Устное народное творчество


Устное народное творчество

Разработка учебного проекта: «Устное народное творчество»Руководитель проекта: Гуниава Ирина ИвановнаУчебный предмет, в рамках которого проводится работа: литературное чтение.Тема охватывает следующие предметные области:• мы и окружающий мир• литературное чтение• музыка• русский язык.Состав учащихся: 2 классТип проекта: информационный, творческий, краткосрочный.Цель проекта: расширить представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.

Дидактические задачи проекта:Формирование УУД:• умение организовать свою деятельность;• ставить цели и выбирать средства для их достижения;• взаимодействовать в группе;• оценивать достигнутые результаты.Учусь учиться!• осознаю, выбираю, творю (личностные УУД);• планирую, контролирую, корректирую, оцениваю (регулятивные УУД);• анализирую, моделирую, ищу информацию (познавательные УУД)• общаюсь, обсуждаю, взаимодействую, сотрудничаю (коммуникативные УУД)Методические задачи проекта:• освоить представление об устном народном творчестве как отражении жизни народа;• освоить понятия: фольклор, различные жанры устного народного творчества;• научить проводить учебное теоретическое исследование;• научить пользоваться различными источниками информации;• научить кратко излагать мысли.Этапы проведения.І. Постановка учебной задачи.-Зачем нужно устное народное творчество?ІІ. Выдвижение гипотез решения учебной задачи.ІІІ. Определение творческого названия проекта.«Устное народное творчество»IV. Выбор тем для группового исследования учащихся.• пословицы « Красна речь пословицей»• конкурс сказок• инсценировка сказок и песен• выставка книг по разным темам• выставка детских поделокV. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.VI. Определение плана работы учащихся в группах.Поиск информации проводился в основном дома и в школе во внеурочное время, при активном участии родителей.Для сбора информации использовались:• книги, энциклопедии• видеофильмы, кинофильмы, аудиозаписи• помощь взрослыхVII. Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение заданий, составление плана работы группы.• прочитали материал по теме в учебнике• воспользовались научно-популярной литературой• выборочное исследование• сделали выводVIII. Самостоятельная работа группы. Подготовка учебной презентации по отчету.IX. Защита полученных результатов и выводов.Презентация результатов работы в группах.

Под звуки русской народной песни дети заходят в класс и садятся за праздничный стол. Хозяйка и хозяин (дети в русских народных костюмах) приветствуют гостей.- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!- Давно мы вас ждем, поджидаем, праздник без вас не начинаем!- У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!-Здесь и красные девицы,Добры молодцы кругом –Все уселись за столом.Здесь и русский богатырь.Будет всем вам здесь приятноПобывать в гостях у нас.Все мы рады вас встречать.Сегодня у нас необычный урок – защита творческих проектов по теме “Устное народное творчество” При изучении этой темы, многие из вас выбрали себе проект по душе, по интересующей вас теме. Сегодня мы подводим итоги вашей работы. Я думаю, что ваши проекты, сделанные с любовью, оставят в вашей душе ощущение гордости за свой труд и полученный результат. Вам всем представится на уроке возможность рассказать о своих работах, показать их.• Что относится к устному народному творчеству? (на доске открываются записи)пословицы сказки песни загадкиУстное народное творчествоПословицы.В.И. Даль писал: «Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».Проект представляет первая группа.Красна речь пословицей.Без пословицы не проживешь.Пословица недаром молвится.Старая пословица век не сломится.Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.В пословицах – народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни и людях. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

Игра « Собери пословицу».

Кто много читает, а человека смотри в делах.Хорошая книга — а доброе слово два.Грамоте учиться потеряешь час.Упустишь минуту — вперед пригодится.Человек живет век, лучший друг.Деревья смотри в плодах, тот много знает.

Проект второй группы. СказкиСказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости… Сказка — это чудо!Какую сказку рассказать тебе?Я знаю много их,Весь этот мир — собранье сказок.И в этих сказках, всюду, счастье!Ты только в сердце сказку запусти,И вновь почувствуешь, волнение в груди!

