Успешный старт ребёнка через формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО


«Успешный старт ребёнка через формирование УУД в рамках реализации ФГОС НОО»

В условиях введения в практику работы начальной школы ФГОС НОО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Сегодня необходимо отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. При деятельностном подходе ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Урок, на котором учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности. А. А. Леонтьев отмечает «Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения».

У многих педагогов начальной школы, работающих по новым стандартам, возникают вопросы: Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике задания целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

Эти и другие вопросы наши педагоги постараются осветить на практических занятиях с учащимися 1-2 классов.

Ровно год назад 19 апреля 2012г. на городском семинаре «Организация урочной и внеурочной деятельности первоклассника в условиях ФГОС НОО» наши учителя поделились своими наработками по формированию УУД на уроках и занятиях внеурочной деятельности.

Сегодня учителя, реализующие ФГОС НОО в 1 и 2 классах, на своих уроках и внеклассном занятии покажут формирование УУД через разнообразие учебных заданий. К вашему вниманию урок русского языка в 1-а классе (система Л.В.Занкова) на тему «Парные согласные в конце слова» (учитель Терехова И.А., каб. 206), урок русского языка в 1-в классе по программе «Школа 21 века» на тему «Речевая ситуация: слова и приветствия» (учитель Дегель Т.И., каб. 307), внеклассное занятие во 2-а классе «Путешествие в Знаниеград» (система Занкова Л.В.) (учитель Серьгова А.И. каб. 106)

Учителя 2-х классов (Алексеева Е.Г. и Ферман Г.В.) представят фрагменты уроков, где покажут активные методы обучения с точки зрения формирования УУД (каб. 103)

Методы активного обучения — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

В своей педагогической практике учителя систематически применяют следующие активные методы обучения:

групповая и парная работа

дискуссия

метод проектов

метод создания проблемной ситуации

деловые игры

метод эвристических вопросов

драматизация, театрализация

творческая игра

имитационный тренинг

создание ситуации успеха

«Мозговой штурм»

метод любования

«Круглый стол»,

методы удивления

метод эвристических вопросов

введение проблемного диалога

моделирование

Большую часть из перечисленных методов обучения мы увидим, посетив практическую часть сегодняшнего семинара.

А сейчас Захарова Т.А. познакомит вас с учебными заданиями, которые являются средством формирования УУД в рамках реализации ФГОС.

Рефлексия

Два года у нас в школе работает творческая группа учителей, внедряющих в педагогическую деятельность ФГОС НОО. На заседаниях творческой группы учителя рассмотрели очень много теоретических вопросов по внедрению новых стандартов, но невозможно усвоить теорию без практики. Поэтому практические занятия, открытые уроки, фрагменты уроков помогли нашим педагогам достичь нужных результатов по внедрению ФГОС. Это мы увидели на сегодняшнем семинаре. Хочется обратить внимание на разнообразие применяемых активных методов обучения на уроках. На фрагментах уроков во 2 класса Алексеева Е.Г. и Ферман Г.В. использовали прием технологии критического мышления. На этом занятии мы увидели следующие методы:

частично – поисковый, репродуктивный

групповая и парная работа, где дети учились сами и обучали других

синквин, кластер

Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.

Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия

Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет

Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации.

Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности

Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации – и обучает детей применению обобщенных способов действий.

Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности

Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

Учитель находит способ увлечь детей знаниями.

Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.

Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.

Учитель помогает ребенку найти самого себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что –то делать

Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости

Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.

Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.

Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде

Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.

Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.

Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина

Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ

Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций

Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных

Учитель учит детей планировать свой досуг Учитель организует конструктивную совместную деятельность






See also:
Яндекс.Метрика