Устная часть олимпиад


Устная часть олимпиад «Задания по говорению»

В ФГОС предполагается, что в области говорения учащиеся должны:      Уметь начинать, поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения.     Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая сомнение, согласие, несогласие, мнение, просьбу и т.д.     Вести различные виды диалога: этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог – обмен информацией, комбинированный диалог.     Владеть различными видами монолога: сообщение, описание, повествование, рассуждение.

Устная часть олимпиад «Задания по говорению» обычно включает два задания со свободно конструируемым ответом: задание С5 – монологическое тематическое высказывание и С6 – комбинированный диалог. Иногда  диалогическая речь построена на вопросах, которые один участник должен задать другому, прослушав монолог партнера.

При этом нельзя запрашивать информацию, которая уже была озвучена в монологическом высказывании. Однако и в этом случае оценивается как содержание запроса, так и взаимодействие собеседников.Умения монологической речи, проверяемые в олимпиадах:

     Строить самостоятельно законченное монологическое высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи;

     Логично и связно строить высказывание;

     Использовать стратегии: описания, сообщения, рассуждения;

     Точно и правильно употреблять языковые средства оформления монологического высказывания.

Умения диалогической речи, проверяемые в олимпиадах: 

     Строить комбинированный диалог в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи;

     Инициировать диалог;

     Поддерживать диалог;

     Заканчивать диалог;

     Восстанавливать диалог в случае сбоя;

     Соблюдать очередность реплик;

     Точно и правильно употреблять языковые средства оформления диалогического высказывания.

Тематическое монологическое высказывание:

•    внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на выделяемые элементы содержания и ограничители (пункты плана) и объем монолога (время);•    раскрывать содержание всех пунктов;•    строить высказывание в соответствии с данным планом;•    при планировании монологического высказывания сначала продумать  ключевые фразы каждого пункта;•    начинать следует с общего представления темы;•    давать развернутую аргументацию, если в пункте есть “Why”;•    избегать давать избыточную информацию, которая не обозначена в пунктах.Тематическое диалогическое высказывание:•    внимательно читать текст задания, обращая особое внимание на условия предлагаемой ситуации общения и ограничители (пункты плана) и объем диалога (время);•    задавать нужные вопросы;•    не бояться попросить объяснения, если непонятны слова или реплики;•    выслушивать все ответы и пояснения собеседника и реагировать на них;•    использовать разговорные формулы и клише;•    использовать лексику и грамматику, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.

Устная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и в первую очередь оценивается с точки зрения выполнения коммуникативной задачи и успешности общения. Тем не менее, до недавнего времени успешность работы учащегося определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи. При этом оценивание носило чисто субъективный характер: не было ни критериев оценивания, ни шкал, позволяющих перейти на более объективное оценивание. В настоящее время разработаны критерии и параметры оценивания, позволяющие достаточно адекватно оценивать раздел «Говорение». Сейчас наиболее важными критериями оценивания выполнения задания стали такие критерии как «Решение коммуникативной задачи» и «Взаимодействие с собеседником», так как именно они показывают, насколько успешно решена учащимися коммуникативная задача.

Для оценивания коммуникативных заданий раздела «Задания по говорению» применяется сочетание двух рейтинговых шкал в системе, специально разработанной для измерения различных сторон коммуникативной компетенции учащихся. Система предусматривает словесное описание критериев оценивания развернутого ответа  и цифровую характеристику нормативов оценки по каждому критерию. Каждый критерий в зависимости от его значимости оценивается рейтинговой шкалой различной длины: 3-0, 2-0 или 1-0. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения, — 6. баллов, за  комбинированный диалог — 9. Итого максимальный балл за раздел «Говорение» — 15 баллов.

Тематическое монологическое высказывание (С5) оценивается по четырем критериям, а именно, «Решение коммуникативной задачи» (максимально — 3 балла), Лексико-грамматическое оформление речи (максимально -2 балла), Произносительная сторона речи – (максимально -1балл). Итого – 6 баллов. Комбинированный диалог (С6) оценивается по четырем критериям, а именно, «Решение коммуникативной задачи» (максимально — 3 балла) и «Взаимодействие с собеседником» (максимально — 3 балла), Лексико-грамматическое оформление речи (максимально -2 балла), Произносительная сторона речи – (максимально — 1балл).






See also:
Яндекс.Метрика