Устные вычисления на уроках математики


МКОУ «Средняя общеобразовательная школа» селканово Юхновского района Калужской области

«Устные вычисления на уроках математики».

Жулькова Нина Михайловна

Учитель начальных классов

Одной из основных задач преподавания курса математики является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Качество вычислительных умений определяется знанием правил и алгоритмов вычислений. Умения формируются в процессе выполнения целенаправленной системы упражнений. Вычислительные навыки отличаются от умений тем, что выполняются почти бесконтрольно. Образование вычислительных навыков ускоряется, если учащимся понятен процесс вычислений и его особенности. Вычислительные умения и навыки формируются на всех этапах изучения математики. Но прочность знаний целиком зависит от фундамента. Фундамент же закладывается в начальных классах. Часто приходится сталкиваться с тем, что ребенок, умеющий молниеносно определить ход решения задачи повышенной сложности, не справляется с вычислениями. А большая часть класса регулярно подглядывает таблицу умножения. Если не направить все свои усилия на развитие у учащихся вычислительных умений и навыков в этот период в дальнейшем придётся испытать трудности в работе, а дети не достигнут желаемого уровня освоения знаний, умений, навыков.

Умственная нагрузка на уроках математики заставляет задуматься учителя над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построен урок. Необходимо, чтобы каждый ученик работал активно и увлеченно на уроке, т.к. это способствует развитию его умственных способностей, творческой активности и самостоятельности. Поэтому учителю надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят в школу. Именно мы закладываем основы обучения математике наших воспитанников, раскрываем ее притягательные стороны. Важную роль в повышении вычислительной культуры учащихся выполняют игры. Применение игр в первую очередь предназначено для того, чтобы заинтересовать наиболее пассивную часть класса, редко принимающую участие в работе на уроке при традиционном его проведении. Поэтому на начальном этапе, при введении в практику урока дидактических игр, представляется целесообразным применять игры, не требующие глубокого знания и даже понимания текущего материала. В этом случае назначение дидактических игр – в развитии познавательного интереса, способствующего накоплению знаний, умений, навыков, в придании уроку более неформального характера, в привлечении внимания учащихся к проводящейся работе. Постепенно назначение игр изменяется. Они начинают применяться для проверки полученных знаний посредством решения нестандартных задач в привлекательной, интересной для детей форме. При этом во время игры в группе главным действующим лицом на уроке становятся сами дети, а не учитель. Но не всегда использование игры полностью целесообразно. Это может быть связано, например, с большим количеством времени, которое требуется на проведение всей игры. В этом случае оправдано использование игровых моментов или занимательных задач, которые имеют непривычную форму или необычны в организации выполнения задания. Игровые моменты несут те же функции, что и игры, но требуют меньше времени на подготовку и проведение. Они являются элементами игры, не требующими обучению правилам. К тому же использование игровых моментов и занимательных задач полностью согласуется со вторым принципом – разнообразия видов деятельности; смена вида деятельности – лучший отдых. Ученики быстро утомляются при выполнении одного и того же вида деятельности. И здесь на помощь приходят игровые моменты и занимательные задачи, которые позволяют прервать монотонное течение урока, сменить род деятельности, отдохнуть с пользой.

Пример игрового момента. На столе лежат карточки, на которых написаны следующие числа:

25;     3;      75;          9;        1, 2;        95;        0, 5;            11;      7;

97;        15;          63;        8;        6;       4;         25;           12.

Учитель вызывает к доске первого ученика и просит его за некоторое время отобрать карточки, на которых написаны числа. Второй ученик раскладывает отобранные карточки в порядке возрастания. Третий ученик отбирает однозначные числа. Четвёртый ученик двузначные числа.

В методике математики различают устные и письменные приемы вычислений. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящиеся к ним приемы вычислений. К письменным относят приемы для всех других случаев вычислений над числами больше 100. Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались необходимо вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения для устных вычислений необходимо соединять с проверкой домашних заданий, закреплением и изложением нового материала, при опросе. И самым важным, на мой взгляд, является обязательный устный счет на 10 минут на каждом уроке.

Устная работа является одним из важнейших этапов урока.