Игра «В мире сказок»1 тур. Разминка.1.Сказочный кучер с длинным хвостом. (Крыса).2.Сколько лет жил старик со своею старухою, пока не поймал золотую рыбку? (33).3. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы).4.Перечислите всех бременских музыкантов? (Осел, собака, кот, петух.)5. Какое средство помогло Карлосону избавиться от высокой температуры? (Варенье.)6.В какой сказке грязная посуда решила сбежать от своей хозяйки? (Федорино горе.)7.Сколько героев было в сказке «Репка»? (7)8.Назовите имена семи гномов? (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)2 тур. Подумаем над сказкой.Даны три сказки: «Петушок – Золотой гребешок», «Колобок», «Репка». Надо подумать:- Сколько героев в сказке?- Какие слова чаще всего повторяются?- Каков вывод из сказки?1. «Колобок»: 7 героев (дед, бабка, колобок, заяц, медведь, лиса, волк); « Я колобок, колобок, по амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешен, в печку сажен, на окошке стужен»; вывод: не надо забывать об осторожности с хитрецами (простота хуже воровства).2. «Репка» : 7 героев ( репка, бабка, дедка, Жучка, кошка, внучка, мышка) ; « Бабка за дедку, дедка за репку, тянут- потянут- вытянуть не могут»; вывод: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось».3. «Петушок – Золотой гребешок» : 4 героя (петушок, кот, дрозд, лиса); «Петушок, петушок, золотой гребешок / Маслена головушка, шелкова бородушка / Выгляни в окошко, дам тебе горошка»; вывод: « Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».3 тур. «Дополни имя»-У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Мы проговариваем первую часть названия, а вы – вторую.Кощей – … (бессмертный)Елена — … (прекрасная)Мальчик- … ( с пальчик)Иван — … (царевич)Финист- … (ясный сокол)Братец- … (Иванушка)Змей- … (Горыныч)Андрей-… (стрелок)Крошечка — … (Хаврошечка)Марья- … (Моревна)Никита- … (Кожемяка)

4 тур. «Кроссворд из сказки»

С инеглазкаК олобокА ленушкаЗ мейК ощейИ ванР укавицаУ точкаС мородинаС ивкаК оньИ збушкаЕ меля

С – имя девицы из сказки «О молодильных яблоках и живой воде».К – его пытались съесть пятеро, а удалось шестому.А – сестра Иванушки.З – пресмыкающиеся с тремя головами.К – смерть этого героя в яйце.И- мужское имя в сказках.

Р- этим предметом Иван пытался разбудить братьев.У – эта птица иногда превращается в кривенькую девочку.С – на этой реке Иван бился с Чудом- Юдом.С – кличка сказочного коня.К – без этого героя не обходится большинство сказок.И – жилище Бабы Яги.Е – имя героя .

Проект представляет третья группа. Песни.Очень давно люди начали петь. Они пели, когда им было весело и когда им было грустно. Песни сопровождали всю жизнь людей.Ребята нашей группы подготовили инсценировку русской народной песни «Как на тоненький ледок»Как на тоненький ледокВыпал беленький снежок;Выпал беленький снежок,Ехал Ванюшка дружок.Ехал Ваня. Поспешал,С ворона коня упал.

Он упал, упал – лежит,Никто к Ване не бежит…Таня с Маней увидали –Прямо к Ване подбегалиДа за обе руки брали,На коня его сажали,В путь – дорогу провожали:- Как поедешь ты, Иван,Не зевай по сторонам!

Проект четвертой группы. Загадки.В загадке один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство, по которому нужно отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава.Загадки на тему «Школа, учение»Она бывает документом,Плакатом, фантиком, конвертом,Письмом, обоями, листовкой,Альбомом, книгой, упаковкой,Салфеткой, веером, талоном,Неувядаемым пионом.Она бывает и деньгами.А что? Догадывайтесь сами!Отгадка: Бумага

Все расскажет и покажет,Теорему вам докажет,В мир поэзии введет,Но молчит из года в год.Отгадка: Книга

Как изучишь все бокаРасписного колобка,Так узнаешь, где Дунай,Где Кавказ, а где — Китай.Отгадка: Глобус

Моря есть — плавать нельзя,Дороги есть — ехать нельзя,Земля есть — пахать нельзя.Что это?Отгадка: Географическая карта

Без ног приходит,Без языка рассказывает.Отгадка: Письмо

Стоит дом:Кто в него войдет,Тот и ум приобретет.Отгадка: Школа

Загадки на тему «Кем быть?»Вот такие интересные дела!Не оса она, не шмель и не пчела.Но, бывает, ежедневно, много раз,Чтобы были мы здоровы, жалит нас.Отгадка: Медсестра

То ль зимою,То ли летомСам он ездитБез билета.А к другимУж много летПристает все:- Ваш билет?!Отгадка: Контролер

Вот на краешке с опаскойОн железо красит краской,У него в руках ведро,Сам расписан он пестро.Отгадка: Маляр

