Словарик по технологии_23821


Словарик по технологии

Выполнила Бусурина Виктория Сергеевна

Владимир 2013год

Аппликация

АППЛИКА́ЦИЯ (франц. application от лат. applicatio — «прикладывание») — техника декоративного искусства, заключающаяся в вырезании фигур по контуру из какого-либо материала: разноцветнойбумагикартонатканикожи и в прикреплении этих фигур к основе из другого материала, иногоцвета и фактуры. Разновидность этой техники в работе с цветной бумагой и клеем чаще называютколлажем. В том случае, если элементы фигур и фона в равной степени подвижны и монтируются на общую основу, — это инкрустациямозаика. Та же техника в работе с деревом называется маркетри, в случае углубления, врезания в основу — интарсия. Поэтому аппликацией чаще называют работу с тканью, кожей, войлоком. Так в степных районах Евразии в период распространения «звериного стиля» многие декоративные элементы повозок, палаток, шатров выполнялись в технике аппликации из разноцветного войлока. В эпоху Итальянского Возрождения при оформлении стен интерьеров,мебельной обивки и деталей костюма применяли технику аппликации разноцветным бархатом поатласу. Причем контуры рисунка обшивали декоративным шнуромканителью или нитками жемчуга, что усиливало декоративный эффект: контраст цвета и фактуры. Знаменитые коптские ткани IV—VII вв. выполнены в технике аппликации и вышивки разноцветной шерстью на льняном полотне. Аппликация применена и в ковре из Байо — шедевре романского искусства XI в. (сравн. квилт).

Обрывная аппликация.

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистыйцыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки исоставляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не прост орвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Этобудет сделать проще, если сначала на обратной стороне цветной бумаги нарисоватьконтур рисунка.

Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображениеадумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая деталислоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).

При такой технике образ получается путем наклеиваниямножества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могутиспользоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваныебумажки.

Симметричная аппликация.

Этот образ хорош для вырезания образов, имеющих симметричноестроение, или для получения двух совершенно одинаковых изображений. «Заготовку»(квадрат или прямоугольник подходящего размера) складываем пополам, держим засгиб и вырезаем лишь половину изображения.

Ленточная аппликация.

 Этот способ позволяетполучить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных илисвязанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взятьширокий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Онисмогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

…Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мираак пусть перед ним открывается чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка…

В.А. Сухомлинский.

В программах по трудовому обучению аппликация занимает по праву достойное место. Техника аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, понимания цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии.

Выполнение аппликаций заставляет детей рассматривать окружающий мир, наблюдать происходящие в нём изменения.

Аппликация – способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги и других материалов.

Широко используется аппликация в декоративно-прикладном искусстве для создания кашпо, ковриков, занавесей.

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании, нашивании их на другом материале, принятом за фон.

Различные виды аппликации из бумаги можно представить следующим образом:

по содержанию: предметная, декоративная, сюжетно-тематическая;

по количеству используемых цветов: силуэтная, цветная;

по наличию симметрии: симметричная, ассиметричная;

по форме: геометрическая, негеометрическая;

по форме прилегания к поверхности: плоская, объёмная;

по количеству деталей: целыми силуэтами, раздробленная на части, мозаика;

по способу прикрепления деталей: однослойная, многослойная

кроме того, отдельным видом работ выделяют аппликации из ткани и природного материала.

Сочетание этих видов аппликаций в различных комбинациях даёт бесконечное множество работ, позволяя решать разнообразные задачи: создание кашпо, ковров, гобеленов, поздравительных открыток, оформление самодельных книг, тетрадей, альбомов, украшение помещений, одежды, поделок и т. д. Эта классификация даёт представление о богатстве изобразительно-выразительных средствах аппликации и позволяет представить её возможности.

