Речевое творчество детей как средство развития образного мышления младших школьников


Речевое творчество детей

как средство развития образного мышления

младших школьников

Младший школьный возраст является синзетивным периодом для усвоения ребёнком определённых ценностей культуры. Развитие речи ребёнка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться.

Очень важно в жизни каждого человека – умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать поучительную историю, написать поздравление, объявление, найти способ уйти от ссоры, сочинить рекламное объявление. По мнению М.Р.Львова «хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности».

Сегодня очень важно готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать (реализовывать) свои возможности.

В последние годы в свете идей гуманизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный подход к содержанию образования. Основным принципом такого подхода, говоря словами педагога исследователя И.С.Якиманской, является: «признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития».

Известные психологи Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин в своих исследованиях отмечали, что «внешняя речь – есть превращение мысли в слово, материализация мысли» (Л.С.Выготский). «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» (Н.И.Жинкин).

Таким образом, речь неотрывна то мышления, развивается на основе мышления,

Поскольку с её помощью оформляется, реализуется мысль; с другой стороны, сама речь, развиваясь, способствует формированию мысли, шлифует, совершенствует её. Такова диалектическая взаимосвязь развития мышления и речи в процессе школьного обучения.

Анализ опыта работы в начальной школе позволил сделать вывод, что уровень усвоения учащимися гуманитарных знаний недостаточно высок, т.к. уделяется внимание в основном на формирование вербальной составляющей. Необходимо развивать и невербальную составляющую интеллекта.

Формирование вечного и преимущественно гуманитарного способствует развитию творческого начала в человеке, его интуиции, способности к инсайту, проницательности.

Что лежит в их основе?

Психологи ответили на этот вопрос очень чётко – образ! – «подлинная основа и движущее начало творчества» (Л.С.Выготский).

Опора на образы облегчает и продуцирует не только творчество, но и успешное обучение.

Исследования, проведённые под руководством академика Н.Н.Поддъякова, показали, что в школе дети с преобладающим образным мышлением успешнее детей с логической доминантой. Не воспроизведение формулировки или оперирование определённой информацией, а наличие адекватного образа является и показателем овладения учеником теоретическим понятием.

Известно, что интеллектуальное развитие походит самые ранние этапы становления личности. Но каждой возрастной ступеньке присуща своя готовность к развитию той или иной подструктуры образного мышления. При этом, они развиваются у детей в строгой иерархии: от топологической, в 3-4 летнем возрасте, до алгебраической к 10-12 годам (Ж.Пиаже). Последовательность задаётся наличием определённых психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

Современными исследованиями доказано, что каждый человек психологически обладает одной доминантной подструктурой, которая и определяет «лицо» его интеллекта. При этом, по мере развития, в зависимости от педагогических и некоторых социальных условий, человек овладевает ещё одной или несколькими подструктурами в той или иной степени, что расширяет его возможности грамотно мыслить.

Условием эффективной психолого-педагогической деятельности является целенаправленное воздействие на структуру образного мышления, которая представляет собой пересечение пяти кластеров: топологического, проективного, порядкового, метрического, алгебраического (композиционного) (И.Я.Каплунович).

С помощью топологической подструктуры человек определяет и оперирует такими важными образными пространственными характеристиками, как непрерывность, компактность, связность, замкнутость образа и операций над ними.

Проективная подструктура позволяет распознавать, создавать, представлять и оперировать визуальными образами, ориентироваться среди пространственных объектов или их графических изображений с любой точки отсчёта. Изучать их с различных позиций, устанавливать сходство между пространственным объектом и его разнообразными проекциями.

Опираясь на порядковую подструктуру мышления, человек вычленяет свойства и устанавливает отношения по различным основаниям: размеру, расстоянию, форме, положению в пространстве, характеру движения, временным пространственным представлениям, наличие закономерностей, правил порядка.

Метрическая подструктура акцентирует внимание человека на количественных преобразованиях и позволяет пересчитывать, определять конкретные числовые значения объектов и измерять величины длин, углов, расстояний, протяжённости.

С помощью алгебраической подструктуры, удаётся выполнять наряду с прямыми и обратные операции по преобразованию пространственных представлений, «свёртывать» их, выполнять в любой последовательности, заменять несколько операций одной, объединять, расчленять и соединять элементы пространственных объектов.

Изучение работ известных методистов и исследователей позволило мне увидеть в детском творчестве (речевом творчестве) уникальное дидактическое средство развития образного мышления, воспитания, обучения школьников, развитие личности в целом. Речевое творчество детей даёт возможность наблюдать динамику развития образного мышления младших школьников.

Литература

«Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся» М, Педагогика, 1989 г., И.Я.Каплунович

«Психологические основы развития речи» М, 1966 г., Н.И.Жинкин

«Речь младших школьников и пути её развития» М, 1975 г.,,М.Р.Львов

«Мышление и речь»М-Л, 1934г., Л.С.Выготский

«Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника» М, 1985 г., Н.Н.Поддъяков

«Речь и мышление ребёнка» М,1994г., Ж.Пиаже

«Речь. Речь. Речь.» М,1990г., Т.А. Ладыженская






See also:
Яндекс.Метрика