Решение текстовых задач


Решение задач – процесс сложной умственной деятельности, которые включает следующие этапы:

1.Анализ задачи.

2. Поиск плана решения.

3. Осуществление плана решения.

4. Проверка решения задачи.

Все этапы будут продемонстрированы на конкретной задаче: «В магазине купили карандаши и ручки. Карандаши стоят 30 рублей, ручки на 20 рублей дороже. Сколько рублей потратили на всю покупку?»

АНАЛИЗ ЗАДАЧИ.

Направлен на требование (вопрос) задачи, на усвоение задачи, выделение условий и требований, известных и искомых объектов, отношений между ними.

После прочтения задачи мы ставим вопрос: «Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?» (Нет!)

Далее выделяем все данные в задаче и записываем их в краткой записи.

— О чем говорится в задаче? (О карандашах и ручках, делаем эту запись)

Карандаши –

Ручки-

— Что известно о карандашах? (На них потратили 30 рублей, дополняем краткую запись)

Карандаши – 30 руб.

Ручки –

— Что известно о ручках? (Мы не знаем, сколько на них потрачено, но нам сказано, что ручки стоят на 20 рублей больше, чем карандаши)

Карандаши- 30 руб.

Ручки- ? на 20 руб. б

— Что еще сказано в задаче? (Данных больше нет, но есть главный вопрос — Сколько всего потратили рублей?) Дополняем краткую запись

Карандаши- 30 руб. ?

Ручки- ? на 20 руб. б

— Проверьте, все ли мы выписали из условия задачи? (Да!)

Приступаем к следующему этапу.

ПОИСК И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Здесь устанавливается связь между данными и искомыми объектами, намечается последовательность действий.

Какой главный вопрос? (Сколько всего потратили на покупку?)

Какие два числа надо знать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сколько стоят карандаши и ручки)

Что из этого нам известно? (Карандаши стоят 30 рублей)

Можем найти, сколько стоят ручки? (Да)

Каким действием? (Ручки стоят на 20 руб. больше, значит сложением)

Теперь, зная сколько стоят карандаши и ручки, можем ответить на главный вопрос? (Да)

Какое выполним действие? (Сложение)

План решения намечен, можно переходит к его осуществлению.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕШЕНИЯ

Назначение этого этапа – описать реальный процесс на языке математических понятий, формул, решений; найти ответ, выполнив все действия в соответствии с планом – дать математическую модель задачи – арифметическое решение.

— Сколько действий мы выделили в задаче? (2)

1) 30 + 20 = 50 (руб.) – стоят ручки.

2) 30 +50 = 80 (руб)

Ответ: 80 рублей потратили на всю покупку.

ПРОВЕРКА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ

Цель этого этапа – установить правильность или ошибочность выполнения решения.

Приемы проверки:

Решение другим способом.

Решение обратной задачи.

Прикидка.

Установление соответствий между результатом и условием задачи.

Уважаемые родители!

Путем постоянного проговаривания с детьми этого алгоритма при решении задач, мы добьёмся того, что детям будет намного проще решать текстовые задачи, им будет легче составлять краткие записи и находить верные способы решения!

С уважением! Никонова Е.Б.






See also:
Яндекс.Метрика