Словарная работа на уроках грамматики и правописания по русскому языку


Словарная работа на уроках грамматики

и правописания по русскому языку.

В качестве ведущего принципа выступает развитие речи, что придает курсу русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению книг.

Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности начальный курс русского языка предполагает решение таких важных вопросов как:

-обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;

-развитие логического и образного мышления;

-освоение нового для детей вида деятельности, умение рационально использовать время на уроке, овладение посильными приемами самостоятельной работы;

-развитие интереса к учебным занятиям, к книге- источнику знаний и жизненного опыта;

Система приемов и упражнений по объяснению значения слов и активизации их в речи разрабатываются с учетом:

-особенностей каждого периода обучения и этапов формирования умений и навыков говорения;

-положительного и отрицательного влияний родного языка;

-необходимости активного или пассивного усвоения слов (для активного усвоения на год предусматривается в 4 классе 700 слов).

Если слово предназначено для активного усвоения, то отрабатываются и звуковая, и семантическая, и грамматические его формы посредством выполнения предречевых и речевых упражнений. Если же слово предназначено для пассивного усвоения, то обрабатываются звуковая и семантическая его формы посредством выполнения лексических упражнений. Для объяснения значения слов пользуюсь следующими приемами:

-Наглядная семантизация (зрительная и моторная наглядности)

-Перевод на родной язык.

— Расширенное толкование на родном или русском языке(языковая наглядность)

-Использование синонимов и антонимов.

-Определение значения слова из контекста или по корню.

-Использование толковых словарей учащимися.

В плане расширения словарного запаса учащихся и повышения их грамотности при повторении состава слова (как и частей речи) были использованы такие виды упражнений, как объяснение значения слов, разбор слова по составу, подбор однокоренных слов, образование слов с данными приставками и суффиксами, подбор синонимов и антонимов, употребление слов в прямом и переносном значении.

В связи с работой над безударными гласными учащимся предлагались такие задания:

Упражнение 1. Объяснить значение слов: объяснение, комбайн, вершина, дождливый. Поставить в этих словах ударение и подчеркнуть безударные гласные в корне

Упражнение 2. Подчеркнуть корень в словах: наградить, правдивый, читатель. Составить с данными словами предложения.

Упражнение 3. Подобрать проверочные слова для проверки безударных гласных в корне слов: оградить, мириться, пригородный. Составить с этими словами словосочетания или предложения

Упражнение 4. Составить сочетания со словами: запевать- запивать, удалять- утолять, поседел- посидел. Образец: Удалять зуб- утолять жажду.

Уделяется внимание словарной работе и при изучению слов с непроверяемым написанием. Для этого предлагались упражнения на объяснение слов, на подбор синонимов, образование от данных слов других частей речи, составление предложений и.т.д.

Примеры таких упражнений;

Упражнение 1. Образовать другие части речи от слов автомат, мелодия, дежурить, операция.

Упражнение 2. Объяснить значение слов карнавал, глобус, гербарий.

Упражнение 3. Составить предложения со словами вымпел, стыдно, гасить.

Давались и другие задания. Например, вставить пропущенные буквы в данных словах, написать слова на указанную букву или на заданную орфограмму.

Большие возможности для работы над трудными словами имеются при изучении частей речи. Так работая над именем существительным, учащиеся выполняли упражнения на образование существительных с данными суффиксами , на составление предложений.

Примеры. Упражнение 1. Составить словосочетания или предложения со словами лес-лесник-лесной-лесовик, мир-мирный-мириться-, стройка- строение- строительство.

Упражнение 2. В виде домашнего поискового задания детям предлагалось найти и писать пословицы и поговорки со словами глаз, голова, рука.При проверке домашнего задания учащимся ставится вопрос: Почему так говорят? И дети объясняют значение поговорок, фразеологических оборотов, составляли мини-рассказы, тексты.

Упражнение 3. Указать различные значения слов земля , мир. Составить с этими словами предложения.

Кроме того, при повторении имен существительных были использованы такие виды упражнений, в которых требовались.

1)Подобрать к данным существительным синонимы(работа-труд, грусть- печаль), антонимы (день-ночь, любовь-ненависть, начало-конец).

2)Образовать множественное число существительных, в которых часто допускаются ошибки (снег-снега, шофер-шоферы, город-города).