Планируя занятия, необходимо учитывать общий уровень подготовленности детей, наличие материалов и инструментов. Учитель должен стремиться, чтобы все изделия, выполненные детьми, имели аккуратную и красивую отделку. Помогая выбрать мотив или сюжет для аппликации, необходимо учитывать не только сложность операций и закреплённых навыков, но и ожидаемое качество выполнения работы, с тем, чтобы по достоинству оценить труд учащихся. Задания необходимо составлять на основании программы по трудовому обучению.

После выбора заданий необходимо подобрать материальное оснащение для данного занятия, продумать подготовку рабочих мест.

Материалы, инструменты и приспособления

БумагаЭто основной материал для выполнения аппликаций в начальной школе. В наборах цветной бумаги часто встречаются красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный цвета. Реже встречаются розовый, бордовый, голубой, оранжевый и др. Надо учитывать, что в одних наборах цвета яркие, сочные, насыщенные, в других – тусклые, мрачные, много «грязных” оттенков. Хорошо получаются аппликации из бархатной бумаги, но при работе с ней, необходимо помнить, что её надо склеивать в несколько слоёв.

КартонОтличными качествами обладает тонкий, глянцевый картон, который можно легко сгибать, вырезать, клеить.

КарандашПри выполнении эскизов применяют карандаш средней твёрдости. Работают только правильно заточенным карандашом.

РезинкаДля работы выбирают мягкую резинку.

НожницыДля вырезания бумаги важно выбрать хорошие, острые ножницы. Удобно и аккуратно можно вырезать ножницами размером от оси до закругления 60-80 мм. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем винте.

КлейБольшое значение при выполнении аппликации имеет качество клея. Самым лучшим и удобным для работы является синтетический клей ПВА.

ШаблонДля его изготовления контур необходимой детали рисуют на тонком картоне и вырезают точно по линии карандаша. При обводке шаблона грифель карандаша плотно прижимают к краю шаблона, помня, что при обводке ошибка может достигнуть 2–3 мм и сильно изменить силуэт.

На каждом уроке необходимо приучать детей к сознательному выполнению техники безопасности и санитарной гигиены.

Основные правила при выполнении аппликации

Во время работы быть внимательным и аккуратным.

Быть осторожным с колющими и режущими инструментами, шилом. Передавать инструмент товарищу только ручкой вперёд. Располагая инструменты на столе, следить, чтобы инструмент не упал.

Инструмент применять только по назначению и в соответствии с правилами.

Посуду с клеем надёжно устанавливать на рабочем месте.

Приступать к работе только после соответствующего инструктажа и разрешения учителя.

Во время выполнения задания работать спокойно, без резких движений, чтобы не свалить бумагу, клей, вырезанные, но не наклеенные детали для аппликации.

Не отвлекать и не мешать рядом сидящим товарищам

Не вытирать глаза грязными руками.

Обязательным требованием уроков является: соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструментов, цветной бумаги, предотвращение потёков клея на столах, экономия материалов, сборка их отходов.

При осознанном выполнении всех правил культурного поведения на рабочем месте учащиеся работают точно, аккуратно, уделяя основное внимание творческому выполнению работы.

БатикБатик в Энциклопедическом словаре:Батик — (малайск.) — техника росписи, а также украшенная ею многоцветнаятканьРисунок наносят тонким слоем воска, материю опускают в краскуоторая окрашивает не покрытые воском части ткани. Роспись батик издавнаизвестна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе — с 20 в.

Вазочки-шкатулки

В таких шкатулках можно хранить все сыпучее, вплоть до круп. Ну и для рукодельниц просто идеальный вариант хранения безделушек — дешево и вполне симпатично! Понадобятся лишь бумага (гофрированная), пластмассовые бутылки, клей и немного фантазии. 

