Устное народное творчество Кубани 3 класс


Тема: «Устное народное творчество Кубани»

Цели: изучение культурных традиций Кубани и ее этнографических особенностей, устного народного творчества. Знакомство с кубанской народной песней, пословицами, поговорками.

Развитие интереса к истории родного края, чувства любви к малой родине.

Оборудование и оформление:

Предметы быта.

Фонограмма кубанской народной песни в исполнении Кубанского казачьего хора.

Ход урока

Оргмомент.

— Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

— Веселья вам да радости!

— Давно вас ждем-поджидаем. Праздник без вас не начинаем.

— У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

— Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус: кому- сказку, кому-правду, кому-песенку.

— Удобно ли вам, гости дорогие! Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли место хватило?

— Гостям-то известное дело, хватило место, да не тесновато ли хозяевам?

— В тесноте — да не в обиде. Так гласит народная мудрость.

-И сегодня мы приступаем к изучению темы: «Устное народное творчество Кубани».

– Впервые ли вы встречаете этот термин?

— Как вы его понимаете?

— Кубанская земля богата не только своими черноземами и полезными ископаемыми. Наш край славится богатым устным народным творчеством. Не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами известны прекрасные песни кубанского казачества, то величавые, то озорные. Много у нас талантливых песельников и частушечников, сказителей и знатоков старинной кубанской обрядности. Они – хранители истинно народной мудрости.

— Какие виды устного народного творчества вам известны?

— С некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.

— Что же такое пословица? Это краткое изречение, которое имеет законченную мысль. В народе говорят: «Речь без пословицы – все равно, что еда без соли». Кубанцы с уважением относятся к тем, чья память особенно бережно хранит лучшие образцы народных изречений: Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае». У пословиц, бытующих на Кубани, есть своя особенность. Ведь здесь селились казаки-запорожцы, казаки — линейцы, а потом и крестьяне – преселенцы из центральной губернии России.

— К сегодняшнему уроку вы должны были подобрать кубанские пословицы (чтение пословиц).

— Пословицы можно разделить по тематическому признаку: о труде, об уме, о родине, о дружбе.

— Я раздам листы, на которых написаны пословицы:

1 ряд – находит и читает пословицы о труде;

2 ряд – об уме;

3 ряд – о дружбе.

— Следующий вид УНТ – поговорки. Это изречение, в котором нет законченного суждения.

— В них точно подмечаются черты характера человека, природные явления, жизненные ситуации. Использование поговорок в речи делает ее образной и яркой.

«Билого свита не бачить»; «Глазом нэ моргнуть. Усом нэ повэсты».

— А сейчас проведем блиц-опрос: я буду читать поговорки и пословицы на современном языке, а вы должны будете выбрать те кубанские поговорки, которые одинаковы по смыслу, но разные по звучанию.

Видно неряху по грязной рубахе.

Яблоко от яблони не далеко падает.

Хорошо там, где нас нет.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Один палец – не кулак.

— Молодцы, справились.

— Еще один вид УНТ – загадки. Это замысловатое выражение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. По форме загадки могут быть очень краткими.

— Предлагаю вам отгадать загадки:

Вист, телепается, всяк за него хватается (рушник)

Сталы хлопци в ряд, проходыть нэ велят (плэтэнь)

Новая посудына уся в дырках (решето)

Пидтыкано, пидшмыкано, а по хате бегае (веник)

— Это была разминка для ума, а сейчас я приглашаю вас на разминку для тела.

Физминутка.

Продолжение работы по теме урока.

— В будни и в праздники, в счастье и в беде всегда рядом с казаком была песня. Песня – это его связь с Родиной: с той землей, что полита кровью предков и на которой выпало счастье родится. Пели о доле тяжелой, о матерях, о родном доме. Всегда в песнях казаков воспевается красота родной природы, мать для казака – это сама «степь широкая». Песни можно разделить на несколько групп: походные, обрядовые, лирические и исторические.

— Прослушайте кубанскую песню в исполнении Кубанского казачьего хора.

— О чем поется в песне?

— Что нового для себя вы узнали из этой песни?

— Какие чувства вызвала эта песня?

Итог урока

— Вот и подошел к концу наш урок.

— Какие жанры УНТ мы сегодня вспоминали?

— Почему современные люди до сих пор используют в своей речи пословицы, поговорки, придуманные столетия назад?

Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье.






See also:
Яндекс.Метрика