Успешная социальная адаптация младших школьников как основной компонент психологическог


Мне повезло!

Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.

Актуальность:

И от меня, первого учителя, зависит, как сложится не только школьная жизнь ребёнка, но и насколько успешным он будет в обществе.

Задача сохранения здоровья одно из приоритетных направлений президентской инициативы «Наша новая школа»

Мои внутренние убеждения соответствуют задачам государства.

Это и определило тему моего профессионального саморазвития

«Успешная социальная адаптация младших школьников, как основной компонент психологического здоровья»

Эта тема широко изучена в современной мировой отечественной педагогике и психологии И.В. Дубровиной, Н.Г. Лускановой, Р. В.Овчаровой, Л.И.Переслени.

Книга И. В. Дубровиной «Практическая психология образования»

и Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» на мой взгляд должны стать настольной книгой каждого учителя .

Одним из показателей благоприятной адаптации младших школьников является психологическое здоровье.

Предмет исследования:

Индикатором трудности процесса адаптации является проявление школьной тревожности.

Проблема: Школьная тревожность причина дезадаптации и нарушения психологического здоровья младшего школьника.

Гипотеза: При создании комфортных социально – психологических условий в период адаптации снизится уровень школьной тревожности.

Моя цель: Создать комфортные условия через снижение уровня школьной тревожности.

В своей программе я выделила следующие этапы:

Подготовительный этап начался

за долго, до первой встречи с будущим учеником. Освежила в своей памяти статьи и работы известных педагогов и психологов.

Встретилась с родителями будущих первоклассников на родительском собрании в детском саде №3 и ГКП школы№1.

К сожалению сегодня не все дети могут посещать дошкольное учреждение, поэтому в рамках профилактической работы через местную газету разъясняла родителям, что значит ребенок готов к школе. Акцентирую внимание на особенности физиологической, психологической и социальной готовности. И дала советы, как максимально использовать оставшееся время для подготовки детей.

Состояние здоровья – основа успешного обучения в школе, поэтому, следующей ступенькой является изучение медицинских карт детей. Мне, важно знать какими заболеваниями переболел ребенок до поступления в школу, наличие хронических и инфекционных заболеваний в анамнезе.

Первое знакомство с детьми происходит при посещении квартир моих будущих учеников, что позволяет изучить условия проживания, социальный статус и состав семьи.

И уже 1 сентября, мои родители и дети придя на линейку, видят семейные фотографии в классном уголке.

Заранее подготовленный диагностический инструментарий позволил мне , в течении первой учебной недели, сформировать представления о психологической готовности к школе моих учеников.

Результатом подготовительного этапа стал перечень проблем, которые я должна была разрешить как учитель начальных классов.

Ваше внимание я хотела акцентировать на одной проблеме:

Повышенной школьной тревожности.

Чтобы снизить уровень тревожности у детей в период адаптации работу спланировала в 3 направлениях:

Работа с детьми.

Работа с родителями.

Работа с классом.

Важный этап в работе с детьми – это знакомство.

1 сентября провела психологическое занятие с элементами тренинга «Огонек знакомств». В начале ученики дарят улыбки как символ хорошего настроения. Далее называют свои имена, соотносят их со сказочными героями. Такой способ помогает моим ребятам раскрыться и более подробно рассказать о себе. В заключении рисуют свой портрет. Мне этот рисунок помогает выявить эмоциональное состояние школьников в первый школьный день.

На первой недели каждый день провожу игры и упражнения на знакомство т.к. трудно сразу запомнить всех детей класса и установить контакт.

Для этого использую разные приемы, которые позволяют включать в активную деятельность первоклассников.

На второй и третей недели добавляю ролевые игры, инсценирование сказок, предоставляя возможность каждому побывать в разной роле. Ведь первые три недели это самый сложный период в адаптации первоклассников его называют “физиологической бурей” длится достаточно долго 2-3 недели.

На втором этапе «буря» начинает стихать.

К этому времени выделилась группа детей с проявлением школьной тревожности.

