Склонение имен существительных


Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О СКЛОНЕНИИ)

Тип урока : открытие новых знаний

Цели урока: познакомить с изменением окончаний имен существительных в зависимости от связи с другим словом; формировать умение склонять имена существительные.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, абстрагирование, аналогия, сравнение.

Демонстрационные материалы: таблицы с опорными схемами, образцы и эталоны для самопроверки, электронная презентация.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, рисунки для рефлексии, алгоритм каждому ученику.

Ход урока

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 1)мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока: изучение нового правила.

Организация учебного процесса на этапе I.

Люблю тебя, грамматика

Ты умная и строгая

Тебя, моя грамматика,

Осилю понемножку я!

— Какой раздел русского языка мы изучаем?

-С какой частью речи мы работали на последних уроках?

-Что такое имя существительное?

-Что мы о нем знаем?

-Как вы думаете, мы все узнали об этой части речи?

-Как на уроке будем узнавать новое?

(Сначала поймем, что не знаем, затем самостоятельно узнаем новое)

— А что нужно сначала сделать, чтобы узнать новое?

(Повторить то, что знаем)

— Повторять будем всё, что знаем?

(Нет, только те знания, которые нам помогут при открытии новых знаний)

II. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить алгоритм

2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование;

3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

Организация учебного процесса на этапе II.

Откройте тетради, запишите число, Классная работа.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Начнем работу с минутки чистописания. Запишите, продолжив закономерность.

Вв В Вв в Вв В

Из слов данной строчки составьте предложение.

Весна, утро, год.

-Прочитайте предложение. Почему вам пришлось изменить слово год? Согласны ли вы, что весна-утро года? Почему?

Спишите предложение, выделите окончания существительных, укажите род.

Словарная работа.

Прочитайте слова, найдите лишнее слово.

весна

весны

весне

весну

весной

о весне

весенний

-Почему слово весенний лишнее?

Чем отличаются эти слова? (окончаниями)

Спишите слова, выделите окончания. Что такое окончание?

III.Выявление места и причины затруднения.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливаются выполненные операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым алгоритмом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения-тех контрольных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.

Организация учебного процесса на этапе III.

— Попробуйте так же изменить окончание слова солнце.

— Что у вас получилось?

— Почему не смогли выполнить задание?

(весна-ж.р., солнце-ср.р., нет вопросов, слов-помощников)

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащимися проекта будущих учебных действий:

1.уточнение цели проекта;

2.уточнение темы урока;

3.определение средств;

4.построение плана достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе IV.

-Сформулируйте цель сегодняшнего урока.

(Научиться изменять окончания имен существительных по вопросам)

-Сформулируйте тему урока.

(Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением имен существительных по падежам или склонением.)

Тема урока: Изменение имен существительных по падежам.

Вернемся к словарной работе и попробуем поставить к каждому существительному вопрос.

Что? Весна

Чего? весны

Чему? весне

Что? Весна

Чем? Весной

О чем? О весне

-Сколько получилось вопросов? (6)

В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет свое название.

-Хотите узнать откуда пошли названия падежей?

Он еще не родился, а уже думали какое ему дать имя, поэтому решили назвать Именительный. Родился- стал Родительный. Это имя ему тоже подходило.

Он был маленький , ему все давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили , и он стал винительным.

Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным.

Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.

Но когда о нем хотели рассказать, вспоминали все его имена-падежи.

V. Реализация построенного проекта.

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний: алгоритма склонения имен существительных;

2) зафиксировать в речи и в знаковой форме ( с помощью эталона) способ склонения имен существительных, сформировать умение использовать его а практике;

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе V.

— Предлагаю поработать в парах. Используя памятку- алгоритм измените окончание существительного солнце .

— Проверим, выделим окончания.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать правило о склонении имен существительных.

Организация учебного процесса на этапе VI.

Работа по учебнику.

— Прочитайте правило, расскажите друг другу.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2)проверить свое умение склонять имена существительные.