С огнем бороться мы должны -Мы смелые работники,С водою мы напарники.Мы очень людям всем нужны.Так кто же мы?Отгадка: Пожарники

Скажи, кто так вкусноГотовит щи капустные,Пахучие котлеты,Салаты, винегреты,Все завтраки, обеды?Отгадка: Повар

Загадки на тему «Сказочные персонажи»На сметане мешен,На окошке стужен,Круглый бок, румяный бок.Покатился …Отгадка: Колобок

Бабушка девочку очень любила,Шапочку красную ей подарила.Девочка имя забыла свое.А ну, подскажите имя ее!Отгадка: Красная Шапочка

Дюймовочкин жених слепойЖивет все время под землей.Отгадка: Крот

А эта дружила с самим Буратино,Зовут ее просто, ребята, — …Отгадка: Мальвина

С кем Мороз играет в прятки,В белой шубке, в белой шапке?Знают все его дочурку,И зовут ее …Отгадка: Снегурка

Целый год гостил не зряУ подводного царя.И гусляр он, и певец.Кто же этот молодец?Отгадка: Садко

Носик круглый, пятачком,Им в земле удобно рыться,Хвостик маленький крючком,Вместо туфелек — копытца.Трое их — и до чего жеБратья дружные похожи.Отгадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?Отгадка: Три поросенка

Возле леса, на опушке,Трое их живет в избушке.Там три стула и три кружки,Три кроватки, три подушки.Угадайте без подсказки,Кто герои этой сказки?Отгадка: Три медведя

Проект четвертой группы.Инсценировка сказки «Курочка – ряба» на новый ладБаба Эй, старик, проснись скорей!Дед Волки, что ли у дверей?Ты чего шумишь, старуха?Баба Да смотри, что я нашла:Наша курочка – пеструхаПод кустом яйцо снесла.Дед Ну снесла, какое дело,Что ты, бабка, обалдела?Баба Да яйцо – то не простое,А гляди – ка, золотое.Дед Золотое в самом деле?Мы с тобой разбогатели.Баба Погляди горит как жар.Дед Не случился – ли пожар!Баба О – о, горит, слепит глаза!Дед Чудеса!Баба Чудеса!Дед Ты в сундук запри его. (стук в дверь)Баба Нету дома никого.Ишь, соседей, как назло,Ненароком занесло.Дед Ты пойди, запри засов,Да спустить бы надо псов. (баба уходит и возвращается)Баба В среду в город я поеду,Там базар бывает в среду.Богатеев много там,Им яичко и продам.Как дадут мне денег груду,Накидают мне рублей,Я сапог себе добудуИ сибирских соболей.Вот обновок накуплю я,Разных юбок сорок штук,Шаль в цветочках голубуюДо краев набью сундук.Дед Что ты мелешь небылицы!Ишь, сыскалась молодица.Наряжаться в разный хлам.Нет уж, если мы богаты,Я построю вместо хатыТрехэтажные палатыИ беседки по углам.Баба Наказанье с глупым мужем!Что ты, старый, не блажи!Мы живем других не хуже,Ни к чему нам этажи!А за эти за беседки,Засмеют тебя соседки.Дед Пусть смеются, мне не жалко!Баба Да уймись ты, не кричи,Вон упала на пол скалка,Чугуны гремят в печи.Ох, не мил мне белый свет!Дед Я хозяин или нет?Баба Ох, яичко покатилось,Покатилось и разбилось.И скорлупки не осталось,Всё куда – то подевалось!Дед Ну чего мы затужили?От чудес одна беда.Будем жить, как прежде жили,И работать как всегда.Баба И шубенку справить можно,И поправить можно дом.Дед Только то, видать, надежно,Что дается нам трудом.Открывай, старуха, дверь,Что нам прятаться теперь!

X. Рефлексия — группы оценивают работу.В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.Убедились, что сказка учит:• мир делится на хороших и плохих людей, зверей… Но добрых всегда больше и их любит удача;• не бояться трудностей, верить в себя, быть смелым и помогать другим.• не имей сто рублей, а имей сто друзей;• защищать свою Родину;• добро побеждает зло;• любить своих родителей.

Пришли к выводу, что песни сопровождают всю жизнь людей: детям поют колыбельные, поют для поздравления с праздником, песни облегчают тяжелый труд.

Загадка учит думать и анализировать, понимать красоту русского языка.

 

Конец формы

 






See also:
Яндекс.Метрика