3)Догадаться и написать, о ком или о чем идет речь:

а) Учреждение, где хранятся книги для общественного пользования .(Библиотека)

б) Листы бумаги,на которых печатаются сообщения о событиях в мире. (Газета)

в) Надпись на письме с указанием места назначения и получателя. (Адрес) и.т.д.

4)Составление кроссвордов на одни и те же орфографические правила или по какому-либо грамматическому признаку.

д

б

ж

б

ь

д

1)Период времени в 12 месяцев.

2) Специальный знак государства, города.

3)Помещение для автомобиля.

4)Птица.

5) Животное, которое обитается в пустыне.

Можно провести игры «Цепочка слов» , «Требуется слово» и.т.д.

5)Подбирать и написать однокоренные имена существительные. Учитель называет глаголы: рисовать(рисунок), просить (просьба), катить (каток)и.т.д.

6)Найти в каждой строке лишнее слово и подчеркнуть его.

Дом, стол, ножи, зуб.

Птица, снег, медведь, белый и.т.д.

7) Найти слова в слове.

Хлев, коса, укол, уточка, зубр, удочка и.т.д.

Целесообразно рассказать детям о том как рождаются и живут слова. Народ заметил какой-то яркий признак (внешний вид, место, сходство с другими предметами, качество) и по этому признаку дал название. Необходимо подвести детей к осознанию того, что все слова в русском языке имеют определенную структуру, свои особенности и закономерности образования. Русский язык постоянно развивается и обогащается новыми словами и каждое слово имеет свою историю. Узнавать историю происхождения слов- увлекательное занятие для ребят. Необходимо , чтобы школьники сами искали материал из жизни слов, открывали их тайны, определяли происхождение некоторых мотивированных слов. Для раскрытия лексического значения слова в единстве со словообразовательными аффиксами можно предложить слова: будильник, букварь, земляника, малина, озимь, лесник, попутчик, подарок, подснежник, словарь, ледоход, курятник, житель, заморозки и.т.д., встречающиеся при выполнении упражнений на уроках русского языка.

Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словарика. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть предложены по темам: «Овощи», «Инструменты», «Животные», «Растения», «Явления природы» и.т.д.

Работа с загадками ведется при объяснении нового слова и закрепления изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их компетентностной деятельности.

В связи с изучением частей речи уделялось прежде всего внимание согласованию прилагательных с существительными, различению прилагательных по значению, образованию прилагательных и.т.д.

Упражнение 1. Дополнить прилагательными следующие предложения: Луч солнца осветил комнату. Листья берез едва колыхались на ветру. По небу плыли облака. Из-за реки доносились голоса.

Упражнение 2. Составить предложения с прилагательными золотой, каменный, холодный.

Упражнение 3. Дописать окончания прилагательных открыт.. дверь, темн.. ночь, чист.. тетрадь.

Упражнение 4. Подобрать синонимы к прилагательным . Громкий, прекрасный, умный, ласковый.

В целях обогащения словаря и закрепления орфографических навыков учащимся были предложены и такие виды упражнения:

В данных сочетаниях прилагательные заменить синонимами (железный характер- твердый характер).

Подобрать однокоренные прилагательные (родимый- родненький, родной, родственый)

Записать по 2-3 пословицы и поговорки с прилагательными смелый, умный, сильный и.т.д.

В ходе изучения глагола эффективными были виды словарных упражнений, связанных с подбором и образованием глаголов с данными орфограммами, составление словосочетаний и предложений с трудными по значению и написанию глаголами и другие.

Упражнение 1. Подобрать пары однокоренных глаголов: выходить-сходить, Выписывать- списывать, вынимать- снимать и.т.д.

Упражнение 2. Составить сочетания с глаголами приезжать-приходить, снимать- раздевать, выходить-входить и.т.д.

Упражнение 3. Объяснить значение глаголов недоедать, недолюбливать, недосыпать (недоедать- мало есть, недолюбливать-чувствовать неприязнь, недосыпать-мало спать)

Упражнение 4. Замени словосочетания глаголом:

а) обратиться с вопросом- (спросить)

б)возражать, доказывать свое-(спорить)

в) переместить сверху вниз- (опустить)и.т.д.

В итоге таких словарных упражнений при изучении основных грамматических тем дети обогатили свой словарный запас слов, повысили свою орфографическую зоркость и общеречевую грамотность. Эти упражнения научили учащихся «всматриваться» в каждое слово, обращать внимание на их правописание.






See also:
Яндекс.Метрика