Она имеет важное значение, как для учителя, так и для учащихся. И это понятно почему:

1) во время устной работы можно выяснить, хорошо ли усвоен материал;

2) соответствующий подбор заданий позволяет подготовить к восприятию нового;

3) это одна из удобных форм организации повторения;

4) во время устной работы можно задействовать большое количество учеников, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным;

5) в зависимости от формы организации устной работы мы можем отследить, как хорошо учащиеся владеют определенными навыками, насколько грамотно они строят свои предложения;

6) устный счет — это лакмусовая бумажка, которая показывает умение и качество работы ученика и учителя и дает учащемуся возможность реализовать себя;

7) упражнения устного счета с игровыми элементами активизируют внимание, вызывают дух соревнования и стремление одержать победу, правильно и быстрее выполнить задания;

8) упражнения устного счета позволяют учащимся довести навык выполнения до автоматизма, что необходимо при выполнении трудных, нестандартных заданий, когда мыслительная деятельность нацелена на обработку других – более серьезных упражнений.

Устный счет – очень нужный этап урока. Именно на этом этапе появляется настрой на весь урок. Устный опрос украшает урок, делает его логически стройным и интересным, способствует лучшему усвоению программного материала.

Можно выделить следующие виды упражнений по устному счету:

слуховые упражнения; (данные воспринимаются на слух);

зрительные упражнения; (числа воспринимаются зрением, используются наглядные пособия);

зрительно-слуховые упражнения.

Формы слуховых упражнений таковы:

пример или задача в одно действие;

пример, содержащий от двух до пяти звеньев;

задача-загадка.

Формы зрительных и зрительно-слуховых упражнений:

в виде примеров;

задач без конкретного содержания;

задач с конкретным содержанием.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЕЛОВ В ЗНАНИЯХ, УМЕНИЯХ И НАВЫКАХ ПО ПРОГРАММЕ IV КЛАССА.

Задание 1.

Цель задания: Проверка знания порядка действия, изученного в I-IV классах. Каждому ученику предлагается карточка.

Укажите порядок действий в следующих примерах .

260 + 69 + 140 — 201 1006 + 28 (92 — 82) 310 + 92 × 3

25 × 6 – 60 200 : 4 × 6 — 200 30 × 12 : 60

(2290 – 290)х2 (42 — 8 — 14)х20 90 х 18 : 6

Задание 2.

Цель задания: Проверка знания нумерации натуральных чисел.

1. Запишите цифрами год своего рождения.

2. 78, 7, 197. Сколько чисел и сколько цифр записано?

3. Запишите цифрами числа: четыре тысячи восемьсот тридцать два; восемь тысяч восемнадцать; пять тысяч сто два; девять тысяч пять.

4. Сколько десятков в двух сотнях, в одной тысяче?

Задание 3.

Цель задания: Проверка знания таблицы умножения и деления, особенностей зрительных и слуховых восприятий и умения переключаться с одного действия на другое.

5×6=

8×9=

7×4=

6×9=

42:7=

56:8=

72:9=

81:9=

7×3=

8×4=

3×5=

7×9=

Задание 4.

Цель задания: Проверка навыков вне табличного умножения и деления в пределах 100 и знание приемов выполнения.

12×4=

23×6=

16×5=

42:3=

56:4=

72:3=

17×6=

19×4=

21×7=

36:3=

55:5=

56:2=

Задание 5.

Цель задания: Проверка знаний нахождений неизвестной величины.

X+15=37

196:x=4

68-y=52

X:4=70

y-14=35

4×y=96

Задание 6.

Проверка знания приемов письменного выполнения сложения, вычитания, умножения, деления многозначных чисел.

В.I

12345-10765

97009-87954

867534

+348987

34×875

123×213

3933:19

9348:41

В.II

78643+12465

237805-4567

34567+12039

87×157

345×321

3990:38

7155:65

Задание 7.

Цель задания: Проверка умения решать простые задачи на сложение и вычитание.

Книга содержит 345 стр. В первый день девочка прочитала 37 стр. Сколько осталось прочитать?

В первый день в магазин привезли 5876 кг картофеля, во второй день — на 345 кг меньше. Сколько картофеля привезли во второй день?

Кит длиннее, чем акула, на 22 м. Как велика длина акулы, если длина кита 31 м.

Задание 8.

Цель задания: Проверка умения решать простые задачи на умножение и деление.

Турист прошел 34 км пешком и в 6 раз большее расстояние проехал на машине. Сколько километров турист проехал на машине?

Отец в 3 раза тяжелее сына. Отец весит 93 кг. Сколько весит сын?

Задание 9.

