Решение задач на противоположное направление


МБОУ «Тулугановская СОШ»

Конспект открытого урока

по математике на тему:

«Решение задач на противоположное движение» ( 4 класс)

учитель начальных классов

первой категории

Тапаева Х.Р.

с.Тулугановка

Тема урока: Решение задач на движение в противоположных направлениях».

Цель: Образовательная: Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пут их решения учить применять на практике.

Задача:

-Создать условия для удовлетворения потребностей в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

Развивающая:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Задача:

-Развивать интеллектуальные качества детей: математическую речь, внимание, мышление.

Воспитательная:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Задача:

— Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку.

Оборудование:

учебник «Математика 4 класс» (под ред. М.И. Моро), проектор, презентация «Движение в противоположных направлениях», карточки для устного счета, таблица «Движение»

Ход урока:

1.Организационный момент.

— Расположите дроби в порядке возрастания.

8/19 4/19 2/19 9/19 11/19 14/19 10/19 1/19

Ж И В Е И Е Н Д

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в рабочих тетрадях

Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой)

— Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)

Дети: 1\19, 2\19, 4\19, 8 \19, 9\19, 10\19, 11\19, 14\19.

— Значит мы продолжаем знакомиться с темой движения.

— Что такое движение?

Д: — Движение – это перемещение … в пространстве

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

— А математическая разминка – это движение мысли.

2. Устный счет:

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

Математическая разминка.

1)Цепочка примеров.

Д: 450 : 9 = 50 + 63 = 113 – 13 = 100 х 10 = 1000

2)Задача – эстафета:

Улитка ползет со скоростью 5 м/ч. Какое расстояние она преодолеет за 4 ч?

Черепаха за 10 мин проползет 40 м. С какой скоростью ползет черепаха?

Верблюд передвигается по пустыне со скоростью 9 км/ч. За какое время он пройдет 54 км?

Заяц за 3 ч пробегает 72 км. С какой скоростью бежит заяц?

Голубь летит со скоростью 50 км/ч. Какое расстояние пролетит голубь за 6 ч?

Орел летит со скоростью 30 м/с. За какое время он пролетит 270 м?(20 м; 4 м/с; 6 ч; 24 км/ч; 300 км; 9с)

3. Системная актуализация опорных знаний:

— Какие существуют виды задач на движение?

Движение в противоположном направлении с удалением

Движение в противоположном направлении навстречу друг другу

Движение в одном направлении с отставанием

Движение в одном направлении вдогонку

— Что общего и в чём различия этих задач?

ОБЩЕЕ : есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние

РАЗЛИЧИЯ: направление движения объектов, место отправления значения величин и единицы их измерения.

— Сегодня мы будем решать задачи на движение в противоположных направлениях.

(Повторение функциональной зависимости между величинами: скорость, время, расстояние)

— Вспомните, как найти

СКОРОСТЬ V= S: t ВРЕМЯ t = S: V РАССТОЯНИЕ S = V × t

4.Объяснение нового материала. Работа по учебнику с 27.

Из поселка вышли одновременно два пешехода и пошли в противоположных направлениях. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешехода через 3 ч?

4 км/ч 5 км/ч

?

Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим расстояние?

Ученики: Известны скорости и время. Найти надо расстояние. Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.

Учитель: Чтобы найти расстояние, что находим 1-ым действием?

Ученики: Скорость удаления.

Учитель: Записываем решение.

Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 ∙ 3 = 27 (км) – расстояние

Ответ: расстояние – 27 километров.

Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Средняя скорость одного пешехода 5 км/ч, другого – 4 км/ч. Через сколько часов расстояние между ними будет 27 км?

4 км/ч 5 км/ч

27 км

Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим время?

Ученики: Известны скорости и расстояние. Найти надо время. Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.

Учитель: Чтобы найти время, что находим 1-ым действием?

Ученики: Скорость удаления.

Учитель: Записываем решение.

Ученики: 5 + 4 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

27 : 9 = 3 (ч)

Ответ: время – 3 часа.

Из поселка вышли одновременно в противоположных направлениях два пешехода. Через 3 ч расстояние между ними было 27 км. Первый пешеход шел со средней скоростью 5 км/ч. С какой скоростью шел второй пешеход?

? 5 км/ч

27 км

Учитель: Что известно? Что нужно найти? Как находим скорость?

Ученики: Известны расстояние, одна из скоростей и время. Найти надо вторую скорость. Чтобы найти неизвестную скорость, надо от общей скорости отнять известную.

Учитель: Чтобы найти неизвестную скорость, что находим 1-ым действием?

Ученики: Скорость удаления.

Учитель: Записываем решение.

Ученики: 27 : 3 = 9 ( км/ч) – скорость удаления

9 – 5 = 4 (км/ч)

Ответ: скорость – 4 километра в час.

Учитель: Похожи ли эти задачи?

Ученики: Это задачи на движение в противоположном направлении.

Учитель: Чем отличаются эти задачи?

Ученики: Если в задаче № 1 неизвестно расстояние, то в задаче № 2 оно дано. Но известное в задаче № 1, станет неизвестным в задаче № 2.

Учитель: Как называются такие задачи?

Ученики: Обратные.

5.Физкультминутка музыкальная.

6.Первичное закрепление материала (презентация)

Слайд № 16 Найти расстояние между автомобилями через 2 часа?

Слайд № 17: проверка решения задачи.

Составляем обратную задачу. Слайд № 18: С какой скоростью двигался второй автомобилист?

Слайд № 19: проверка решения задачи.

Составляем обратную задачу. Слайд № 20:

Через какое время расстояние станет равным 220 км?

Слайд № 21: проверка решения задачи.

7.Работа над пройденным материалом. Работа по учебнику: № 138.

Решение выражений: 1 вариант – 1 строка, 2 вариант – 2 строка.

10 000 – 2 178 ∙ 6 : 4 + 267 =10 000 – 13 068 : 4 + 267 = 10 000 – 3 267 +267 = 7000

240 ∙ 3 + 4 540 : 20 = 720 + 227 = 947

487 ∙ 8 + 45 270 : 3 : 10 = 3 896 + 1 509 = 5 405

560 : 7 + (3 820 – 850) = 80 + 2 970 = 3 0502)

8.Системная актуализация опорных знаний:

— Выполните задания тренажёра. Верхнюю строчку выполняем коллективно,

остальные самостоятельно в парах. (Слайд № 22)

Тренажер

v = 2 км/ч

t = 6 ч

s — ?

s = 12 км

v = 3 км/ч

t — ?

s = 2 м

t = 2 мин

v — ?

v = 10м/мин

t = 8 мин

s — ?

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s — ?

s = 8 км

t = 2 ч

v — ?

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s — ?

s = 12 м

t = 6 ч

v — ?

v = 12 км/ч

t = 5 ч

s — ?

v = 6 м/мин

t = 15мин

s — ?

s = 60 см

v = 15 см/с

t — ?

s = 90 км

t = 6 ч

v — ?

v = 5 м/мин

t = 16 мин

s — ?

s = 70 км

v = 14 км/ч

t — ?

v = 25 км/ч

t = 4 ч

s — ?

s = 60 км

t = 12 мин

v — ?

Самопроверка

v = 6 км/ч

t = 3 ч

s — ?

18 км

s = 8 км

t = 2 ч

v — ?

4 км\ч

v = 20 км/ч

t = 4 ч

s — ?

80 км

s = 12 м

t = 6 ч

v — ?

2 м\ч

v = 12 км/ч

t = 5 ч

s — ?

60 км

v = 6 м/мин

t = 15мин

s — ?

90 м

s = 60 см

v = 15 см/с



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика