Успех порождает успех Воспитание ситуацией успеха


Научная публикация

по теме:

«Успех порождает успех. Воспитание ситуацией успеха»

Автор: учитель начальных классов ГБОУ школы №462 Пушкинского района Санкт-Петербурга Волосянкина Наталья Васильевна

«Все мы очень разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху». К.Д.Ушинский.

Актуальность темы

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что «целью школьного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная адаптация выпускников».

Успех – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности. Успех или самореализация личности ученика – одно из условий, необходимых для развития личности ребенка, формирования познавательного интереса, а, следовательно, и способ повышения качества образования. Толчок на успех дает толчок к духовному, умственному развитию личности. Успех в учении — это залог успеха в жизни, это реализованная цель.

Задача учителя – создание для школьника «ситуации успеха». «Ограничения, принуждение, давление противопоказаны школе. Человеку надо создавать все условия, чтобы он смог наилучшим образом сделать то, что он хочет и что он может…» (Н.А.Ляпунова – ученый генетик)

Сущность принципа «воспитание успехом»

Суть принципа «воспитание успехом» состоит в том, что педагог, работая с учеником, должен стремиться, как можно глубже понять его, осмыслить его особенности, потребности, стараться развивать «самые малые ростки успеха». Для этого необходимо умение учителя создавать среду возможной успешности, когда каждый ученик сможет почувствовать и испытать «вкус победы».

С психологической точки зрения, успех – это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

С педагогической точки зрения, успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение, стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.

Источники успеха – мотивация личности (я хочу). Но не всегда это «я хочу» ребенок проявляет сам, иногда оно спрятано глубоко под сомнениями, неуверенностью, неумением. Тут нужна чуткость педагога, умение Золушку превратить в принцессу. Причем, для каждой «Золушки» нужен свой способ превращения.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Талантливы все! Об этом говорил еще Жан Жак Руссо, знаменитый французский писатель. Но чтобы дети смогли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Важно, чтобы ребенок с раннего детства ощущал себя успешным. Если ребенок чувствует востребованность и положительную оценку своей деятельности (в семье, школе), то в нем формируется чувство успеха, а, следовательно, уверенности в своих силах и возможностях.

Успешным может быть любой позитивный шаг, инициатива. Если ребенок застенчив – то это нисколько не помешает ему быть успешным. Важна доброжелательная атмосфера, готовность взрослого поддержать, похвалить и оценить каждый успешный шаг.

У. Глассер отмечал, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Он убежден, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то впоследствии такому ребенку легче стать успешным и во взрослой жизни. Он приобретает такие свойства личности, необходимые в современном обществе, как уверенность в себе, коммуникативность, самостоятельность, умение принимать собственное решение и разрешить проблему.

А.С.Белкин убежден, если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Отсутствие состояния успеха можно сравнить с отсутствием иммунитета к вирусу. Такой ребенок подвержен воздействию неприятных ситуаций, он нерешителен, ему труднее преодолевать неудачи. Отсутствие стремления к успеху делает ребенка незащищенным, не позволяет раскрыть ему все его таланты и возможности. Ему трудно быть счастливым!

Моделирование ситуации успеха

Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал «необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения». В педагогике не существует универсальных средств и методов обучения и воспитания. Это в полной мере относится и к ситуации успеха. Ситуация в данном случае будет выступать как сочетание условий, обеспечивающих успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация успеха создаётся педагогом в учебной деятельности.

Решение любой учебной задачи предполагает подготовку, исполнение и оценивание. Как и любую деятельность, учение можно представить в виде последовательной цепи:

установка на деятельность (эмоциональная подготовка на решение учебной задачи);

обеспечение деятельности (создание условий для успешного решения);

сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда, рефлексия)

Можно выделить 3 этапа в развитии ситуации успеха.

1.Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность.

Педагог ставит перед собой задачу сформировать у учащегося стремление как можно успешнее выполнить учебное задание, ощутить себя «творцом обстоятельств», преодолеть трудности, которые могут встретиться в ходе работы, другими словами, формирует мотив достижения успеха.

Педагог вправе предложить различные варианты мотивов: стремление самостоятельно решить интересные задачи, попытаться завоевать авторитет в глазах своих товарищей, стать первым, рассматривать свою деятельность с точки зрения ее пользы для других людей.

2. Организационный этап, или обеспечение деятельности.

Задача учителя – обеспечение учащегося заданием, которое учитывало бы его индивидуальные способности и доставило удовольствие в ходе выполнения работы. На данном этапе ситуацию успеха можно рассматривать как частный случай проблемного обучения.

На этом этапе у некоторых учащихся наступает такой период, когда непосредственный интерес к работе переживает состояние конфликта: с одной стороны необходимость выполнить работу, а с другой – недостаток условий для реализации задачи. Психологи и педагоги к таким условиям относят:

◊ недостаток способностей;

◊ трудность задания;

◊ отсутствие везения;

◊ слабость волевых усилий.

Первые два условия учитель может учесть заранее, стоит лишь подобрать задачи в соответствии с индивидуальными способностями ученика.     Везение зависит от внешних условий, в то время как волевые усилия являются фактором подконтрольным, прежде всего, для самого субъекта деятельности.     Таким образом, на данном этапе достижения ситуации успеха задачей учителя является создание условий для успешного выполнения учебного задания.

3. Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной.

Перед учителем стоит задача организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул, в осознанный мотив для выполнения следующего учебного задания. Для этого учащийся должен осознать и проанализировать результат, полученный им на предыдущих этапах деятельности.      Мнения учителя и ученика в данном вопросе чаще всего расходятся. Дело в том, что педагог оценивает итог деятельности: грамотность, аккуратность, правильность и пр., а учащийся помнит о степени затраченных усилий, концентрации внимания и т.д. Ученик ждет, что оценят не только итог, но и его усилия в процессе деятельности.

Наиболее оптимальный вариант для обеих сторон — когда степень затраченных усилий соответствует итогу работы, а значит, и отметке. В этом случае учителю достаточно похвалить учащегося, подчеркнуть его достижения, тем самым стимулируя его к дальнейшей деятельности.

Таким образом, результативный этап деятельности учителя является диагностирующим в его работе, определяющим прогнозы на будущее. Ученик также корректирует свою деятельность с помощью учителя: его осознанное отношение к итогам должно стать стимулом к предстоящей деятельности.     Результативный этап служит основой для формирования мотивов будущей деятельности.      Чувство удовлетворения приносит успех, доставшийся ценой особых усилий, напряжения умственной деятельности. Борьба с трудностями способствует созданию устойчивого положительного отношения к деятельности, но эта борьба должна обязательно подкрепляться успехом.    

 Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на организационном — обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося, на результативном — усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности.

Типы ситуаций успеха

1. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А.Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Приемы «неожиданной радости»:

— прием «Лестница» или «Встань в строй».

Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Алгоритм:

1 шаг. Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг. Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в себя. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: неуспех – случаен, успех – закономерен. Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3 шаг. Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.

4 шаг. Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.

5 шаг. Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.

6 шаг. Стабилизация. Суть заключена в том, приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.

— прием «Даю шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

— прием «Исповедь» или «Когда учитель плачет»

Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.

А должен ли учитель испытывать неожиданную радость?

Он, конечно, может радоваться вместе с учеником его достижения, но отлично знает, что эти достижения были им запрограммированы. Но, возможно, что и для учителя радость его воспитанника может оказаться неожиданной, если он не предполагал его скрытых возможностей, взлета мыслей. Радость учителя может быть неожиданной, если он убедился, что результаты ребенка оказались выше ожидаемых.

2. Общая радость – состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.

Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с остротой новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв к лучшему.

Приемы, вызывающие «общую радость»:

— прием «Следуй за нами»— смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

Алгоритм:

1 шаг. Диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

2 шаг. Выбор интеллектуального спонсора. Проще прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес.

3 шаг. Фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

-прием «Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел» — главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку создать ситуацию успеха. Слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а, следовательно, знания. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.

— прием «Обмен ролями» или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность выявить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально – волевых возможностей учащихся. Из формы деловой игры этот прием превращается в прием создания ситуации успеха. Девиз приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив»

— прием «Заражение» или «Где это видано, где это слыхано» — эффективное средство оздоровления атмосферы коллектива, источник успеха и общей радости. Главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастает в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Механизм «заражения».

1 шаг. Позитивное единство эмоционального и интеллектуального фона коллектива.

2 шаг. Выбор гносионосителя.

3 шаг. Создание ситуации состязательности и педагогически целесообразного соперничества.

4 шаг. Выбор адекватных стимулов состязания «заражения»

Механизм «заражения» построен на передаче настроения от одной микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации этих настроений, в их оформлении. В результате повышается интеллектуальный фон коллектива. Вырастает самоуважение коллектива в целом. Именно в этом феномене и заключается глубокий смысл «общей радости». «Общая радость» отражает сумму успехов нескольких микрогрупп школьников. Главное в том, чтобы в достижениях школьника окружающие видели результаты своего труда, а сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».

