгий Победоносец

2. Петр I

3. Иван III






See also:
Яндекс.Метрика