Расселение населения Урбанизация Экологические проблемы больших городов-


План урока по предмету

«Экономическая и социальная география Мира»

группа АМ-14, 1курс

Тема: «Расселение населения. Урбанизация. Экологические проблемы больших городов»- 1 час

Цели урока:

Образовательная:

1. Сформировать у учащихся знания по изучаемой теме.

2. Познакомить учащихся с понятиями «расселение», «урбанизация», «агломерация», «мегалополис».

Развивающая:

1.Стимулировать мыслительную деятельность учащихся, развивать память и воображение, логическое мышление.

2.Развивать навыки самостоятельной деятельности на уроке.

Воспитательная:

1.Воспитывать у учащихся интерес к познанию разнообразия стран Мира,

особенности размещения населения и возникающих при этом проблем.

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Обеспечение урока: учебники, атлас и контурные карты

Ход урока:

1.Организационный момент-2 мин.

( проверка готовности учащихся к уроку, наличие тетрадей, контурных карт, учебников)

2.Обьявление темы, цели и задач урока-2 мин.

3.Изучение нового материала-28-30 мин.

4.Первичное закрепление материала-5 мин.

( выводы по теме, ответы на вопросы)

5.Подведение итогов урока-3 мин.

(напомнить тему и цель урока, дать оценку занятию в целом, отметить наиболее активных учащихся и объявить оценки)

6.Домашнее задание-1 мин.

Изложение нового материала

1.Города и сельские поселения как формы расселения.

По характеру расселения население мира можно разделить на городское и сельское.

Сельское расселение возникло с развитием земледелия. В настоящее время более половины населения мира живет в сельской местности. Сельских населенных пунктов насчитывается 15-20 млн. Они различны по величине, форме, специализации хозяйства.

Формы сельского расселения:

Групповая (деревенская)- хар-на для стран Ц. и Ю. Европы, России, Японии и для развивающихся стран;

Рассеянная (ферма)- хар-на для США, Канады, Австралии, С. Европы.

Городское расселение. Города возникли в междуречье Тигра и Евфрата как центры административной власти, торговли и ремесла. С развитием индустрии в них концентрировалось промышленное производство, транспорт. Сегодня функции городов расширились(пром-ть, культура, наука, адм-ый центр, транспортный узел).Определение города в разных странах различно (США-2,5 тыс. чел.; Индия- 5 тыс.; Япония-20 тыс.; Финляндия, Дания- 200 человек). В России учитывается не только число жителей, но и показатель занятости населения(пром-ть, сфера обслуживания).

В настоящее время размещение населения все более определяется географией городов.

2.Динамика соотношения численности городского и сельского населения.

В течении 20 века численность городского населения возросла от 220 млн. чел. До 2276 млн. чел., а доля жителей городов во всем населении возросла от 14% до 45%. При этом доля сельского населения упала с 86% до 55%.

3.Урбанизация как всемирный процесс.

Процесс роста городского населения, увеличения числа городов и их укрупнения, возникновение сетей и систем городов, повышение роли городов в современном мире называется урбанизацией.

Урбанизация – важный социально-экономический процесс современности. Ее этапы:

— начальный – 19 век (начало в Европе и С.Америке);

— первая половина 20 века (увеличения числа городов во всем мире);

— вторая половина 20 века (увеличение темпов роста городов переход к агломерации (территориальная группировка городов и сельских поселений), формирование мегалополисов (слияние городских агломераций).

4.Общие черты урбанизации, уровни и темпы урбанизации.

Черты урбанизации

Примеры проявления

Быстрые темпы роста городского населения

За вторую половину 20 века доля городского населения выросла на 16%

Концентрация населения преимущественно в больших городах

Начало 20 века городов свыше 100 тыс.чел – 360, к настоящему времени более 2500

Число городов-миллионеров превысило 200

12 городов мира имеют численность населения более 10 млн. чел.

«Расползание» городов, расширение их территории

Формирование агломераций (Мехико, Токио, Н-Йорк с численностью населения 16-20 млн. чел.)

Формирование мегалополисов: Босваш-45 млн. чел.; Токайдо – 60 млн.чел. и др.

По уровню урбанизации можно выделить:

А) высокоурбанизированные страны (доля городского населения более 50%) Англия, Кувейт, Австралия, Япония, Россия

Б)среднеурбанизированные (20-50%), Алжир, Индия Египет, Боливия

В)слабоурбанизированные (менее 20%), Чад, Эфиопия, Сомали, Замбия

Темпы урбанизации различны: в развивающихся странах темп роста городов в 4,5 раза выше, чем в развитых (Африка, Азия). Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах н-ся «городской взрыв».(Почему?)

Особенность процесса урбанизации для развитых стран – явление субурбанизации – переезд части городского населения в пригороды. (в США 60% жителей живет в пригородах) (Вопрос для уч-ся «Чем можно объяснить это явление?»)

5.Проблемы урбанизации.

Учащимся предполагается назвать проблемы урбанизированных городов по их мнению

— экология (80% всех выбросов в атмосферу, загрязнение окружающей среды)

— тепловое воздействие городов (ощущается в пределах 50 км)

— изменение естественного ландшафта;

— возникновение «трущобной или ложной урбанизации», связанной с притоком малоимущего сельского населения в крупные города.

В крупных городах принимаются различные меры по охране и улучшению городской среды.

Закрепление нового материала

Вопросы для проверки усвоения нового материала:

Почему в развитых странах замедлился темп урбанизации?

Почему города стали главной формой расселения людей в современном мире?

Объясните понятие «ложная урбанизация»






See also:
Яндекс.Метрика