Организация учебного процесса на этапе VII.

Упражнение 434.(по вариантам)

Физкультминутка.

А теперь вы можете работать самостоятельно. Выберите себе задание по силам. Желаю успеха!

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к применению новых знаний.

Организация учебного процесса на этапе VIII.

Творческая работа.

Составить из данных слов предложения о весне.

Продолжить рассказ.

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 1) оценить результаты собственной деятельности;

2) согласовать домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе IX.

Что нового узнали о существительном?

-Какую цель ставили перед собой?(Узнать, что такое склонение имен существительных)

— Достигли мы своей цели?

Оцените свою деятельность.

-Поднимите руки те учащиеся, которые все поняли , но у них остались вопросы.(Д/з. упр. 433.)

-Поднимите руки те, кто всё понял и может работать по алгоритму. ( Д/з. упр.435)

-Поднимите руки те, кто всё понял, может работать по алгоритму и может объяснить другому. (Д/з. Составить 5 предложений о весне, указать падеж имен существительных.)






See also:

Склонение имён существительных


Урок русского языка по теме

«Три типа склонения имен существительных».

Учитель: Охрименко Л.В.

Тип урока – обобщающий.

Продолжительность урока – 40 минут.

Цели:

1. Обобщить знания о склонении имен существительных, совершенствовать умения учащихся определять тип склонения;

2. Развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление;

3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

І. Организационный момент. Сообщение целей урока.

На уроках русского языка мы часто приходим в гости к Частям Речи. Уже познакомились со многими жителями этой страны. Не раз мы были в гостях у Имени существительного. Многое рассказала о себе эта часть речи: как живет, чем занимается, с кем дружит. Мы узнали о трех типах склонения. Сегодня на уроке мы будем тренироваться в умении без ошибок определять тип склонения имен существительных.

Сколько склонений вы знаете?

Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится существительное? (определить род, выделить окончание)

— А если существительное стоит в косвенном падеже?

( поставить в начальную форму)

Что мы называем начальной формой существительного?

(ед.ч., И.п.)

— Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Распределение слов по типам склонения

(Работа с интерактивной доской, карандаш)

— На доске записаны слова, вам надо распределить их в 3 столбика по типам склонения и объяснить свой выбор, 1 столбик -1 скл, 2 столбик -2 скл, 3 столбик – 3 скл.

— Выходите по цепочке, начиная с 1 ряда, остальные в тетрадях.

Голубика, персик, сирень, папа, яблоко, рожь, груша, ужин, осень,

дядя, мороз, дочь, слива, лицо.

— Молодцы!

2. Игра «Подбери слова».

За 3 минуты 1 ряд подбирает и записывает имена существительные 1 склонения, 2 ряд – 2 склонения, 3 ряд – 3 склонения

Проверка

Физминутка.

Звучит спокойная музыка.

Ребята! Положите руки на парты. Опустите голову, закройте глаза. Представьте, что вы в лесу. Ваши плечи, мышцы плеч, лица, ног расслаблены. Вокруг тишина. Вслушайтесь в звучание музыки. Вам хорошо, спокойно. Мысли только светлые, добрые. Вы полны сил и энергии. Вы многое знаете и умеете. На счёт «три» откройте глаза. Один! Два! Три!

4. Работа со словами антонимами. (Интерактивная доска (шторка)

-Я буду называть имена существительные, а вы подберите и напишите через запятую антонимы, определите склонение.

ложь – правда, трудолюбие – лень, радость грусть.

ночь – день, злость – доброта, тишина – шум, темнота – свет.

— Проверьте, у кого по другому?

(Открыть шторку)

— Составьте предложение со словами антонимами и запишите его.

— Какие предложения записали?

Проверка.

5. Итог:

— По каким признакам мы определяем склонение существительных?

(По роду и окончанию)

6. Домашнее задание:

— Из словаря учебника выбрать и записать по 5 слов разного склонения.






See also:
Яндекс.Метрика