3. Радость познания

Выделяют 5 основных мотивов учения:

1. Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку);

2. Перспективно побуждающие – более социально значимые, связанные с удовлетворением широких длительных по времени потребностей (получить образование);

3. Моральные мотивы – социально значимые, связанные с пониманием учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей;

4. Мотивы общения — социально значимые, связанные с потребностью быть в коллективе;

5. Интеллектуальные мотивы – наиболее ценные мотивы для учебы, в основе которых лежит потребность познавать мир, когда важен не столько результат, сколько процесс познания. Познание опирается на самообразование, на самопознание.

Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего «радость познания».

Приемы, создающие ситуацию «радость познания»

— прием «Эврика»

Суть приема в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывающий перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Нужно помнить, что:

— успех открытия надо долго и терпеливо готовить;

— ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, нужна поддержка, установка на завтрашнюю радость;

— ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.

— прием «Линия горизонта»

Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.

Создание ситуации успеха в практической деятельности учителя

Алгоритм создания ситуации успеха

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и др.

Поэтому педагогически оправдана помощь учителя в создании для школьника ситуации успеха. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико – пластическими) средствами.

Технологические операции создания ситуаций успеха.

Создание в классном коллективе «атмосферы доброжелательного отношения друг к другу» (обязательное условие), основанного на принципе толерантности, атмосферы доверия и открытости. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие

жесты).

Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

Речевая парадигма:

◊«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться»;

◊ «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»;

◊ «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

Авансирование успешного результата — авансирование детей перед  тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать  успех  – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.

Помогает учителю выразить твердую убежденность в том, что ученик обязательно справится с поставленной задачей. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, в свои силы и возможности, повышает активность и его свободу.

Речевая парадигма:

◊ «У вас обязательно получится…»;

◊ «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»

Высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм. Показывает ребенку ради чего и кого совершается эта деятельность.

Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

Речевая парадигма:

◊ «Возможно, лучше всего начать с…»;

◊ «Выполняя работу, не забудьте о…»

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.

Речевая парадигма:

◊ «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»;◊ «Только ты и мог бы…»;

◊ «Только тебе я и могу доверить…»;

◊ «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий.

Речевая парадигма:

◊ «Нам уже не терпится начать работу…»;

◊ «Так хочется поскорее увидеть…»

Высокая оценка детали — оценка не производится в целом, она ставит акцент на деталях выполненной работы. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой — то его отдельной детали.

Речевая парадигма:

◊ «Тебе особенно удалось…»;

◊ «Больше всего мне в твоей работе понравилось…»;

Ситуация успеха, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии учащегося, мотивирует его желание включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего учебного труда.

Необходимо еще раз отметить следующие позитивные моменты, связанные с развитием данной ситуации:

♦ переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;

♦ появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;

♦ положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Таким образом, ситуация успеха становится условием воспитания такого отношения к учению, которое способствует проявлению и развитию активности учащихся в процессе обучения, их самопознанию, самообучению и самоформированию.

«…единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться – успех в учении». В.А.Сухомлинский

Список используемой литературы:

Азаров Ю.П. «Радость учить и учиться». М.: «Политиздат», 1989

Белкин А.С. «Ситуация успеха. Как ее создать». М.: «Просвещение», 1991

Белкин А.С. «Читаю чувства на лице твоем». Народное образование, 1990 №11

Глассер У. «Школы без неудачников». М.: «Просвещение», 1991

Жадан А.А. «Жемчужины мысли». Минск: «Современная школа», 2008

Иванов К.А. «Все начинается с учителя». М.: «Просвещение», 1983

Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники». Ростов на Дону: «Феникс», 2008

Карел Блага, Михаел Шебек. «Я – твой ученик, ты – мой учитель». М.: 1991

Карелин А. «Энциклопедия психологических тестов». М.: «Издательство АСТ», 1997

Материалы VIII -X симпозиумов. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. М., 2004

Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании». М.: «Владос», 1995

Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека». Киев, 1972

Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения». М.: «Педагогика», 1974

Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки». М.: «Педагогика», 1979

Щуркова Н.Е. «Культура современного урока». М.: «Педагогическое общество России», 2000.

^






See also:
Яндекс.Метрика