Цель задания: Проверка знания изменения результатов действий с изменением данных.

Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 20, а вычитаемое увеличить на 5.

Как изменится сумма, если первое слагаемое увеличить на 10, а второе уменьшить на 3.

Как изменится произведение, если один из сомножителей оставить без изменения, а другой увеличить в 2 раза?

Как изменится частное, если делимое увеличить в 5 раз, а делитель уменьшить в 2 раза?

Задание 10.

Цель задания: Проверка умения составлять равенства.

Запишите в виде равенства:

а) 524 больше 112 на 412;

б) 42 меньше 14 в три раза;

в) произведение 10 и суммы 10 и 3;

г) уменьши 52 на 12;

д) число 127 больше числа 100.

Задание 11.

Цель задания: Проверка умения составлять уравнения по условию задачи.

Я задумал число, прибавил 52, полученное число умножил на 2. У меня получилось число 304. Какое число я задумал?

Задание 12.

Из пункта А выехал автобус со скоростью 50 км/ч. Навстречу ему из пункта В выехала легковая машина со скоростью 70 км/ч. Через 3 ч они встретились. Найдите расстояние между пунктами А и В.

В своей работе я применила следующую методику проведения устного счета. .

1На основе проведенной диагностики вычислительных умений и навыков составила план занятий устными вычислениями.

2. Готовясь к уроку, намечаю целевую установку устных вычислений и соответственно этому подбираю упражнения.

3. Если же устные вычисления служат для повторения материала, который в свою очередь является подготовкой к теме урока, то ученикам даю соответствующее задание на дом. Таким образом, и ученик должен готовиться к устному счету.

4.На уроке выделяю время для изучения приёмов быстрого счёта.

5 Устные вычисления обычно провожу в начале или середине урока.

6. Чтобы уроки устного счёта были интересными, занимательными, вызывали активность и внимательность детей, провожу их разнообразными.

7.В подборе упражнений осуществляю индивидуальный подход с учётом особенностей ребёнка.

8.Оценки выставляю в журнал по желанию ученика. Такая форма проверки знаний дает возможность каждому ученику в процессе работы усвоить приемы устного счета и не боятся за получение неудовлетворительных оценок.

9.Устный счёт провожу в быстром темпе при отработке навыков. При закреплении только что изученного материала, темп более медленный, так как чем осознаннее будут действия учащихся в начале формирования навыка, тем глубже и прочнее будет его усвоение.

10.При выполнении устных упражнений не стремлюсь часто спрашивать сильных учащихся, так как это ослабевает инициативу слабых. Сильные учащиеся часто просто показывают ответ.

11.Выполняем письменные вычисления только когда устно вычислить трудно.

Формы устного счета, используемые мною на уроках.

-Беглый счет. ( Я называю ряд чисел и действий над ними)

-Равный счет. (Я записываю строчку: 32+63-15=80, далее вызываю ученика и прошу записать такую строчку, чтобы в ней получилось 80.

-Счет цепочкой. (Разновидность беглого счета с паузой перед каждым новым действием. Когда учитель ставит знак равенства ответ у большинства должен быть готов)

-Прием дополнение. ( Я пишу на доске число 1 или 100, а потом называю одно за другим числа, а учащиеся должны называть дополнения до 1 или 100)

-Устное решение простых задач.

-Магические квадраты.

-Устные контрольные работы.

-Математические диктанты

-Круговые уравнения

-Игры

-Карточки-тренажёры

Карточка-тренажёр использую как для индивидуальной и коллективной работы на уроке, так и для самостоятельной работы ученика дома. В карточке по горизонтали располагаются однотипные примеры на одно и тоже правило. По вертикали – примеры на разные правила. Сначала устный счёт выполняется построчно, обязательно с пояснениями. Когда все основные правила и алгоритмы счёта повторены, предлагаю выполнить задания 1 столбика, 2 и т.д., прочитывая вслух пример и затем называя его ответ.

12-5

17-13

16-10

14-14

18-18

37-22

21-10

34-14

92-82

5х12

6х13

3х12

5х13

5х12

4х16

2х17

7х15

4х18

10х2

10х5

10х7

8х10

20х5

30х9

90х8

50х4

40х9

16+5

18+3

19+7

12+9

15+7

13+9

18+4

17+5

17+7

18х0

9+0

63-0

26х0

45+0

51-0

29+0

38-0



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


See also:
Яндекс.Метрика