Выражается это в виде беспокойства, суетливости, ученики быстро устают во время урока, смущаются, при неудачах расстраиваются и плачут.

В этот момент начинаю работать над повышением самооценки (1) детей. Включаю в игровую деятельность элементы арт-терапии и психогимнастики, работу с пластилином.

Для снятия психоэмоционального напряжения (2) использую релакс-— паузы с элементами аромо, свето и цветотерапия.

Создаем сказки (3), герои которых, при сложившихся сложных ситуациях находят выход.

Все игры и упражнения объединила в одну программу, которая направлена на преодоление школьной тревожности в период адаптации первоклассников. Со всем классом в этот момент осваиваем правила вежливости в работе парой, группой, создаем оптимальный режим дня.

Жить в мире с собой и другими.

Активно использую сборники игр и упражнений Фопеля.

Результатом стало формирование положительного отношения к жизни, в том числе и к школе.

Но не у всех детей отмечалась положительная динамика.

Для уточнения проблемы провела диагностику Филлипса. Эта многофакторная методика помогает выявить характер тревожности.

Оказывается, у этих учеников проявляется страх несоответствия ожиданиям окружающих. Теоретически я знала, что причина такой проблемы — семья школьника, где завышены требования к ребенку.

В. А. Сухомлинский отмечал, что ребенок становится трудным от года до 7-8 лет, то есть в тот период, когда основным воспитателем является семья.

С этого момента началась работа с семьями моих учеников. Психологи, рассматривая становление личности на протяжении всей жизни заметили, что рационально адаптируются те дети, которые в семье получили положительный опыт общения.

Второе родительское собрание «Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье» провела в форме дискуссии.

В ходе работы ненавязчиво провела исследование стилей семейного воспитания. Мои предположения подтвердились.!!!! Две семьи предпочитают авторитарный стиль семейного воспитания и одна семья либеральный.

Разработала ряд психологических занятий и консультаций, которые объединяла одна цель:

Повысить уровень родительской компетенции.

С этой целью проводила тренинги, индивидуальные и групповые консультации.

Продуктивнее всего получилось общение на тему: «Знаю ли я своего ребенка?»

Приобретенный опыт помог в воспитании собственных детей и откликнуться на проблемы окружающих. Так мои родители приняли активное участие в акции «помоги ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации» Приносили вещи, книги, игрушки, моющие средства, посуду. Участвовали в уборке территории школы. Организовали ремонт кабинета. Готовили новогодний подарок ребенку из малообеспеченной семьи. Подготовили инсценированное новогоднее представление, а к дню матери презентации.

Родители стали активными участниками школьной жизни, а это значит, установился тесный контакт между детьми и родителями. Совместная деятельность помогла семьям изменить стиль воспитания в семье, соответственно снизить уровень тревожности у учеников.

Если в первом классе работа с тревожностью носила коррекционный характер, то во 2 и 3 классах ведущее направление профилактическое.

Фактором, провоцирующим тревожность, стало переход на отметочную систему оценивания.

Цель: Формирование навыков взаимо и самооценки.

Результат: Оценивание в моем классе основано на трех китах:

Самооценка

Взаимооценка.

Оценка учителем.

Этот механизм позволяет обьективно оценить знания детей, убрать фактор тревожности и активизировать учебную деятельность в зоне ближайшего развития.

Рефлексия. Чтобы подтвердить верность результатов моей работы

22.11.2012 года провела методику Филлипса, которая подтвердила положительную динамику. (слайд)

Отсюда следует вывод: Создавая комфортные условия, при которых учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности младших школьников. Организуя жизнь малышей в соответствии с их интересами и способностями. При этом поддерживая тесный контакт с семьей. Каждый ученик чувствует себя уверенно и комфортно в классе.

Перспектива: Следующий фактор тревожности переход моих учеников на среднюю ступень обучения, которая осложняется подростковым кризисом.

Это и есть моя задача на ближайшие полтора года.

У каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики и я как учитель начальных классов должна разглядеть и затронуть их , чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.






See also:
Яндекс.Метрика