Вышивка

ВЫ́ШИВКА (от праслав. siti, лат. suo, sutum — «шитье») — искусство создания изображенийрнамента, декора на ткани с помощью нитей, иглы или крючка. Вышивание как художественное ремесло развивалось постепенно из техники плетения и шитья одежды. Вышивка может производиться по шелковой, хлопчатобумажной или шерстяной ткани, по бархату и парчеразноцветными нитями, бисером, жемчугом, стеклярусом (см. также золо́тное шитье). Существуют различные техники вышивки: крестом, гладью, стебельчатым или тамбурным швами, мережкойастилом. Ажурная вышивка называется кружевом или гипюром. Известно, что в Древнем Китаешелковые ткани, появившиеся во 2 тыс. до н. э., украшали вышивкой. Самые ранние из сохранившихся шитых шелковых тканей, относящиеся к периоду Хань (II в. до н. э.), обнаружены при раскопках в Аньяне. Лучшие вышивки по шелку относятся к периоду Тан (VII—IX вв. н. э.). Ранние образцы из Японии датируются VII в. В Индии декоративное шитье шелковыми, золотыми исеребряными нитями распространилось с VII в. По утверждению древнеримского историка Плиния Старшего (I в. н. э.), искусство вышивки узоров разноцветными нитями с золотом и серебром возникло в Вавилоне. В богатых римских домах вышитые скатерти для обеденных столов втриклиниях называли triclinaria babilonica (лат. «вавилонские ковры»), а технику вышивки — babilonica acus (лат. «вавилонская игла»; см. также ткачество). К VI—VII вв. относятся лучшие образцы вышитых шелковых тканей из Византии и Персии (см. Сасанидов искусство). Коптские ткани IV—VII вв. н. э. выполнены в технике аппликации и вышивки шерстью по льну. Искусство вышивки характерно для кочевых народов (см. «звериный стиль»), искусства норманнов. Знаменитый «Ковер Матильды» из Байо (XI в.) выполнен в технике аппликации и вышивки стебельчатым швом и гладью. С XII в. в западноевропейских монастырских мастерских ковры изготавливали на ткацких станках, а отдельные детали изображений — головы, руки фигур — вышивали вручную (см. гобеленпалера). Так называемая далматика Карла Великого (рубеж VIIi—IX вв.) с изображениемСпасителя на престоле вышита золотой нитью по шелку. Вышивкой украшали коронационныемантии, священнические ризы, антиминсы, плащаницы. Самые дорогие — расшитые жемчугами, золотом и стеклярусом — шелковые и парчовые ткани изготавливали в Испании, в Малаге, с XII в. — в Италии, в Лукке, с XVI в. — во Франции, в Лионе (см. лионские шелка). Венецианский «рытый» (рельефный) бархат XIV—XVI вв. под влиянием привозного, турецкого, затканного золотой и серебряной нитью, дополняли вышивкой. Известностью пользовались вышитые ткани из других итальянских городов: Генуи, Милана, Сьены, Перуджи, а также английские и с XV в. — германские, главным образом из Нюрнберга. Однако постепенно вышивку стали вытеснять шпалеры — большие ковры, изобразительные композиции которых создавались самой техникой ткачества (смАнжерский Апокалипсис»; Аррас; брюссельские шпалеры; га́рус; мильфлёры; сю хуа.

техника безопасности при вышивке

     На всякий случай напомню, что техника безопасности – это комплекс мер, которые необходимо предпринимать для сохранения здоровья при выполнении каких-либо работ.

     Так как при выполнении вышивки мы применяем ряд приспособлений, которые могут оказаться, при неаккуратном пользовании, травмирующими, необходимо знать некоторые «правила поведения» при работе. Выполняя элементарные правила, написанные ниже, вы убережете себя и своих близких от нежелательных последствий вашего любимого занятия. Как говориться, кто предупрежден – тот вооружен.

Техника безопасности при вышивке, основные положения: 

1)      Вымыть руки. Что может быть проще, но не стоит этим правилом пренебрегать. Так вы не испачкаете изделие и материалы.

2)      Не трогать изделие влажными руками. Капли жидкости могут нарушить структуру ткани, или же дать нежелательное окрашивание светлых нитей более яркими цветами.

3)      Не откусывать нитку зубами. Да, не забывайте пользоваться ножницами, так вы не наделаете затяжек в работе.

4)      Делать перерывы. У меня есть статья, где я писала о пользе для здоровья различных видов рукоделия. Так вот, если не делать перерывы в работе – никакой пользы не получите, а можете, в лучшем случае получить головную боль, усталость, раздражительность.

5)      Не вкалывать иголку в одежду. Лучше ее вкалывать в игольницу.

6)      Не оставлять иголку на рабочем месте без нитки. Даже если вы ее забыли вколоть в игольницу, а оставили на рабочем месте – вы ее сможете без особого труда найти. Если вы еще сами не знаете, то поверьте наслово – не самое приятное занятие напороться на иглу. 

7)      Передавать ножницы кольцами вперед. И ножницы при этом должны быть сомкнуты.

8)      Следить за движением и положением ножниц. При неаккуратном обращении с ножницами можно или самой травмироваться или отрезать нечаянно нужную часть изделия.

     Теперь вы все знаете! Будьте внимательны – и получите только удовольствие от вашего любимого занятия.

Игла

Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны. Используется для разрушения либо деформации объекта воздействия с целью получения каких-либо новых свойств объекта либо преодоления его. Вследствие незначительной площади острия иглы, сила, приложенная вдоль иглы оказывается сосредоточенная на небольшой площади. Это обстоятельство позволяет иглам не повреждаясь протыкать материал, твёрдость которого меньше твёрдости материала, из которого состоит сама игла. Иглой называются также многие другие предметы, имеющие похожую форму. Можно сказать, что игла является разновидностью лезвия при стремящемся к нулю размеру грани лезвия.

Правила безопасной работы со швейной иглой

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2.  Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3.  Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

 

Канва

Канва (франц. canevas), сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда в качестве прокладочного материала в одежде.

Канцелярский нож

С недавних пор, где-то с полгода, увлеклась я картоном. Естественно, что его постоянно нужно нарезать, работаю я в основном с упаковочным картоном, у которого много слоев, так что нож нужен постоянно. Начинающим работать с бумагой в больших количествах, в разных техниках: модульное оригами (если модули режутся самостоятельно), все виды вырезания, моделирование, картонаж.

Последнее время в преддверии Нового года многие взялись вырезать картины, открытки, делают вытананки, бумажные туннели, часто в первый раз. Опытные мастерицы наверняка все секреты знают, но опросив свое ближайшее окружение, я поняла, что для многих эти секреты стали открытием.

Правила безопасной работы с канцелярским ножом 

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3.  Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

4.  В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Картон

КАРТО́Н (франц. carton, итал. cartone — увеличит, от carta — «бумага»; см. карта) — материализобразительного искусства, толстая, проклеенная бумага для рисования и живописи гуашью,темпероймаслом. В ином значении — подготовительный рисунок будущего произведения (обычно большого размера) — фрескимозаикишпалеры — или рисунок части композиции, выполненный внатуральную величину для последующего переноса непосредственно на изобразительную поверхность (см. понсировка). Картонье́р (франц. cartonier) — мастерхудожник по изготовлению картона (как правило, по живописному оригиналу другого художника) для тканых ковров — шпалер,гобеленов. «Картон-пьер» (франц. pierre — «камень») — папье́-маше́, бумага с добавлением мела,цемента, иначе — «каменный картон», материал, используемый для формования мелких элементовархитектурного декора. Картоньерка — шкафчик для бумаг.

Квиллинг

На английском языке это рукоделие называется «quilling»— от слова «quill» или«птичье перо».В отличие от оригами, родиной которого является Япония,искусство бумагокручениявозникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества. В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. 

Инструменты для квиллинга

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения: Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели. Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением. Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.  Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА. При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.  

Бумага для квиллинга

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги — самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму. Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почуствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скоректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем — используя свою фантазию. Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Бумажные розы в технике квиллинг



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика